Файл: Отчет по производственной практике (торговоэкономическая практика) в фгбоу во Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Экономический факультет

Кафедра экономической теории и

международных экономических отношений
ОТЧЕТ

по производственной практике

(торгово-экономическая практика)

в ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет

имени И.Н. Ульянова»


Обучающийся

гр. ОЗЭК-53-21

Савельева Екатерина Викторовна

Руководитель

от ФГБОУ ВО

«ЧГУ им. И.Н. Ульянова»

доцент кафедры экономической теории и международных экономических отношений, кандидат экономических наук, доцент

Бондаренко Наталья Васильевна

Заведующий кафедрой

кандидат экономических наук, доцент

Ефремов Николай Александрович

Чебоксары 2022

Содержание

Введение 4

1. Теоретические основы розничной торговли 5

2. Система показателей развития торгового предприятия 12

3. Анализ статистики деятельности предприятий розничной торговли в Российской Федерации 21

4. Характеристика деятельности ООО «Агроторг» 25

Заключение 31

Список использованных источников 33



Введение



Местом прохождения производственной практики является ООО «Агроторг».

Розничная торговля – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах с помощью магазинов, павильонов, лотков, палаток и других пунктов сети розничной торговли. В осуществлении коммерческой работы розничного торгового предприятия имеется свои особенности. Реализация товаров в розницу производится непосредственно населению, т.е. физическим лицам, таким образом, процесс обращения продукции от изготовителя к конечному потребителю завершается.

Целью прохождения практики является исследование теоретических основ организации розничной торговли, проведение анализа статистики розничной торговли, а также исследование деятельности конкретного предприятия розничной торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть теоретические аспекты организации розничной торговли.

  2. рассмотреть систему показателей развития торгового предприятия;

  3. провести анализ статистики деятельности предприятий розничной торговли в Российской Федерации;

  4. изучить деятельность ООО «Агроторг».


Предмет изучения

Объект изучения

Источниковой базой проведенного исследования являются нормативно-правовые акты, учебная и методическая литература, материалы периодических изданий и интернет-ресурсы.

1. Теоретические основы розничной торговли



Розничная торговля является конечным звеном в структуре процесса движения товаров от производителя к потребителю. В результате розничной торговли материальные ресурсы поступают в собственность потребителя. Розничная торговля представляет собой продажу товаров физическим лицам для личного потребления, а также организациям для хозяйственных нужд либо коллективного потребления. Основная масса товаров в розничной торговле реализуется через розничные торговые организации и предприятия общественного питания. Также продажа товаров для личного потребления может осуществляться непосредственно со складов предприятий-изготовителей, через посредников, заготовительные фирмы и т.д.

К функциям розничной торговли можно отнести:

    • исследование конъюнктуры товарного рынка;

    • определение спроса и предложения на конкретные товары и группы товаров;

    • поиск товаров для реализации их в розницу;

    • сортировка товаров и составление необходимого ассортимента;

    • оплата товаров, поступающих от поставщиков;

    • приемка, маркировка и хранение товаров, ценообразование;

    • оказание поставщикам и потребителям различного вида сопутствующих услуг (информационные, транспортные, экспедиционные, рекламные и др.) [15, с. 8].

Вышеперечисленные факторы обозначили стратегически важные параметры для каналов распределения розничной торговли: зоны влияния, ассортиментная политика, логистика (построение схемы товародвижения от поставщика к магазину), розничный товарооборот (потенциальный и фактический), емкость канала распределения (качественные и количественные его характеристики).

Одним их приоритетных факторов, влияющих на эффективность розничного торгового предприятия, является его размещение. В то же время нельзя игнорировать и другие факторы, такие, как специализацию магазина, его размер и т.д.

На рисунке 1 представлена классификация предприятий розничной торговли.



Рисунок 1 - Классификация предприятий розничной торговли [21, с. 56]
Рассмотрим виды предприятий более подробно.


В собственности независимых розничных торговцев находится, как правило, один магазин, где производится персональное обслуживание покупателей. Расположение таких магазинов обычно удобно для покупателей и находиться в них могут как продовольственные магазины, так и парикмахерские, аптеки и другие объекты сферы услуг. Эта часть розничных торговцев является наиболее многочисленной, инвестиции для начала такой деятельности относительно невелики, а квалификация персонала может быть посредственной. В то же время в данной сфере присутствует довольно большая конкуренция.

Торговая сеть предполагает владение двумя и более точками розничной торговли, закупка товаров в ней осуществляется централизованно. Торговые сети получили широкое распространение в наше время. Так, в США на долю сетей приходится около 20% розничных торговых точек, обеспечивают же они свыше 50% розничного товарооборота.

