Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ всех видов деятельности в период практики
2. Методическая папка по практике (общее задание)
2.2. Сравнительный анализ психолого-педагогического процесса в разных возрастных группах ДОО.
2.3. Образовательное мероприятие с детьми в соответствии
3.1. Библиографический список литературы
3.2. Разработка и планирование исследования в рамках работы над темой курсовой работы
«Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
средствами изобразительной деятельности»
3.3.Экспериментальное исследование в рамках темы исследования.
3.4. Подборка дидактических материалов в соответствии с темой исследовательской работы
материала с учетом возможностей детей, адаптация современных образовательных технологий к уровню и возможностям детей с ОВЗ, развитие психических функций. Наличие дидактических материалов, облегчающих усвоение учебного материала детьми с ОВЗ, использование специальных коррекционных приемов работы.
В учебном пособии изложены основные концепции и понятия, связанные с темами способностей, мышления, творчества и психодиагностики; четко выделены основные тенденции в понимании творческих способностей, раскрыта их структура.
В данном пособии рассматриваются вопросы содержания и организации развития воображения детей, отстающих в умственном развитии. Раскрываются педагогические условия, этапы и методы формирования воображения. представленный практический материал может быть полезен в работе как с умственно отсталыми детьми, так и с нормально развивающими детьми более младшего возраста.
В книге известного советского психолога Л.С. Выготского (1896-1934) рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Педагоги и родители найдут в книге немало полезных сведений о литературном, театральном и изобразительном творчестве дошкольников и младших школьников.
В пособии раскрывается методика руководства детской изобразительной деятельностью - рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. При этом впервые в учебной книге акцент сделан не на приобретении дошкольниками необходимых знаний, умений, навыков, а на развитии личности, творческой сущности ребенка в процессе изобразительной деятельности. Пособие может быть использовано также студентами педагогических ВУЗов, воспитателями детских садов.
В статье предложены методы эстетического развития детей 3-5 лет, благодаря которым в игровой форме взрослый может обучить детей самостоятельной передаче образов доступными изобразительными средствами. Представлены конспекты занятий по изобразительной деятельности, критерии оценки художественного развития дошкольников. Статья представляет интерес для педагогов, специалистов по художественной деятельности, родителей.
Книга посвящена проблемам развития воображения в дошкольном детстве. В ней приводятся данные по возрастной динамике развития воображения, определяются пути активизации воображения дошкольника, рассматриваются индивидуальные особенности в развитии воображения, связанные с особенностями личности ребенка.
В книге приводится обзор литературы по проблемам развития воображения и творчества ребенка; дается детальное описание экспериментальных и диагностических методик, направленных на определение уровня развития воображения; излагается ход развивающих занятий, направленных на развитие творческих способностей дошкольника. В приложениях даются материалы по диагностике воображения, а также клмплекс развивающих игр для детей всех дошкольных возрастов.
Книга представляет собой как учебное пособие пб проблемам развития воображения, так и практическое руководство по развитию детского воображения. Она адресована широкому кругу читателей: специалистам-психологам, студентам, воспитателям и другим практическим работникам детских дошкольных учреждений.
Фрагмент курсовой работы по теме «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности »
Введение
В наше время в обществе остро встает вопрос о воспитании творческой личности ребёнка. В связи с этим возникает необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения разнообразных путей их реализации.
Психологи доказали, что воображение включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Самым главным является выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы его развития. На значение воображения в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (Д. Дьюи, В. Штерн) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого человека. К. Д. Ушинский писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее и однообразнее, чем у взрослого человека. Оно не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других. Но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».
Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: С. Л. Вернер, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн.
В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Выделены виды воображения: непроизвольное (сновидения, грезы, галлюцинации) и произвольное (репродуктивное и творческое).Установлено, что воображение развивается именно в дошкольном детстве.К сожалению, на сегодняшний день нет методик, которые позволяют диагностировать функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения воображения и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников.
3. Индивидуальное задание
3.1. Библиографический список литературы
-
Айдарова, Л.И. Ребенок и слово / Л. И. Айдарова. –Москва: Младший школьник, 1981. –145с. -
Айдарова, Л.И. Психологическая необходимость изучения «поэтики» в курсе родного языка / Л. И. Айдарова, Г. А. Цукерман// Вопросы психологии. – 1977. - № 1. – С. 17-29. -
Березина, В.Г. Детство творческой личности /В.Г. Березина,И. Л. Викентьев, С.Ю. Модестов.– Санкт-Петербург : издательство Буковского, 1994. – 60с. -
Богословский, В.В. Общая психология / В. В. Богословский. – Москва : Просвещение, 1981. – 635с. -
Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей/ Д. Б. Богоявленкая. – Москва : Академия, 2002. – 320 с.
