Файл: Методические рекомендации по выполнению контрольных работ, варианты контрольных работ, охватывающие все дидактические единицы по дисциплине Философия, вопросы для подготовки к экзамену, список учебнометодической литературы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 24


Тема: Развитие мира и его законы

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Диалектика и метафизика – два исторически сложившихся метода в философии.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Форма, содержание, связь, отношение, необходимость, возможность, действительность, качество, количество, мера, скачок, эволюция, противоречие, конфликт, гармония, отрицание, становление, прогресс, регресс, развитие.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

Какими свойствами должна обладать связь, чтобы она получила статус закона?
Задание 4. Решите тест:

1. Закон «единства и борьбы противоположностей» определяет …

1)Источник развития;

2)Отражение качеств вещи;

3)Процесс познания.
2. Закон «отрицания отрицания» определяет …

1)Относительность развития;

2)Субъективность развития;

3)Тенденции развития.
3. Характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами есть …

1)Свойство;

2)Потребность;

3)Значение.
4. Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события – это …

1)Причина;

2)Связь;

3)Возможность.
5. Какая категория диалектики является парной для категории «необходимое»?

1)Действительное;

2)Возможное;

3)Случайное.


Вариант 25


Тема: Проблемы социальной философии

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Общественное бытие и общественное сознание, их структура и взаимодействие.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Общество, социальная среда, общественное бытие и сознание, общественная формация, производительные силы, производственные отношения, социальная группа, класс, страты, стратификация.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

Какие типологии общественного развития вам известны?
Задание 4. Решите тест:

1. Мыслитель, который первым ввел в науку термин «социология» - это …

1)Конт;

2)Кант;

3)Каган.
2. Возможность перехода от одной социальной группы в другую, называется…


1)Социальной мобильностью;

2)Социальной аномией;

3)Социальной дифузией.
3. Естественным условием существования самого общества является …

1)Человек;

2)Дух;

3)Природа.
4. Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг – это

1)Международные отношения;

2)Социальные отношения;

3)Производственные отношения.
5. Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством – это

1)Право;

2)Потребность;

3)Традиции.

Вариант 26


Тема: Проблемы социальной философии

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Концепции общественного прогресса в истории философии.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Государство, гражданское общество, идеология, общественная психология, массовое сознание, субъект истории, движущие силы истории, индустриальное и постиндустриальное общество, социальное прогнозирование, общественный прогресс.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

Какие критерии были положены К.Марксом в основание формационной типологии общества?
Задание 4. Решите тест:

1. Прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни – это

1)Революция;

2)Новации;

3)Реформа.
2. Застой в обществе, экономике, производстве – это …

1)Стратификация;

2)Стагнация;

3)Аномия.
3. Кто создатель теории, по которой рост народонаселения – главное зло, приводящее к бедствиям и нищете?

1)Гердер;

2)Мальтус;

3)Лакатос.
4. Кто является социологом, относящим к религии общественные идеи и верования, имеющие обязательный характер?

1)Конт;

2)Сорокин;

3)Дюркгейм.
5. Основополагающий стимул развития производства - …

1)Потребность;

2)Знания;

3)Интуиция;

Вариант 27


Тема: Бытие человека в философском измерении

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Антропосоциогенез, филогенез, онтогенез, практика, этика, эстетика, деятельность, труд, индивид, индивидуальность, личность.

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Какие Вам известны концепции происхождения человека в религии, науке и философии?
Задание 4. Решите тест:

1. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания – это …

1)Теоцентризм;

2)Антропоцентризм;

3)Натуроцентризм.
2. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ называется…

1)Антропоморфизм;

2)Теоцентризм;

3)Натурализм.
3. Учение о человеке – это …

1)Онтология;

2)Антропология;

3)Социология.
4. Конкретный представитель человеческого рода, которому наряду с родовыми чертами, присущи сугубо индивидуальные черты – это …

1)Индивид;

2)Человек;

3)Лидер.
5. Совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других – это …

1)Индивидуальность;

2)Духовность;

3)Коллективность.


Вариант 28


Тема: Бытие человека в философском измерении

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Этическая и эстетическая характеристика человеческого бытия.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Отчуждение, философская антропология, филогенез, онтогенез, антропогенез, труд, досуг, свобода, жизнь, смерть.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

Каково соотношение биологической и социальной эволюции в истории человечества?
Задание 4. Решите тест:

1. Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это …

1)Фетишизм;

2)Анимизм;

3)Аскетизм.
2. Направлением в этике, утверждающим наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения, является …

1)Утилитаризм;

2)Прагматизм;

3)Гедонизм.
3. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является…

1)Генетической предрасположенностью;

2)Результатом его жизни в обществе.

3)Результатом его самообразования.
4. Какое положение верно?

1)Человек, прежде всего, природное существо;

2)Человек и природное, и социальное существо;

3)Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы
5. Учение о человеке – это …

1)Онтология;

2)Антропология;

3)Социология.

Вариант 29

Тема:Учение о ценностях: нравственных, религиозных эстетических

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Историческое становление аксиологии.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Мораль, этика, нравственность, добро, зло, гуманизм, справедливость, право, ценность, самоценность, норма, насилие, ненасилие.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

В чем заключается особенность античной этики?
Задание 4. Решите тест:

1. Философским учением о ценностях называется…

  1. Онтология;

  2. Аксиология;

  3. Гносеология.


2. Кто из античных мыслителей является автором работы «В чем наше благо»?


  1. Эпиктет;

  2. Эпикур;

  3. Сенека.


3. Кто из древних мыслителей определил благо как то, к чему все стремятся?

  1. Гераклит;

  2. Аристотель;

  3. Эпикур.


4. Кто определяет благо через отношение к потребностям?

  1. И. Кант;

  2. К. Маркс;

  3. Дж. Беркли.


5. У кого из мыслителей мораль рассматривается как противоестественность?

  1. Гегель;

  2. Ницше;

  3. Фейербах.


Вариант 30

Тема: Учение о ценностях: нравственных, религиозных эстетических

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Религиозные ценности и свобода совести.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Нравственность, добро, зло, гуманизм, свобода, ответственность, личность, общество, традиция, духовность, этикет.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

В чем заключается критика морали Ф.Ницше?
Задание 4. Решите тест:

1. Кто из мыслителей ХХ века поднимает вопрос о философском имморализме?

  1. М. Хайдеггер;

  2. Й. Хёйзинга;

  3. К. Ясперс.


2. Кто определяет благо через отношение к потребностям?

  1. И. Кант;

  2. К. Маркс;

  3. Дж. Беркли.


3. От какого греческого слова появилось название философского учения «аксиология»?

  1. Благо;

  2. Ценность;

  3. Мораль.


4. Когда вещь выступает благом?

  1. Сама по себе;

  2. В отношении к людям;

  3. В отношении к историческому времени.


5. Кому принадлежит «категорический императив»?

  1. Гегелю;

  2. Канту;

  3. Фихте.



Вариант 31

Тема: Феномен сознания в философии

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Понятие сознания в истории философии.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Сознание, бессознательное, самосознание, подсознание, идеальное, рефлексия, когнитивный уровень, мышление, разум, рассудок, воля, эмоции, интуиция, интеллект.
Задание 3. Ответьте на вопрос:

Можно ли отождествлять понятия психики и сознания?
Задание 4. Решите тест:

1. Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присуща только человеку – есть …

1)Чувствительность;

2)Сознание;

3)Раздражимость.
2. Осознание и оценка человеком своих действий и их результатов – это …

1)Подсознание;

2)Самосознание;

3)Индивидуальность.
3. Опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств