Файл: I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента

1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента.

1.2. Психологическая характеристика основных типов

темперамента

Глава II. Теоретический анализ формирования индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

2.1. Содержание и структура индивидуального стиля деятельности

2.2. Особенности учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

Характеристика индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза

2.4. Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов вуза

Глава III. Исследование влияния особенностей темперамента курсантов военного вуза на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности

3.1 Выявление типов темперамента военнослужащих и влияния их на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности

3.2 Разработка научно обоснованных рекомендаций командирам подразделений

Заключение

Список использованной литературы

Характеристика индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза


Повышение качества профессиональной подготовки выпускников высшей военной школы всегда являлось приоритетом Вооруженных Сил. Государство нуждается в обороноспособной и интеллектуально подкованной армии. А это достижимо только посредством привлечения в кадровые войска военных специалистов высокого класса, нацеленных на гарантированное выполнение любых стратегических задач. Воспитание таких кадров требует научно-практического подхода к направленности, содержанию и методам образовательного процесса.

Становление будущего эффективного командира – это многосложный, непрерывный и динамичный процесс перехода от мышления гражданского лица к масштабному мышлению военного профессионала. Он происходит в несколько этапов:

1) этап профориентации и предварительного отбора;

2) этап начальной адаптации к условиям армейской службы;

3) этап безусловного подчинения требованиям служебно-профессиональной деятельности;

4) этап самореализации в служебно-профессиональной деятельности как в стенах вуза, так и за его пределами;

5) этап самоподготовки по окончании вуза с целью непрерывного повышения их квалификации.

Воспитание и обучение военного профессионала дискретно. В образовательной среде каждая дисциплина является самостоятельной, но, одновременно, взаимосвязанной с остальными компонентами24.

Первый этап ставит своей целью в ходе научно-обоснованного процесса профессионально-ориентационных мероприятий произвести отбор оптимальных по своим человеческим качествам и практическим задаткам кандидатов в курсанты, выявить людей, предрасположенных к самодисциплине и несению службы.

Второй этап характерен уже для курсантов, которые должны приобрести специфические, конкретизированные профессиональные знания с одновременным формированием системы общекультурных и профессиональных компетенций.

Третий этап подразумевает регулярное обновление, углубление и расширение полученных профессионально-важных качеств, знаний, умений, навыков и компетенций, которые способствуют неуклонному повышению эффективности воинской службы в условиях бурного развития научно-технического прогресса.


Четвертый этап признаётся в научном мире весьма условным, поскольку связан с приобретением курсантами компетенций, не связанных напрямую с военным делом Речь идёт о всестороннем личностном развитии, удовлетворении интеллектуальных потребностей личности.

Непрерывное и многоуровневое образование определяется в качестве организующего принципа военного вуза. Оно предполагает создание всеобъемлющей и целостной системы адекватных средств для удовлетворения образовательных и культурных запросов каждой личности в соответствии с ее способностями. В основе концепции непрерывного образования лежат принципы преемственности всех типов и уровней образовательных ступеней; поливариантность предметных программ, их гибкость и прозрачность в единстве образовательного пространства; высококвалифицированный научно-педагогический штат, работающий в инновационном режиме.

Стиль, являясь основным звеном механизма адаптации, связующего взаимодействия между личностью и внешней средой, способен стать ключевым фактором в воспитании будущего военного командира. Именно стиль обосабливает индивида в его манерах и иных способах самопроявления. Индивидуальный стиль как конгломерат интеллектуального, мотивационного, психического потенциала личности, а также её профессиональных навыков и знаний, проявляется в постоянном контакте индивида с внешней средой. Относительно курсанта военного вуза такой средой является учебно-образовательная, научно-исследовательская, специфически-профессиональная, объединяемые в общий учебный цикл и предоставляющие курсанту условия для овладения общенаучными и профессиональными компетенциями25.

Основой для разработки концепции формирования стиля может быть признана структура личности, предложенная К.К. Платоновым, в совокупности с образовательными технологиями.

Структура личности подразумевает:

  • биологическую телесную оболочку, подлежащую диагностике и учету;

  • психологическую или субъектную оболочку, подструктуру форм отражения, которая диагностируется, тренируется, развивается;

  • социально-обусловленную подструктуру личного опыта с возможностью его диагностики, обучения, формирования, воспитания.

Отдельно отстоит способность индивида к проялению активности, обусловленная влиянием внутренних факторов и внешней средой.



Индивидуальный стиль человека формируется непрерывно с рождения о смерти: одни его элементы развиваются, другие компенсируются. Скорость формирования может быть разной, но важнейшим этапом его становления является период обучения в вузе. До получения диплома и поступления на службу курсанту необходим обрести необходимые знания и умения, выработать профессионально-важные навыки будущего специалиста и социально-значимые качества личности, утвердиться в профессиональных компетенциях. Немаловажным представляется и компенсирование нежелательных с точки зрения профессиональной деятельности личностных проявлений.

Обучение в военном вузе отличается от образовательного процесса в гражданском образовательном учреждении, поскольку сопряжено с не просто переходом с одного курса на другой. Для будущего командира важна профессионализация – качественная трансформация вчерашнего кандидата в курсанты в кадрового офицера армии. Эффективность этого офицера определяется именно качеством образовательного процесса. Ведь даже самый перспективный, обладающий незаурядным потенциалом и склонный к непрерывному самообразованию курсант при отсутствии внедрения в образовательный процесс современных целостных концепций формирования и развития индивидуального стиля может и не достичь поставленной цели.

Термин «стиль» как часть аппарата психологической науки был предложен в 1927 году А. Адлером. Учёный вложил в это понятие совокупность особенностей поведения человека, которые часто помогают скомпенсировать его индивидуальные дефекты – как явные физические, так и неявные психологические либо социальные. В психологической науке накоплен определенный багаж открытых стилевых закономерностей. Наиболее известна работа Е.А. Климова о зависимости стиля от типологии нервной системы. В ней указано, в частности, что лишь параметр силы является индикатором динамики освоения новой работы с меньшей утомляемостью, сниженными временными затратами на подготовительные действия. Таким образом, большей эффективности в ситуациях нервного напряжения добиваются лица с сильной нервной системой26.

Исследованием индивидуального стиля деятельности активно занимаются как отечественные, так и зарубежные учёные. Существует множество подходов к данной проблеме:

А. Адлер рассматривает стиль как жизненный путь личности
;

Г. Олпорт признаёт его инструментальной характеристикой;

Р. Стагнер – перцептивной;

Х. Виткин – когнитивной;

Б.М. Теплов, В.С. Мерлин толкуют стиль как индивидуальную характеристику деятельности индивида27.

Большая часть отечественных исследований стиля исторически была связана с изучением трудовой деятельности. При этом военно-профессиональной сфере внимания уделялось крайне мало.

Изучению и описанию отдельных проявлений стиля за последние 20 лет свои работы посвятили такие представители науки как:

Е.А. Климов, рассмотревший индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы;

Е.П. Ильин, И.Н. Трофимова, сделавшие акцент на индивидуальных стилях поведения;

Б.А. Вяткин, уделивший внимание активности как неотъемлемому элементу стиля;

Л.Я. Дорфман исследовал эмоциональную сторону вопроса;

И.П. Шкуратова уделила внимание такому коммуникативному компоненту стиля как общение;

Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, В.И. Щедров осветили вопросы стилевой саморегуляции;

Г.М. Котляровский предметом исследования избрал стиль руководства;

Л.Н. Собчик очень интересно и предметно рассмотрел мышление личности как компонент его стиля;

В.А. Толочек углубился в нюансы профессиональной деятельности;

К. Коростелина внесла весомы вклад в изучение механизма принятия решения;

А.В. Либин рассмотрел реакцию на стресс как элемент индивидуального стиля деятельности в экстремальных ситуациях;

П.Г. Попов, В.М. Петров уделили внимание творческой деятельности личности28.

Каждое из этих исследований внесло значительный вклад в покомпонентное изучение стиля деятельности индивида. Однако обобщающего научного вывода, интегрирующего закономерности элементов функционирования стиля в психологии пока не произведено.

Однако выведенные психологами закономерности отдельных компонентов индивидуального стиля стали для педагогов ориентиром качественного изменения образовательного процесса, придав ему научную обоснованность. Научный подход помогает оказывать системную помощь курсантам, выявляя и активизируя возможности их индивидуально-психологического склада. Немаловажной оказывается и помощь разработок в реализации педагогических программ диагностики, формирования и коррекции индивидуального стиля личности.


С нашей точки зрения, стиль априори обладает набором следующих характеристик:

  • полиморфизм – наличие разноуровневых и взаимосвязанных проявлений;

  • изоморфизм – закономерности функционирования и формирования стиля и присущих ему особенностей;

  • мезоморфизм как дискретность процесса формирования стиля.

Мезоморфизм реализуется посредсвом механизмов эндоморфизма (интериоризации, заимствования знаний, навыков, умений, опыта, привычек иных личностей) и экзоморфизма (экстериоризации, т.е. передачи своих психических образований, свойств и умений иным личностям);

Эти и другие закономерности необходимо использовать в образовательной практике, но, к сожалению, в педагогике понятию «стиль» до сих пор уделялось неоправданно мало внимания. Лишь единичные труды были посвящены его развитию именно в контексте образовательного процесса. С нашей точки зрения, только концептуальные разработки в сфере изучения стилевых особенностей личности при их интеграции с новациями современной педагогической практики позволят вывести на качественно новый уровень результативность образовательной системы в военных вузах.

Индивидуальный стиль как устойчивое функционально-деятельностное образование, в обычных условиях формируется стихийно. Личность самостоятельно приспосабливается удобным для себя способом выполнять различную деятельность. Но в условиях получения военного образования стиль должен подвергаться диагностике и коррекции. Данный процесс при подготовке таких ключевых фигур как командиров воинских подразделений регулярной армии, важно сделать управляемым. Этот процесс должен быть вверен системе психолого-педагогических воздействий для оптимизации процесса адаптации курсанта к военной деятельности. Инструментами данного процесса можно рассматривать рациональные алгоритмы научной организации труда, оптимизирующие формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности и повышающие эффективность образования.