В учебном пособии изложены основные концепции и понятия, связанные с темами способностей, мышления, творчества и психодиагностики; четко выделены основные тенденции в понимании творческих способностей, раскрыта их структура.
-
Борисова, Е. Развитие творческих способностей старших дошкольников в рисовании/Е. Борисова // Дошкольное воспитание. - 2002.–№ 2. – С. 2-8. -
Боровик, О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы / О. В. Боровик // Дефектология. – 1999. - № 2. – С. 18-25.
В данном пособии рассматриваются вопросы содержания и организации развития воображения детей, отстающих в умственном развитии. Раскрываются педагогические условия, этапы и методы формирования воображения. представленный практический материал может быть полезен в работе как с умственно отсталыми детьми, так и с нормально развивающими детьми более младшего возраста.
-
Боровик, О. В. Развитие воображения / О. В. Боровик. – Москва : ООО "ЦГЛ "РОН", 2000. - 112 с. -
Вайнерман, С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству:пособие для педагогов дошкольных учреждений /С. М. Вайнерман, А.С.Большев, Ю.Р.Силкин. – Москва : Владос, 2002. – 224 с. -
Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества / Н. Ю. Венгер // - Дошкольное воспитание. –1982. - № 11. – С. 32-38. -
Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – Москва, 1967. – 278 с. -
Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л. Н. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 1997. – 92с.
В книге известного советского психолога Л.С. Выготского (1896-1934) рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Педагоги и родители найдут в книге немало полезных сведений о литературном, театральном и изобразительном творчестве дошкольников и младших школьников.
-
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 1997. – 96 с. -
Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Академии педагогических наук, 1960. – 378 с. -
Годфруа, Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1 / Ж. Годфруа.– Москва : Мир, 1992. - С. 435-442. -
Глоцер, В. В. Дети пишут стихи / В. В. Глоцер. – Москва : Просвещение, 1964. – 265 с. -
Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г. Г. Григорьева. – Москва : Академия, 1999. – 344 с.
В пособии раскрывается методика руководства детской изобразительной деятельностью - рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. При этом впервые в учебной книге акцент сделан не на приобретении дошкольниками необходимых знаний, умений, навыков, а на развитии личности, творческой сущности ребенка в процессе изобразительной деятельности. Пособие может быть использовано также студентами педагогических ВУЗов, воспитателями детских садов.
-
Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т. Н. Доронова// Ребенок в детском саду. – 2005. - № 1.
В статье предложены методы эстетического развития детей 3-5 лет, благодаря которым в игровой форме взрослый может обучить детей самостоятельной передаче образов доступными изобразительными средствами. Представлены конспекты занятий по изобразительной деятельности, критерии оценки художественного развития дошкольников. Статья представляет интерес для педагогов, специалистов по художественной деятельности, родителей.
-
Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1988. - № 6. – С. 18-25.
Книга посвящена проблемам развития воображения в дошкольном детстве. В ней приводятся данные по возрастной динамике развития воображения, определяются пути активизации воображения дошкольника, рассматриваются индивидуальные особенности в развитии воображения, связанные с особенностями личности ребенка.
В книге приводится обзор литературы по проблемам развития воображения и творчества ребенка; дается детальное описание экспериментальных и диагностических методик, направленных на определение уровня развития воображения; излагается ход развивающих занятий, направленных на развитие творческих способностей дошкольника. В приложениях даются материалы по диагностике воображения, а также клмплекс развивающих игр для детей всех дошкольных возрастов.
Книга представляет собой как учебное пособие пб проблемам развития воображения, так и практическое руководство по развитию детского воображения. Она адресована широкому кругу читателей: специалистам-психологам, студентам, воспитателям и другим практическим работникам детских дошкольных учреждений.
-
Ендовицкая, Т. Оразвитии творческих способностей / Т. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 1967. - №12. –С.73-75.
3.2. Разработка и планирование исследования в рамках работы над темой курсовой работы
«Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
средствами изобразительной деятельности»
Фрагмент курсовой работы по теме «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности »
Введение
В наше время в обществе остро встает вопрос о воспитании творческой личности ребёнка. В связи с этим возникает необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения разнообразных путей их реализации.
Психологи доказали, что воображение включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Самым главным является выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы его развития. На значение воображения в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (Д. Дьюи, В. Штерн) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого человека. К. Д. Ушинский писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее и однообразнее, чем у взрослого человека. Оно не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других. Но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».
Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: С. Л. Вернер, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн.
В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Выделены виды воображения: непроизвольное (сновидения, грезы, галлюцинации) и произвольное (репродуктивное и творческое).Установлено, что воображение развивается именно в дошкольном детстве.К сожалению, на сегодняшний день нет методик, которые позволяют диагностировать функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения воображения и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников.