Файл: Отчет по производственной практике (торговоэкономическая практика) в фгбоу во Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 2

Наименование факторов

Методика расчета





(15)
,


(16)

(17)
,

.


(18)
Влияние элементов товарного баланса на изменение оборота розничной торговли можно определить простым способом, а именно:

,


(19)
,


(20)
,


(21)



Связанные с использованием трудовых ресурсов

Влияние факторов можно определить методом разниц или методом цепных подстановок, используя следующую формулу:


(22)

При использовании метода разниц для определения влияния трудовых факторов на изменение оборота розничной торговли применяется методика: определяется влияние изменения численности работников ( ) на изменение оборота розничной)




торговли торгового предприятия ( ) по формуле:


(23)
,


(24)
определяется влияние изменения производительности труда работников ( ) на изменение оборота розничной торговли торгового предприятия ( ) по формуле:



Совокупное влияние данных двух факторов трудовых ресурсов равно изменению оборота розничной торговли торгового предприятия:


(25)


При расчете влияния трудовых ресурсов на изменение объема оборота розничной торговли методом ценных подстановок применяется следующая методика:


(26)
Р=Ч1 ПТ0,

Р0= Ч1 ПТ0,

Р1= Ч1 ПТ1,


(27)
Р(Ч)10





где - среднесписочная численность работников, чел.;

ПТ - производительность труда одного работника, тыс.руб./чел.;

, - среднесписочная численность работников предприятия в от­четном и прошлом периоде, чел.;

ПТ1, ПТ0 - производительность труда одного работника в отчетном и предыдущем периоде, тыс.руб./чел.;

Зн — запасы товаров на начало периода, тыс. руб.;

П - поступление товаров, тыс. руб.;

Р - объем реализации товаров (оборот розничной торговли), тыс. руб.;

В - прочее выбытие товаров, тыс. руб.;

Зк - запасы товаров на конец периода, тыс. руб.;

Зн1, Зн0 - запасы товаров на начало периода отчетного и прошлого года, тыс. руб.;

П1, П0 - поступление товаров в отчетном и прошлом периоде, тыс. руб.;

B1, В0 - прочее выбытие товаров в отчетном и прошлом периоде, тыс. руб.;

Зк1, Зк0 - запасы товаров на конец периода в отчетном и прошлом году, тыс. руб.

При применении в факторном анализе оборота розничной торговли метода цепных подстановок осуществляется последовательная замена в формуле показателей прошлого периода на показатели отчетного периода. При этом сначала осуществляется замена количественных показателей, а затем производится замена качественных показателей.

Путем вычитания результатов предыдущего расчета из последующего можно определить влияние на изменение оборота розничной торговли любого показателя формулы. Следует учесть, что сумму первого и последнего расчетов можно в готовом виде взять из плана (или прошлого периода) и отчета.

На заключительном этапе анализа розничного товарооборота осуществляется SWOT-анализ, в ходе которого определяются сильные и слабые стороны деятельности предприятия, угрозы и возможности в его работе, и на основе проведенного анализа выявляются и обосновываются резервы роста объема розничного товарооборота, оптимизации его структуры и состава. Для достижения выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота разрабатывается план мероприятий, содержащий конкретные рекомендации по росту его объема и рационализации состава и структуры.



3. Анализ статистики деятельности предприятий розничной торговли в Российской Федерации



Оборот розничной торговли в РФ в 2021 г. составил 39,2 трлн руб., что на 7,3% выше, чем за 2020 г. В декабре показатель вырос на 5,4% по сравнению с аналогичным месяцем 2020 г. - до 4,1 трлн руб.

На рис. 2 представлена динамика розничного товарооборота по кварталам за 2019-2021 гг.


Рисунок 2 – Динамика оборота розничной торговли в РФ за 2019-2021 гг.
В 2021 г. оборот розничной торговли в РФ на 95,4% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 4,6% (в 2020 г. - 95,3% и 4,7% соответственно), в декабре 2021 г. - 95,5% и 4,5% соответственно (в декабре 2020 г. - 95,3% и 4,7% соответственно), отмечается в материале.

В IV квартале 2021 г. в России было проведено 9,7 тыс. ярмарок (в IV квартале 2020 г. - 8,9 тыс.). Основными организаторами ярмарок стали органы местного самоуправления (45,9% от общего числа ярмарок) и юридические лица (34,9%). Основные хозяйствующие субъекты на ярмарках - индивидуальные предприниматели (им выделено 62,8% от всех торговых мест).

В 2021 г. в структуре оборота розничной торговли в РФ доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составила 47%, непродовольственных товаров - 53% (в 2020 г. - 49% и 51% соответственно), в декабре 2021 г. - 47,5% и 52,5% соответственно (в декабре 2020 г. - 48,5% и 51,5% соответственно), говорится в материалах Росстата.

По данным ежеквартальных обследований, проводимых Федеральной службой государственной статистики России, выделяют шесть основных препятствий, ограничивающих деятельность предприятий розничной торговли.

Наиболее значимыми из них являются следующие:

  • высокий уровень конкуренции;

  • недостаточный платежеспособный спрос;

  • высокий уровень налогов (на это указали свыше 40% респондентов).

По мнению опрошенных, успешную работу ритейла затрудняют также высокий
размер арендной платы и транспортных расходов, а также недостаток финансовых средств.

На рис. 3 представлена структура российского ритейл-рынка по форматам торговли.

Наиболее крупный сегмент российского ритейл-рынка – сетевая торговля (38%), далее следуют региональные сети и несетевые форматы.

Рисунок 3 - Структура российского ритейл-рынка по форматам
торговли, 2021 г.
Наибольший вклад (37,7% в 2021 году против 36,5% в 2020 году) внесла первая десятка игроков: Х5 Group (Пятерочка, Перекресток, Карусель), Магнит, Mercury Group (Красное & Белое, Бристоль), Лента, DNS, М.Видео-Эльдорадо, Leroy Merlin, Wildberries, Auchan и Metro.

На региональном уровне рост оборота розничной торговли произошел в 83 субъектах РФ. При этом темп роста имел довольно широкий разброс - от 22,3% до 0,2%. Наиболее существенно оборот розничной торговли увеличился в Республике Адыгея (+22,3%), Кабардино-Балкарской Республике (+20,2%), г. Санкт-Петербург (+15,0%), Краснодарском крае (+12,6%) и в Московской области (+12,0%). Всего же более чем на 10% оборот розничной торговли увеличился в 13 регионах. Наиболее слабая положительная динамика отмечается в Омской области, Курганской области и в Белгородской области. В этих регионах оборот розничной торговли по итогам 2021 года увеличился менее чем на 1%.

Падение в сфере розничной торговли произошло только в Ненецком автономном округе (-1,3%) и в Мурманской области (-0,2%).

Лидерами по объему оборота розничной торговли на душу населения являются г. Москва (482,5 тыс. руб.), Московская область (421,6 тыс. руб.), Сахалинская область (365,4 тыс. руб.), г. Санкт-Петербург (348,8 тыс. руб.) и Краснодарский край (318,3 тыс. руб.).

Наиболее низкие значения оборота розничной торговли на душу населения в Республике Ингушетия (56,6 тыс. руб.), Республике Тыва (86,1 тыс. руб.), Карачаево-Черкесской Республике (95,2 тыс. руб.), Республике Калмыкия (97,9 тыс. руб.) и в Чеченской Республике (141,4 тыс. руб.).

На объем оборота розничной торговли в том или ином регионе влияние оказывает совокупность факторов, в числе которых уровень благосостояния населения, а также сложившиеся особенности быта и уклада (ведение собственного хозяйства, садоводство, огородничество и т.д.), уровень цен.