Файл: Отчет по производственной практике (торговоэкономическая практика) в фгбоу во Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:

  • магазинов местного значения;

  • магазинов общесистемного значения;

  • магазинов в составе торговых центров;

  • магазинов (палаток, киосков, павильонов, вдоль автомагистралей).

Магазины местного значения должны располагаться в пределах пешеходной доступности и торговать универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.

Типовой состав магазинов общесистемного значения более разнообразен, поэтому в их числе должны быть специализированные и универсальные магазины, магазины с комбинированным ассортиментом товаров.

Особое место в классификации рыночных структур занимает торговый центр, который представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единым территориальным комплексом с обширной автостоянкой, поэтому особую группу розничных торговых предприятий должны составлять предприятия в составе торговых центров. Торговый центр всегда предлагает универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Торговые центры необходимо формировать на пересечении крупных автомагистралей с тенденцией смещения за пределы интенсивной городской застройки.

2. Система показателей развития торгового предприятия



Розничный товарооборот — это сумма продаж товаров покупателям для личного потребления, за наличный расчет и в кредит, а также продажа товаров в порядке мелкооптовой продажи коллективным потребителям — предприятиям, учреждениям и организациям.

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которым оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли. В состав товарооборота розничного торгового предприятия включается:

  • стоимость потребительских товаров, проданных населению за наличный расчет;

  • стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);

  • стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;

  • продажу товаров длительного пользования по образцам (по полной продажной стоимости на момент передачи товара покупателю);

  • стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в стоимость товара;

  • стоимость проданной порожней тары.

Не включается в оборот розничной торговли:

  • стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;

  • стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.

Также не включается в оборот розничной торговли:

  • стоимость спецодежды, выданной своим работникам; продажа товаров (как непродовольственных, так и продовольственных) по безналичному расчету организациям социальной сферы (больницам, школам, детским садам и др.);

  • продажа товаров спец. потребителям (милиции, военным организациям и др.);

  • стоимость возвращенных покупателями товаров, а также стоимость порожней стеклянной посуды, возвращенной в торговую сеть или принятой в обмен на товар;

  • отпуск товаров в счет взаиморасчетов или в порядке товарообмена между магазинами и другими организациями (кроме организаций социального назначения);

  • стоимость входных билетов на рынки, ярмарки, аукционы, выставки-продажи и т.п.

Анализ оборота розничной торговли заключается в выявлении его резервов роста и повышении эффективности деятельности предприятия. Основной целью проведения анализа оборота розничной торговли является изучение возможностей его увеличения и максимизации прибыли на основе оптимизации объема, состава и структуры оборота.


Первоначальным этапом анализа розничного товарооборота является подготовительный, в ходе которого определяются цели и задачи проведения исследования, осуществляется выбор предмета и объекта анализа, методов его проведения, определяются сроки, исполнители анализа и круг необходимой информации, изучаются его основные предпосылки. [10, с. 40]

После окончания подготовительного этапа исследователи приступают к выполнению основного этапа анализа оборота розничной торговли, осуществляемого по ряду направлений: анализ динамики общего объема розничного товарооборота; оценка его состава и структуры по видам продаж, анализ во временном и ассортиментном аспектах, факторный анализ розничного товарооборота, анализ его товарного обеспечения. [10, с. 43]

При анализе динамики оборота розничной торговли строится динамический ряд, в котором приводятся данные за ряд периодов. Анализ динамического ряда осуществляется цепным и (или) базисным способом.

При цепном способе каждый последующий показатель сравнивается с предшествующим. В базисном способе каждый последующий показатель сравнивается с одним и тем же показателем, выбранным в качестве базы, например с первым показателем ряда динамики.

Сравнением отчетного объема оборота розничной торговли с предыдущим или базисным определяется абсолютное изменение оборота розничной торговли (+;-), показывающее, на сколько процентов изменился оборот розничной торговли в сравнении с предшествующим или базисным периодом.

При анализе оборота розничной торговли по составу осуществляют сравнения фактического оборота розничной торговли с плановым (или значением прошлого периода) оборотом по видам (населению, юридическим лицам), организационным формам, формам торгового обслуживания, формам оплаты. Оценивается степень выполнения плана по составу в абсолютной величине и в процентах.

В качестве продолжения и конкретизации анализа общего объема оборота розничной торговли проводят изучение его также по ассортиментной структуре. Структура оборота розничной торговли – это соотношение удельных весов отдельных товаров, их видов или групп в общем объеме оборота розничной торговли.

Методика расчета показателей при анализе общего объема оборота розничной торговли, его состава и структуры, а также во временном и ассортиментом разрезе представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Методика расчета показателей, используемых при анализе оборота розничной торговли


Направление анализа

Методика расчета

Анализ динамики оборота розничной торговли

Анализ динамики общего объема оборота розничной торговли осуществляется за ряд лет в действующих и сопоставимых ценах. Объем оборота розничной торговли рассчитывается путем деления оборота розничной торговли в действующих ценах на соответствующий индекс розничных цен:



Продолжение таблицы 1




(1)

Анализируя динамику оборота розничной торговли, используют показатели «темп роста» и «темп прироста», которые рассчитываются по следующим формулам:

(2)
(3)

Для оценки выполнения плана оборота розничной торговли определяется процент выполнения плана:

(4)

Для анализа оборота розничной торговли в разрезе ассортиментной структуры целесообразно рассчитать коэффициент абсолютных структурных сдвигов в обороте, определяемого по формуле:

(5)

Анализ структурных сдвигов в общем объеме оборота розничной торговли позволяет выявить основные изменения в его товарной структуре и оценить влияние этих изменений на общий размер оборота розничной торговли.

Также для характеристики динамики оборота розничной торговли целесообразно рассчитывать среднегодовой темп роста оборота розничной торговли, определяемого по формуле:

(6)

Анализ ритмичности, равномерности и сезонности продаж

Ритмичность и равномерность продаж характеризует бесперебойность работы предприятия в реализации товаров покупателям. Ритмичность развития оборота розничной торговли по периодам времени устанавливается отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству.

Коэффициент равномерности:
(7)

Индекс сезонности рассчитывается по формуле:

(8)



где Рсц – объем оборота розничной торговли в сопоставимых ценах, тыс. руб.;

Рдц – оборот розничной торговли в действующих ценах, тыс. руб.;

Iц – индекс розничных цен;

Тр – темп роста, %;

Р1 – объем оборота розничной торговли отчетного периода, тыс. руб.;

Р0 – объем оборота розничной торговли базисного периода, тыс. руб.;

Тпр – темп прироста оборота розничной торговли, %;

n – количество периодов;

- среднегодовой темп роста объема оборота розничной торговли, %;

Рn – объем оборота розничной торговли последнего года в динамическом ряду в сопоставимых ценах к базисному периоду, тыс. руб. %;

пл – процент выполнения плана, %;

Рф – фактический оборот розничной торговли, тыс. руб.;

Рпл – плановый оборот розничной торговли, тыс. руб.;

Кр – коэффициент равномерности, %;

V – коэффициент вариации, %;

  • - среднеквадратическое отклонение;

- средний процент (темп роста) оборота к общему объему, %;

Х – процент (темп роста) оборота розничной торговли по отдельным временным периодам (месяцам, кварталам), %;

- средний оборот розничной торговли за отдельный период времени (месяц, квартал), тыс. руб.;

- среднемесячный (среднеквартальный) объем оборота розничной торговли, тыс. руб.;

Кстр.сдв. – коэффициент абсолютных структурных сдвигов в обороте розничной торговли, %;

- удельный вес i-ной группы в общем объеме оборота розничной торговли предшествующего года, %;

- удельный вес i-ной группы в общем объеме оборота розничной торговли отчетного года, %;

n – количество товарных групп.

Методика факторного анализа рассмотрена в таблице 2.

Таблица 2 - Методика расчета влияния факторов на изменение оборота розничной торговли [10, с. 50]

Наименование факторов

Методика расчета

Связанные с изменением цен и физического объема продаж

Для расчета влияния цен и физического объема продаж на изменение оборота розничной торговли торгового предприятия используют формулы:

Изменение объема оборота розничной торговли за счет изменения розничных цен ( ):

, (9)

Изменение объема оборота розничной торговли за счет изменения физического объема продаж ( ):

(10)

Совокупное влияние данных двух факторов определяет общее изменение объема оборота розничной торговли торгового предприятия.

Связанные с использованием товарных ресурсов

Состав товарных ресурсов, влияющих на оборот розничной торговли, определяется формулой товарного баланса:


(11)
Зн+П=Р+Зк+В,

Р=Зн+П-Зк-В,

Используя вышеуказанную формулу, с помощью метода цепных подстановок можно определить влияние факторов, связанных с товарными ресурсами на объем оборота розничной торговли:

Р0н000к0,


(12)
Р/н100-Зк0,

Р//н110к0,

Р///= Зн111к0,

Р1н111к1.





(13)
Далее рассчитывается влияние вышеперечисленных факторов на динамику оборота розничной торговли:

,


(14)
,