Файл: I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента
1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента.
1.2. Психологическая характеристика основных типов
2.1. Содержание и структура индивидуального стиля деятельности
2.2. Особенности учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза
Характеристика индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза
3.2 Разработка научно обоснованных рекомендаций командирам подразделений
32. В этих равных для всех курсантов условиях перед преподавательским составом стоит задача увидеть и раскрыть в каждом личностные командирские качества, воспитать не просто командира по должности, а лидера с качествами авторитета, обладающего даром убеждения и способного повести своих подчинённых за собой.
В деле воспитания этих свойств и качеств, в формировании способов функционирования личности значительную роль играют её природные, биологические предпосылки, среди которых одно из ведущих мест отведено темпераменту.
На начальных этапах обучения необходимо грамотно подойти к вопросу выявления у курсантов особенностей, присущих тому или иному типу темперамента. Для этих целей возможно применить самые разные методики, отличающиеся друг от друга способом достижения результата.
Метод личностного опроса Ганса Юргена Айзенка в прикладной психологии называют «Кругом Айзенка». Он примечателен тем, что составлялся на базе исследований 700 солдат с признаками невротических расстройств. Опросник содержит 57 вопросов, распределённых на 4 квадранта33. По 24 вопроса предназначены для определения эмоциональной стабильности / невротизма (вертикальная шкала) и, соответственно, интраверсии / экстраверсии (горизонтальная шкала). Остальные – для выявления степени искренности опрашиваемого.
12 баллов по горизонтали соответствуют усреднённому показателю. Чем выше показатель от этого значения, тем более ярко выражены у человека черты экстраверта. И, напротив, чем ниже, тем более характерными чертам интроверта обладает опрашиваемый.
Шкала эмоциональной стабильности также характеризует нейротиков (выше 15 баллов) с признаками психической неуравновешенности и эмоциональной неустойчивости, которым присущи мнительность, беспричинная тревожность, нерешительность и пр. Значения ниже среднего характеризуют эмоционально стабильных людей с ярко выраженными волевыми качествами, уравновешенных и решительных. Чем ниже показатель, тем более целостен психотип опрашиваемого.
Вопросы на степень искренности, требующие однозначного ответа, помогают с корреляцией результатов опроса.
Рис. 1. Круг Айзенка
Характерные черты экстраверсии и интроверсии систематизированы в табл. 1.
Таблица 1. Особенности экстравертов и интровертов
Тест на темперамент Александра Николаевича Белова представляет собой опросник, результаты которого затем заносятся в математическую формулу для получения расчётной величины темперамента (формула 3.1.1):
(3.1.1)
Тест состоит из 80 вопросов, разделённых на 4 блока, каждый из которых соответствует одному из 4 типов темперамента. Опрашиваемому необходимо отметить любым знаком те утверждения, с которыми он согласен и которые готов соотнести со своей личностью. Затем производится подсчёт, учитывающий как положительные, так и отрицательные ответы. Результаты заносятся в формулу и подытоживаются34.
Две рассмотренные методики могут использоваться как для самодиагностики, так и для тестирования в коллективах.
В военном вузе темперамент рассматривают как базовую характеристику психической деятельности, определяющую специфику динамики личностного поведения. Темперамент позволяет судить о степени целостности личности, т.е., осознания им собственной внутренней силы и своих возможностей, а также умения этими резервами управлять. Понимание педагогами темпераментных отличий позволяет учитывать особенности курсанта в образовательном процессе и помогает раскрывать и усиливать наиболее ценные личностные качества каждого.
Следует подчеркнуть большую значимость изучения темперамента военнослужащих как предпосылку развития присущих им личностных свойств и качеств, проявляющихся в поведении и деятельности по защите Отечества. Данные знания максимально полезны в применении с целью эффективного профотбора поступающих на воинскую службу, а также для последующего психологического сопровождения как солдат и курсантов, так и уже приступивших к службе офицеров.
Тестирование на выявление особенностей темперамента представляется целесообразным именно на стадии профотбора, поскольку помогает предварительно отсеить потенциально не способных к службе на командных должностях. Но и в последующем процессе обучения такие исследования ценны, поскольку помогают вовремя выявить проблемы личностного характера и принять меры для их педагогического и воспитательного корректирования. Ведь в повседневной деятельности каждый курсант проявляет свою индивидуальность не только в степени овладения новыми знаниями и навыками, но и в способе этого овладения – в отношении к занятиям, в проявлении настойчивости в желании разобраться с тем, что не даётся легко, в способности и степени эмоциональности при переживании неудач и побед и т.п. Нельзя отрицать, что превалирующей составляющей личности является социальная. Но военная психология в силу сложности и стратегической значимости профессии военного офицера, принимает во внимание и врождённые психологические особенности человека, проявляющиеся наиболее ярко именно в темпераменте: сдержанность / вспыльчивость; медлительность / быстрота; выдержка / нетерпеливость. Именно поведенческая динамика офицера как проявление темперамента в первую очередь формирует мнение подчинённых о своем командире35.
Основополагающий документ, определяющий цели и задачи Вооруженных Сил РФ, Военная доктрина, делает ставку на повышение качества военного образования и наращивание военно-научного потенциала, а также предполагает повышение престижа службы в рядах Вооружённых Сил.
В этой связи качественный отбор и подготовка будущих командиров приобретают особо важное, стратегическое значение. Ведь от темперамента человека, возглавляющего коллектив защитников Отечества, от быстроты его реакции, уровня его самообладания, оперативности и правильности принятия им решения может зависеть исход боевой операции.
Каждая военная профессия предъявляет свои требования к личностным качествам. Знание особенностей темперамента каждого курсанта поможет преподавателю выбрать из арсенала учебно-воспитательных средств наиболее эффективные, а также оптимально определить профессиональную специализацию будущего офицера.
Как уже рассматривалось выше, общепринятая классификация выделяет четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Экспликация этой классификации к образовательному процессу в военном вузе выявляет следующие особенности (таблица 2).
Таблица 2 - Особенности каждого вида темперамента, характерные для курсантов.
Крайне редко в реальной жизни встречаются стопроцентные представители типичных темпераментов. Всё-таки чаще человеку свойственны смешанные черты элементов этой классификации с преобладанием некоторых наиболее ярко выраженных признаков, ко которым и производят отнесение психотипа личности к темпераменту того или иного вида.
Важно понимать, что темперамент – это не диагноз и не приговор. Каждый человек уникален, и ему свойственны как сильные черты характера, так и слабости. О личности судят не по темпераменту, а по качеству деятельности. Поэтому педагогам военных вузов важно в каждом будущем командире разглядеть несомненные преимущества психотипа и помочь их развить в нужном направлении. Только принимая во внимание особенности темпераментов курсантов, можно создать эффективные учебные коллективы, в каждом из которых взаимодействие разных темпераментов позволит решать учебные задачи разного уровня качественно.
В учебно-воспитательной работе знание типологических особенностей учащихся позволит лучше понять возникающие в образовательном процессе проблемы, исключить предвзятое отношение и вовремя скорректировать слабые черты, поощряя сильные стороны темперамента.
Для кадрового военного крайнюю важность представляет эмоционально-волевая саморегуляция. Ведь офицер не только выполняет воинский долг, как то предписывает устав, но ещё и являет своим поведением и поступками пример для находящихся в подчинении. Уравновешенный, сохраняющий в любой сложной ситуации самообладание командир всегда вызывает уважение и проще находит подход к каждому солдату. Выработать силу воли, закалить характер и научиться стремлению побеждать помогают занятия спортом. Профессиональные спортсмены-военнослужащие априори обладают выдержкой, уверенностью, склонны к продуктивной самокритике. Они более выносливы физически и морально. Их адаптационные возможности намного шире аналогичных свойств курсантов, занимающихся спортом только в рамках учебно-боевой подготовки.
Замечено, что спорт способствует гибкости мышления, рассудительности, рациональности в оценках и суждениях. Воля к победе формирует настойчивость в достижении цели, умение работать над своими ошибками. В сравнении с профессиональными спортсменами их не занимающиеся спортом коллеги-курсанты более импульсивны в принятии решений, недостаточно терпеливы, пассивны в проявлении инициативы
В деле воспитания этих свойств и качеств, в формировании способов функционирования личности значительную роль играют её природные, биологические предпосылки, среди которых одно из ведущих мест отведено темпераменту.
На начальных этапах обучения необходимо грамотно подойти к вопросу выявления у курсантов особенностей, присущих тому или иному типу темперамента. Для этих целей возможно применить самые разные методики, отличающиеся друг от друга способом достижения результата.
Метод личностного опроса Ганса Юргена Айзенка в прикладной психологии называют «Кругом Айзенка». Он примечателен тем, что составлялся на базе исследований 700 солдат с признаками невротических расстройств. Опросник содержит 57 вопросов, распределённых на 4 квадранта33. По 24 вопроса предназначены для определения эмоциональной стабильности / невротизма (вертикальная шкала) и, соответственно, интраверсии / экстраверсии (горизонтальная шкала). Остальные – для выявления степени искренности опрашиваемого.
12 баллов по горизонтали соответствуют усреднённому показателю. Чем выше показатель от этого значения, тем более ярко выражены у человека черты экстраверта. И, напротив, чем ниже, тем более характерными чертам интроверта обладает опрашиваемый.
Шкала эмоциональной стабильности также характеризует нейротиков (выше 15 баллов) с признаками психической неуравновешенности и эмоциональной неустойчивости, которым присущи мнительность, беспричинная тревожность, нерешительность и пр. Значения ниже среднего характеризуют эмоционально стабильных людей с ярко выраженными волевыми качествами, уравновешенных и решительных. Чем ниже показатель, тем более целостен психотип опрашиваемого.
Вопросы на степень искренности, требующие однозначного ответа, помогают с корреляцией результатов опроса.
Рис. 1. Круг Айзенка
Характерные черты экстраверсии и интроверсии систематизированы в табл. 1.
Таблица 1. Особенности экстравертов и интровертов
Экстраверт | Признак | Интроверт |
хорошая | приспосабливаемость к внешней среде | с трудностями |
стремится к лидерству, к развлечениям, не сдержан | стремление к публичному самоутверждению | спокойный, уравновешенный, миролюбивый |
на активное социальное взаимодействие | ориентированность личности | внутрь себя |
любит острые ощущения | склонность к риску | рационален в действиях |
много друзей, душа компании | коммуникабельность | мало друзей, одиночка по сути |
импульсивен, непостоянен | спонтанность в поступках | предпочитает планирование, не приемлет импульсивных поступков |
жизнерадостен и оптимистичен | эмоциональный фон | пессимистичен, сдержан в проявлении эмоций |
сложность с концентрацией внимания, не выносит монотонности, недостаточный самоконтроль | психологическая устойчивость | высокий самоконтроль, всплески агрессии не свойственны |
Тест на темперамент Александра Николаевича Белова представляет собой опросник, результаты которого затем заносятся в математическую формулу для получения расчётной величины темперамента (формула 3.1.1):
(3.1.1)
Тест состоит из 80 вопросов, разделённых на 4 блока, каждый из которых соответствует одному из 4 типов темперамента. Опрашиваемому необходимо отметить любым знаком те утверждения, с которыми он согласен и которые готов соотнести со своей личностью. Затем производится подсчёт, учитывающий как положительные, так и отрицательные ответы. Результаты заносятся в формулу и подытоживаются34.
Две рассмотренные методики могут использоваться как для самодиагностики, так и для тестирования в коллективах.
В военном вузе темперамент рассматривают как базовую характеристику психической деятельности, определяющую специфику динамики личностного поведения. Темперамент позволяет судить о степени целостности личности, т.е., осознания им собственной внутренней силы и своих возможностей, а также умения этими резервами управлять. Понимание педагогами темпераментных отличий позволяет учитывать особенности курсанта в образовательном процессе и помогает раскрывать и усиливать наиболее ценные личностные качества каждого.
Следует подчеркнуть большую значимость изучения темперамента военнослужащих как предпосылку развития присущих им личностных свойств и качеств, проявляющихся в поведении и деятельности по защите Отечества. Данные знания максимально полезны в применении с целью эффективного профотбора поступающих на воинскую службу, а также для последующего психологического сопровождения как солдат и курсантов, так и уже приступивших к службе офицеров.
Тестирование на выявление особенностей темперамента представляется целесообразным именно на стадии профотбора, поскольку помогает предварительно отсеить потенциально не способных к службе на командных должностях. Но и в последующем процессе обучения такие исследования ценны, поскольку помогают вовремя выявить проблемы личностного характера и принять меры для их педагогического и воспитательного корректирования. Ведь в повседневной деятельности каждый курсант проявляет свою индивидуальность не только в степени овладения новыми знаниями и навыками, но и в способе этого овладения – в отношении к занятиям, в проявлении настойчивости в желании разобраться с тем, что не даётся легко, в способности и степени эмоциональности при переживании неудач и побед и т.п. Нельзя отрицать, что превалирующей составляющей личности является социальная. Но военная психология в силу сложности и стратегической значимости профессии военного офицера, принимает во внимание и врождённые психологические особенности человека, проявляющиеся наиболее ярко именно в темпераменте: сдержанность / вспыльчивость; медлительность / быстрота; выдержка / нетерпеливость. Именно поведенческая динамика офицера как проявление темперамента в первую очередь формирует мнение подчинённых о своем командире35.
Основополагающий документ, определяющий цели и задачи Вооруженных Сил РФ, Военная доктрина, делает ставку на повышение качества военного образования и наращивание военно-научного потенциала, а также предполагает повышение престижа службы в рядах Вооружённых Сил.
В этой связи качественный отбор и подготовка будущих командиров приобретают особо важное, стратегическое значение. Ведь от темперамента человека, возглавляющего коллектив защитников Отечества, от быстроты его реакции, уровня его самообладания, оперативности и правильности принятия им решения может зависеть исход боевой операции.