Розничная франшиза представляет собой юридически оформленное соглашение между владельцем привилегий, которым может быть производитель, оптовик, организация сферы услуг, и держателем привилегий. Благодаря такому соглашению розничный торговец может вести свою деятельность под хорошо известной маркой, но придерживаясь при этом соответствующих правил. Приобретая франшизу, небольшая фирма получает возможность использовать накопленный опыт франчайзера, налаженные каналы распределения и его имидж.

Арендуемый отдел сдается в аренду в торговом центре либо гастрономе, универсаме. Хозяйственная деятельность в таком отделе ведется в рамках правил, которые устанавливает арендодатель, но ответственность за нее несет владелец отдела. Выгода арендатора при этом состоит в работе в проходном известном месте, престиже торгового центра, количестве покупателей. Интерес арендодателя в такой форме отношений заключается в арендных платежах, а также росте числа посетителей магазина в связи с разнообразием торговых отделов.

Кооперативы розничной торговли создают как сами торговцы, так и потребители. Объединяясь в кооператив, независимые торговцы могут значительно снизить издержки, связанные с закупкой товаров, их транспортировкой и хранением, планированием деятельности и рекламой.

Передвижная розничная торговля включает в себя следующие виды:


    • разносную с использованием лотков либо других несложных устройств;

    • развозную с применением различных автоматов и вагонолавок;

    • прямую продажу на дому.

Посылочная торговля представляет собой торговлю книжной продукцией, канцелярскими товарами и другими подобными товарами по почте. Выбор товаров осуществляется по каталогам.

Электронная торговля также предполагает выбор товаров по каталогам, представленным в интернете, оплата их производится в безналичном порядке, а доставка до потребителя по почте либо курьером [21, с. 59].

Многообразные формы и методы розничной торговли не могут быть эффективными без качественного оказания комплекса дополнительных услуг, среди них выделяют три вида:

а) связанные с покупкой товаров, т.е. приём заказов, компетентные консультации, упаковка товаров и их доставка на дом;

б) услуги, оказываемые покупателям после приобретения товаров: подгонка швейных изделий под клиента, раскрой купленных тканей, установка и наладка на дому сложных видов электронной техники (компьютеров, телефонов, музыкальных центров);

в) услуги, сопутствующие эффективной реализации товаров: благоприятная и уютная атмосфера с высокой культурой обслуживания; организация буфетов, кафе типа "бистро", комнат отдыха и детских комнат, камер хранения, стоянок для автомобилей, ремонтные мастерские и др.

Услуги могут быть платными и бесплатными, но все они реализуются в целях привлечения в магазины наибольшего количества покупателей [19, с. 163].

Классификация розничных торговых сетей производится по двум признакам: стационарности и ассортиментному профилю. По первому признаку выделяют:

    • стационарную торговую сеть (магазины);

    • полустационарную (ларьки, киоски, павильоны, палатки);

    • передвижную (развозную и разносную).

По второму признаку розничная торговая сеть разделяется на:

    • смешанную (торговля товарами одной-двух групп);

    • специализированную (торговля определенными видами и группами товаров);

    • универсальную (торговля всеми видами и группами товаров).

Анализируя особенности видов розничной торговли, можно отметить, что ее общее развитие должно опираться, прежде всего, на оптимизацию соотношения магазинных и внемагазинных форм торговли [15, с. 204].


В последнее время едва ли не большая часть товарооборота приходится на внемагазинные формы, что вызывает определенные отрицательные последствия – снижение розничного товарооборота.

В целях возможности активно конкурировать с внемагазинной торговлей, работа розничной торговой сети должна строиться на следующих общих принципах:

    • универсализация торговли продовольственными товарами;

    • развитие специализированных непродовольственных магазинов в местах жилой застройки;

    • строительство крупных торговых центров, формирование крупных торговых сетей;

    • повышение уровня торгового обслуживания;

    • создание системы так называемых магазинов шаговой доступности с широким ассортиментом как продовольственных, так и непродовольственных товаров;

    • выделение специальных зон для организации базаров и уличных ярмарок;

    • создание автономных зон торгового обслуживания поблизости от автомагистралей.

Инфраструктура розничной торговли любой региональной модели торгового обслуживания должна обеспечить разнообразие структурно-функциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.

Разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:

    • независимых розничных торговых предприятий;

    • розничных торговых предприятий, принадлежащих товаропроизводителям;

    • розничных торговых предприятий, принадлежащих оптовым торговым организациям;

    • муниципальных розничных торговых предприятий [17,с. 342].

Все это исходит из того, что формирование системы предприятий розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а также муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально-ориентированной рыночной среды.

В этой среде независимым розничным торговым предприятием является предприятие, не входящее ни в какие объединения. Магазин, принадлежащий товаропроизводителю или оптовой организации, всегда функционирует в составе соответствующей компании и поэтому является зависимым. Муниципальный торговый объект – это, как правило, социально ориентированное розничное торговое предприятие, дополняющее сложившуюся в рамках муниципального образования систему торгового обслуживания.