Файл: Методические рекомендации по выполнению контрольных работ, варианты контрольных работ, охватывающие все дидактические единицы по дисциплине Философия, вопросы для подготовки к экзамену, список учебнометодической литературы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к понятию …

1)Мышление;

2)Деятельность;

3)Самосознание.
4. Система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения – это …

1)Речь;

2)Письмо;

3)Язык.
5. Выделите точку зрения идеализма.

1)Сознание существует параллельно с материей;

2)Сознание может существовать до и независимо от материи;

3)Сознание существует как производная материи.


Вариант 32


Тема: Феномен сознания в философии

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Современные концепции бессознательного: феноменология и психоанализ.

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Рефлекс, архетип, психоанализ, сублимация, внимание, память, психика, язык, знак, образ, деятельностный подход, интенциональность, искусственный интеллект.

Задание 3. Ответьте на вопрос:

В чем существенное различие процессов отражения в живой и неживой природе?

Задание 4. Решите тест:

1. Определите соответствие философского направления и позиции к проблеме сознания:


А)Физикализм

1)способность материи отражать саму себя

Б)Солипсизм

2)сознание рассматривается как часть «мирового сознания»

В)Объективный идеализм

3)сознание индивида – единственная достоверная реальность

Г)Умственный материализм

4)сознание есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики


2. Воспроизведение в себе других предметов есть …

1)Самопознание;

2)Отрицание;

3)Отражение.
3. Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного – это …

1)Привычка;

2)Архетип;

3)Обычай.
4. Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов – это …

1)Социальное;

2)Политическое;

3)Этическое.
5. Система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения – это …

1)Речь;

2)Письмо;

3)Язык.

Вариант 33

Тема: Философская теория познания. Научное познание

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Рациональное и иррациональное в познании.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Субъект, объект, парадигма, знание, чувственное, рациональное, теоретический и эмпирический уровни познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

Существуют ли принципиальные отличия между агностицизмом
, релятивизмом и скептицизмом?
Задание 4. Решите тест:

1. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах» - это …

1)Рационализм;

2)Сенсуализм;

3)Эмпиризм.
2. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это …

1)Рационализм;

2)Релятивизм;

3)Материализм.
3. Форма чувственного познания – это …

1)Представление;

2)Образ;

3)Восприятие.
4. Образ ранее воспринимаемого предмета или явления, а также образ, созданный воображением – это …

1)Представление;

2)Мечта;

3)Фантазия.
5. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил – это …

1)Догматизм;

2)Рационализм;

3)Релятивизм.
Вариант 34

Тема: Философская теория познания. Научное познание

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Наука как социальный институт. Роль науки в современном мире.

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Заблуждение, ложь, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ, синтез, факт, теория, проблема, гипотеза, идеализация, абстрагирование, экстраполяция, моделирование, формализация, конкретизация, научная картина мира.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

В чем сущность сциентизма как мировоззренческой и методологической концепции?
Задание 4. Решите тест:

1. Мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей, отношений предметов и выделение сторон, интересующих исследователя относится к понятию…

1)Моделирование;

2)Абстрагирование;

3)Формализм.
2. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области – это …

1)Обобщение;

2)Воспроизведение;

3)Представление.
3. Представление о научном познании, как о наивысшей культурной ценности, характерно для …

1)Скептицизма;

2)Агностицизма;

3)Сциентизма.
4. Некоторое предположение о возможном закономерном порядке, о существенной связи между явлениями – это …

1)Аксиома;


2)Гипотеза;

3)Теория.
5. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы – это …

1)Анализ;

2)Синтез;

3)Систематизация.

Вариант 35

Тема:Глобальные проблемы современности и будущее человечества

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Понятие и критерии глобальных проблем, их классификация.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Глобальные проблемы, техногенный мир, природопользование, прогнозирование, социальная экстраполяция, социальные прогнозы, перспективы, футурология.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

Перспективен ли поиск новых ценностей в решении проблем техногенного мира?
Задание 4. Решите тест:

1. Специфика культурных процессов 20 в. отразилась в понятии…

1)Массовая культура;

2)Этническая культура;

3)Локальная культура.
2. Кто автор теории «локальных культур»?

1)Тойнби;

2)Шпенглер;

3)Ясперс.
3. Цивилизационный подход к анализу общества был предложен:

1)Данилевским;

2)Бердяевым;

3)Шпенглером.
4. Западному типу цивилизационного развития соответствует …

1)Традиционное общество;

2)Техногенное общество;

3)Эзотерическое общество.

5. Сегодня в мире происходит процесс …

1)Локализации культур;

2)Противоборства культур;

3)Взаимодействия культур.

Вариант 36


Тема: Глобальные проблемы современности и будущее человечества

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Современный техногенный мир и природа человека. Основные виды научной рациональности, их этическая оценка.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Прогресс, рациональность, природопользование, прогнозирование, социальная экстраполяция, техногенный мир, парадигма, футурология.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

Какова роль философии в проекте вариантов общественного развития?
Задание 4. Решите тест:

1. Взаимосвязанный процесс становления человека и общества – это …

1)Антропосоциогенез;

2)Социализация;

3)Культурогенез.
2. Кризис современной культуры в первую очередь связан с…

  1. необходимостью борьбы с мировым терроризмом;

  2. изменениями в сфере коммуникации;

  3. угрозой мировой войны.


3. Для разрешения глобальных проблем необходимо…

    1. снизить темп научно-технического прогресса;

    2. прекратить исследование космоса;

    3. изменить потребительское отношение человека к природе.


4. Можно ли свести все культурные явления к рациональному уровню человеческого познания?

1)Можно;

2)Можно и нельзя в отдельных случаях;

3)Нельзя.
5. Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности – это …

1)Ценность;

2)Нормы;

3)Ритуал.

Вариант 37

Тема: Философия экономики

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Понятие хозяйства, его историческая эволюция.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Хозяйство, труд, богатство, бедность, рынок, экономика, домоуправление, экономический человек, экономия, политическая экономия, меркантилизм.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

К чему сводится концепция меркантилизма?
Задание 4. Решите тест:

1. В какой концепции политика предстает как соперничество заинтересованных социальных групп?

  1. Правовой;

  2. Социальной;

  3. Экономической.


2. Кем разрабатывалась теория предельной полезности?

  1. К. Марксом;

  2. Ф. Энгельсом;

  3. У. Джевонсом.