Каждая военная профессия предъявляет свои требования к личностным качествам. Знание особенностей темперамента каждого курсанта поможет преподавателю выбрать из арсенала учебно-воспитательных средств наиболее эффективные, а также оптимально определить профессиональную специализацию будущего офицера.
Как уже рассматривалось выше, общепринятая классификация выделяет четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Экспликация этой классификации к образовательному процессу в военном вузе выявляет следующие особенности (таблица 2).
Таблица 2 - Особенности каждого вида темперамента, характерные для курсантов.
Тип темперамента | Поведение | Черты характера | Способности |
Сангвиник | Активный, лёгкий на подъём, подвижный; оперативно реагирует на изменения внешней среды; впечатлителен. Неусидчив, недостаточно настойчив, не способен довести начатое до конца. | Доброжелателен, не обижается на критику, коммуникабелен; характерны перепады настроения. | Хорошо справляется с работой, требующей подвижности. Неэффективен в монотонных операциях. Осваивает учебную программу быстро, но поверхностно. Легко осваивается при смене обстановки. |
Холерик | Неуравновешен, легко возбудим. Решителен; быстро оценивает обстановку и находит рациональное, решение, инициативен, обладает нестандартным мышлением. | Не сдержан, резок в высказываниях, вспыльчив; гневлив, груб, нетерпим к тому, что вызывает неприязнь; характерна быстрая смена настроения. | Быстрота и энергичность в принятии решений; инициативность, отличная ориентация в новой в обстановке. Увлечённость и добросовестность при выполнении поручений, если они соответствуют личностным интересам. Не склонен к колебаниям. |
Флегматик | Уравновешен. Устойчив в линии поведения. Спокоен. | Малоподвижен; редко выходит из равновесного состояния; не обидчив и работоспособен; располагает к себе своей обстоятельностью. | Высокий уровень работоспособности с высокой степенью напряжения, стремление всегда доводить начатое до конца. Одинаково успешно выполняет и интересную, и малоинтересную работу.Малоподвижность, медлительность в мышлении и поведении. |
Меланхолик | Склонен к самокопанию, замкнут, не уверен. | Некоммуникабелен, мнителен, уязвим. Восприимчив к воспитательным воздействиям, способен тонко улавливать настроение людей, проявлять сочувствие. Всегда готов прийти на помощь. Отличный собеседник. | Низкая работоспособность, особенно в неблагоприятных условиях. |
Крайне редко в реальной жизни встречаются стопроцентные представители типичных темпераментов. Всё-таки чаще человеку свойственны смешанные черты элементов этой классификации с преобладанием некоторых наиболее ярко выраженных признаков, ко которым и производят отнесение психотипа личности к темпераменту того или иного вида.
Важно понимать, что темперамент – это не диагноз и не приговор. Каждый человек уникален, и ему свойственны как сильные черты характера, так и слабости. О личности судят не по темпераменту, а по качеству деятельности. Поэтому педагогам военных вузов важно в каждом будущем командире разглядеть несомненные преимущества психотипа и помочь их развить в нужном направлении. Только принимая во внимание особенности темпераментов курсантов, можно создать эффективные учебные коллективы, в каждом из которых взаимодействие разных темпераментов позволит решать учебные задачи разного уровня качественно.
В учебно-воспитательной работе знание типологических особенностей учащихся позволит лучше понять возникающие в образовательном процессе проблемы, исключить предвзятое отношение и вовремя скорректировать слабые черты, поощряя сильные стороны темперамента.
Для кадрового военного крайнюю важность представляет эмоционально-волевая саморегуляция. Ведь офицер не только выполняет воинский долг, как то предписывает устав, но ещё и являет своим поведением и поступками пример для находящихся в подчинении. Уравновешенный, сохраняющий в любой сложной ситуации самообладание командир всегда вызывает уважение и проще находит подход к каждому солдату. Выработать силу воли, закалить характер и научиться стремлению побеждать помогают занятия спортом. Профессиональные спортсмены-военнослужащие априори обладают выдержкой, уверенностью, склонны к продуктивной самокритике. Они более выносливы физически и морально. Их адаптационные возможности намного шире аналогичных свойств курсантов, занимающихся спортом только в рамках учебно-боевой подготовки.
Замечено, что спорт способствует гибкости мышления, рассудительности, рациональности в оценках и суждениях. Воля к победе формирует настойчивость в достижении цели, умение работать над своими ошибками. В сравнении с профессиональными спортсменами их не занимающиеся спортом коллеги-курсанты более импульсивны в принятии решений, недостаточно терпеливы, пассивны в проявлении инициативы