Файл: Методические рекомендации по выполнению контрольных работ, варианты контрольных работ, охватывающие все дидактические единицы по дисциплине Философия, вопросы для подготовки к экзамену, список учебнометодической литературы.doc
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант 24
Тема: Развитие мира и его законы
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Диалектика и метафизика – два исторически сложившихся метода в философии.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Форма, содержание, связь, отношение, необходимость, возможность, действительность, качество, количество, мера, скачок, эволюция, противоречие, конфликт, гармония, отрицание, становление, прогресс, регресс, развитие.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Какими свойствами должна обладать связь, чтобы она получила статус закона?
Задание 4. Решите тест:
1. Закон «единства и борьбы противоположностей» определяет …
1)Источник развития;
2)Отражение качеств вещи;
3)Процесс познания.
2. Закон «отрицания отрицания» определяет …
1)Относительность развития;
2)Субъективность развития;
3)Тенденции развития.
3. Характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами есть …
1)Свойство;
2)Потребность;
3)Значение.
4. Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события – это …
1)Причина;
2)Связь;
3)Возможность.
5. Какая категория диалектики является парной для категории «необходимое»?
1)Действительное;
2)Возможное;
3)Случайное.
Вариант 25
Тема: Проблемы социальной философии
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Общественное бытие и общественное сознание, их структура и взаимодействие.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Общество, социальная среда, общественное бытие и сознание, общественная формация, производительные силы, производственные отношения, социальная группа, класс, страты, стратификация.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Какие типологии общественного развития вам известны?
Задание 4. Решите тест:
1. Мыслитель, который первым ввел в науку термин «социология» - это …
1)Конт;
2)Кант;
3)Каган.
2. Возможность перехода от одной социальной группы в другую, называется…
1)Социальной мобильностью;
2)Социальной аномией;
3)Социальной дифузией.
3. Естественным условием существования самого общества является …
1)Человек;
2)Дух;
3)Природа.
4. Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг – это
1)Международные отношения;
2)Социальные отношения;
3)Производственные отношения.
5. Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством – это
1)Право;
2)Потребность;
3)Традиции.
Вариант 26
Тема: Проблемы социальной философии
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Концепции общественного прогресса в истории философии.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Государство, гражданское общество, идеология, общественная психология, массовое сознание, субъект истории, движущие силы истории, индустриальное и постиндустриальное общество, социальное прогнозирование, общественный прогресс.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Какие критерии были положены К.Марксом в основание формационной типологии общества?
Задание 4. Решите тест:
1. Прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни – это
1)Революция;
2)Новации;
3)Реформа.
2. Застой в обществе, экономике, производстве – это …
1)Стратификация;
2)Стагнация;
3)Аномия.
3. Кто создатель теории, по которой рост народонаселения – главное зло, приводящее к бедствиям и нищете?
1)Гердер;
2)Мальтус;
3)Лакатос.
4. Кто является социологом, относящим к религии общественные идеи и верования, имеющие обязательный характер?
1)Конт;
2)Сорокин;
3)Дюркгейм.
5. Основополагающий стимул развития производства - …
1)Потребность;
2)Знания;
3)Интуиция;
Вариант 27
Тема: Бытие человека в философском измерении
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Антропосоциогенез, филогенез, онтогенез, практика, этика, эстетика, деятельность, труд, индивид, индивидуальность, личность.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Какие Вам известны концепции происхождения человека в религии, науке и философии?
Задание 4. Решите тест:
1. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания – это …
1)Теоцентризм;
2)Антропоцентризм;
3)Натуроцентризм.
2. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ называется…
1)Антропоморфизм;
2)Теоцентризм;
3)Натурализм.
3. Учение о человеке – это …
1)Онтология;
2)Антропология;
3)Социология.
4. Конкретный представитель человеческого рода, которому наряду с родовыми чертами, присущи сугубо индивидуальные черты – это …
1)Индивид;
2)Человек;
3)Лидер.
5. Совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других – это …
1)Индивидуальность;
2)Духовность;
3)Коллективность.
Вариант 28
Тема: Бытие человека в философском измерении
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Этическая и эстетическая характеристика человеческого бытия.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Отчуждение, философская антропология, филогенез, онтогенез, антропогенез, труд, досуг, свобода, жизнь, смерть.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Каково соотношение биологической и социальной эволюции в истории человечества?
Задание 4. Решите тест:
1. Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это …
1)Фетишизм;
2)Анимизм;
3)Аскетизм.
2. Направлением в этике, утверждающим наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения, является …
1)Утилитаризм;
2)Прагматизм;
3)Гедонизм.
3. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является…
1)Генетической предрасположенностью;
2)Результатом его жизни в обществе.
3)Результатом его самообразования.
4. Какое положение верно?
1)Человек, прежде всего, природное существо;
2)Человек и природное, и социальное существо;
3)Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы
5. Учение о человеке – это …
1)Онтология;
2)Антропология;
3)Социология.
Вариант 29
Тема:Учение о ценностях: нравственных, религиозных эстетических
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Историческое становление аксиологии.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Мораль, этика, нравственность, добро, зло, гуманизм, справедливость, право, ценность, самоценность, норма, насилие, ненасилие.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
В чем заключается особенность античной этики?
Задание 4. Решите тест:
1. Философским учением о ценностях называется…
-
Онтология; -
Аксиология; -
Гносеология.
2. Кто из античных мыслителей является автором работы «В чем наше благо»?
-
Эпиктет; -
Эпикур; -
Сенека.
3. Кто из древних мыслителей определил благо как то, к чему все стремятся?
-
Гераклит; -
Аристотель; -
Эпикур.
4. Кто определяет благо через отношение к потребностям?
-
И. Кант; -
К. Маркс; -
Дж. Беркли.
5. У кого из мыслителей мораль рассматривается как противоестественность?
-
Гегель; -
Ницше; -
Фейербах.
Вариант 30
Тема: Учение о ценностях: нравственных, религиозных эстетических
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Религиозные ценности и свобода совести.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Нравственность, добро, зло, гуманизм, свобода, ответственность, личность, общество, традиция, духовность, этикет.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
В чем заключается критика морали Ф.Ницше?
Задание 4. Решите тест:
1. Кто из мыслителей ХХ века поднимает вопрос о философском имморализме?
-
М. Хайдеггер; -
Й. Хёйзинга; -
К. Ясперс.
2. Кто определяет благо через отношение к потребностям?
-
И. Кант; -
К. Маркс; -
Дж. Беркли.
3. От какого греческого слова появилось название философского учения «аксиология»?
-
Благо; -
Ценность; -
Мораль.
4. Когда вещь выступает благом?
-
Сама по себе; -
В отношении к людям; -
В отношении к историческому времени.
5. Кому принадлежит «категорический императив»?
-
Гегелю; -
Канту; -
Фихте.
Вариант 31
Тема: Феномен сознания в философии
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Понятие сознания в истории философии.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Сознание, бессознательное, самосознание, подсознание, идеальное, рефлексия, когнитивный уровень, мышление, разум, рассудок, воля, эмоции, интуиция, интеллект.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Можно ли отождествлять понятия психики и сознания?
Задание 4. Решите тест:
1. Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присуща только человеку – есть …
1)Чувствительность;
2)Сознание;
3)Раздражимость.
2. Осознание и оценка человеком своих действий и их результатов – это …
1)Подсознание;
2)Самосознание;
3)Индивидуальность.
3. Опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств