Файл: Методические рекомендации по выполнению контрольных работ, варианты контрольных работ, охватывающие все дидактические единицы по дисциплине Философия, вопросы для подготовки к экзамену, список учебнометодической литературы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 17


Тема: Основные идеи и этапы развития русской философии

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Русский экзистенциализм. Н.А.Бердяев: судьба человека и смысл истории.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Почвенничество, историософия, богочеловек, боготворчество, богоискательство, персонализм, «разумный эгоизм», космизм, субъективный метод в философии.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

Какие основные школы сформировались в отечественной философии в конце XIX – начале XX вв.?
Задание 4. Решите тест:

1.Одним из основоположников культурологического понимания хода истории является …

1)Бердяев;

2)Данилевский;

3)Белинский.
2. Русский философ 19 в., считавший религиозную веру выше разума – это…

1)Данилевский;

2)Бердяеву;

3)Соловьев.
3. Кому принадлежит «Учение о Богочеловечестве»?

1)Соловьеву;

2)Бердяеву;

3)Достоевскому.
4. Основная идея философии В. Соловьева – это …

1)Любовь;

2)Всеединство;

3)Долг.
5. Основная проблема, рассматриваемая Федоровым – это …

1)Любовь;

2)Смерть;

3)Бессмертие

Вариант 18

Тема: Основные направления и идеи современной западной философии

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Характерные особенности современной западной философии. Критика классической философии.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Сциентизм, иррационализм, экзистенциализм, феноменология, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, технократия, «творческая эволюция», неотомизм, историцизм.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

Что такое «Я», «сверх–Я», «Оно»? Какие направления в философии используют эти понятия?
Задание 4. Решите тест:

1. Философское направление, утверждающее, что подлинное знание - совокупный результат специальных наук - это …

1)Структурализм;

2)Позитивизм;

3)Сенсуализм.
2. Мыслителем, отрицавшим существование в обществе объективного развития, является …

1)Поппер;

2)Конт;

3)Юнг.
3. Доминирующей сферой общества в концепции постиндустриализма является …


1)Производство;

2)Товары;

3)Сервис.
4. Теорию Фрейда называют …

1)Сенсуализм;

2)Психоанализ;

3)Рационализм.
5. Кто из последователей З. Фрейда развил учение о «коллективном бессознательном», определяющем социальное поведение людей?

1)Юм;

2)Фромм;

3)Юнг.

Вариант 19


Тема: Основные направления и идеи современной западной философии

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Основания метафизики, язык и бытие в философии М. Хайдеггера.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Психоанализ, герменевтика, структурализм, «жизненный мир», дискурс, деконструкция, «пограничная ситуация», сублимация, коммуникация, постмодернизм, верификация, фальсификация.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

Что означает фраза «существование предшествует сущности»? В каком направлении современной философии развивалась эта концепция?
Задание 4. Решите тест:

1. Кто автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей?

1)Фрейд;

2)Шопенгауэр;

3)Ницше.
2. Кому принадлежит труд «Бытие и ничто»?

1)Сартру;

2)Ницше;

3)Бергсону.
3. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания – это …

1)Ницше;

2)Фромм;

3)Шопенгауэр.
4. Философия человеческого существования называется …

1)Романтизмом;

2)Модернизом;

3)экзистенциализмом.
5. Какую теорию выдвинул Белл?

1)Индустриального общества;

2)Информационного общества;

3)Рабовладельческого общества.

Вариант 20


Тема: Основные направления и идеи современной западной философии

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Технократия, «творческая эволюция», герменевтика, структурализм, «пограничная ситуация», экзистенциализм, феноменология, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

В чем специфика феноменологических методов мышления?



Задание 4. Решите тест:

1. Кто считается основателем интуитивизма?

1)Белл;

2)Кьеркегор;

3)Бергсон.
2. Кто автор книги «Иметь или быть»?

1)Фрейд;

2)Фромм;

3)Юнг.
3. Кто развивал позитивистские идеи Конта?

1)Юм;

2)Зиммель;

3)Спенсер.
4. Направление в теории познания 20 в., зарождение которого связано с исследованиями Ф. де Соссюра называется …

1)Структурализм;

2)Модернизм;

3)Авангардизм.
5. Мыслителем, который видел смысл всемирной истории в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человека, является …

1)Ясперс;

2)Тойнби;

3)Кассирер.

Вариант 21

Тема: Философское учение о бытии

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Категория бытия в античной философии.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Онтология, бытие, монизм, дуализм, плюрализм, реальность, вещь, процесс, состояние, материя, субстрат, субстанция, система, структура, элемент.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

В чем заключается специфика человеческого бытия?
Задание 4. Решите тест:

1. Мир имеет или материальное начало, или духовное, утверждает …

1)Монизм;

2)Дуализм;

3)Деизм.
2. Что означает термин «онтология»?

1)Учение о сущем;

2)Учение о человеке;

3)Учение о познании.
3. Философское понятие для обозначения всего сущего – это …

1)Природа;

2)Материя;

3)Бытие.
4. Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности – это …

1)Атом;

2)Категория;

3)Субстанция.
5. Как в разные эпохи рассматривалась проблема бытия?

А)В эпоху средних веков


1)бытие – духовно.

Б)В эпоху Возрождения

2)бытие – это материя.

В)В философии Гегеля

3)подлинное бытие есть «абсолютная идея».

Г)Марксисткой философии

4)бытие рассматривалось как физическая реальность, природа.

Д)Русской религиозной философии

5)бытие рассматривалось как сотворенный Богом мир.




Вариант 22

Тема: Философское учение о бытии

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Категории пространства и времени. Их свойства и формы.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Отражение, движение, покой, пространство, время, теория относительности, уровни материи, формы движения материи.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

Какая связь существует между материей, отражением, сознанием и информацией?
Задание 4. Решите тест:

1. Соотнесите античных мыслителей и их понимание бытия.

А)Парменид

1)бытие есть идея

Б)Гераклит

2)бытие есть атом

В)Демокрит

3)бытие пронизано борьбой противоположностей

Г)Платон

4)бытие – это сущее


2. Начиная с античности, понятие «Бытие» понималось как окружающий человека мир. В каком веке данное понимание стало характеризовать еще и внутренний мир человека – «субъективный мир»?

1) 11 в.

2) 15 в.

3) 19 в.
3. Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющий ему материю – это …

1)Объективный идеализм;

2)Субъективный идеализм;

3)Солипсизм.
4. Существующее независимо от чего другого – это …

1)Атомы;

2)Субстанция;

3)Идея.
5. Соотнесите философские направления и их представителей.

А)Идеалистический монизм

1)Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза

Б)Материалистический монизм

2)Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин

В)Пантеистический монизм

3)Платон, Аристотель, Августин, Гегель



Вариант 23

Тема: Развитие мира и его законы

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Основные принципы и законы диалектики.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:


Диалектика, метафизика, софистика, синергетика, эклектика, закон, закономерность, детерминизм, единичное, общее, особенное, причина, следствие, явление, сущность, случайность, причинность.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

Всякое ли количественное изменение приводит к новому качеству?
Задание 4. Решите тест:

1. Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета и явления в результате количественных изменений – это …

1)Скачок;

2)Прыжок;

3)Разрыв.
2. Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности – это …

1)Атом;

2)Категория;

3)Субстанция.
3. Центральным понятием диалектики является …

1)Скачек;

2)Повторение;

3)Развитие.
4. Философским учением о всеобщих связях бытия и развития всего сущего называется …

1)Метафизика;

2)Диалектика;

3)Эклектика.
5. В истории философии существовала не только диалектика, но и ее противоположность–…

1)Эклектика;

2)Скептицизм;

3)Метафизика.