Файл: Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 338

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

предисловие

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

САМОВНУШЕНИЕ

ИНДИЙСКАЯ СИСТЕМА ХАТХА-ЙОГА И РАДЖА-ЙОГА

гипноз

АКТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И СХОДНЫЕ С НЕЙ МЕТОДЫ

Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА И ЧАСТНЫХ ПРИЕМОВ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ОСОЗНАВАЕМАЯ И НЕОСОЗНАВАЕМАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ И ЕЕ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕМ АДАПТАЦИОННОМ СИНДРОМЕ

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТРЕНИРОВАННОЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 3. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ (АТ-!)

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 5. ОБУЧАЮЩИЙ КУРС АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ ГЕТЕРОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ЦВЕТ И СЕНСОРНАЯ РЕПРОДУКЦИЯ

СОЧЕТАНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ С МУЗЫКОТЕРАПИЕЙ

Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДЫ НА ОСНОВЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ

НЕКОТОРЫЕ УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ

Глава 7. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ И НЕВРОЗЫ

ПСИХОПАТИИ

ТОКСИКОМАНИИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Du Kant de Bousingen, с успехом применяющий ау­тогенную тренировку с профилактическими целями у «высших чинов индустрии», отмечает существенное повышение эффективности метода при сочетании гете­рогенных тренировок с лекциями по проблемам управ­ления людьми и межличностного общения. В Ав­стрии на отдельных поточных линиях непрерывного производства метод применяется в виде «аутогенных пауз» в процессе работы. В некоторых странах (ПНР и др.) массовое обучение населения приемам аутотре­нинга проводится с использованием телевидения и ра­диовещания. В Ленинграде в Центральном лектории общества «Знание» для населения на протяжении ряда лет читается цикл лекций по психогигиеническому применению метода. Все более широкую популярность применение метода приобретает и в других крупных промышленных и культурных центрах.

Наблюдения многочисленных авторов у нас в стра­не и за рубежом показали, что применение аутогенной тренировки у различных специалистов способствует выработке привычки к самоконтролю, к самонаблюде­нию за внешними проявлениями эмоций, умению самостоятельно преодолевать эмоциональную напря­женность, самостоятельно организовывать такое само­чувствие и поведение, которое наиболее рационально в каждом конкретном случае. Это способствовало улучшению социально-психологического климата, по­вышению сплоченности, мотивации и внутригруппово-го взаимодействия, некоторому снижению профессио­нальной заболеваемости психоневрологического про­филя, увеличению производительности и качества труда, в том числе в условиях сложной или опасной деятельности [Свядощ А. М., Шумилов Ю. Б., 1973; Решетников М. М., 1978, 1981; Лобзин В. С. и др., 1982, и др.]. Кроме отмеченных социально-психологи­ческих эффектов, наблюдения над здоровыми людьми показали, что аутогенная тренировка оказывает суще­ственное влияние на психофизиологическое состояние человека, повышая помехоустойчивость, способность к концентрации внимания, скорость простых и сложных реакций, объем кратковременной и дли­тельной памяти.

Наши собственные исследования [Решетни­ков М. М., 1978, 1981] по лонгитюдному приме­нению аутогенной тренировки и специальных ме­тодов психогигиены и психокоррекции у здоровых людей позволили выявить существенные изменения некоторых индивидуально-психологических характе­ристик у лиц, регулярно использующих этот ме­тод. В частности, у них становились менее выра­женными раздражительность, тревожность, улучша­лось качество сна и самочувствия. Наблюдались снижение общей невротизации личности и повышение экстравертированности, решительности и уверенности в себе, что способствовало стабилизации поведен­ческих реакций, улучшению социальной адаптации и способности к психофизиологической мобилизации. При медико-физиологических исследованиях наиболее отчетливый позитивный эффект отмечался в дина­мике показателей функционального состояния сердеч­но-сосудистой системы.


Использование добровольного принципа вовлече­ния в группы для занятий аутогенной тренировкой по­зволило нам выявить, что в среднем до 47 % здоровых лиц испытывают осознанную потребность в кор­рекции своего нервно-эмоционального состояния и не­которых особенностей личности. Основными «субъек­тивными» побуждениями к освоению аутогенной тренировки у обследованных здоровых людей, как правило, являются повышенная эмоциональность, склонность к неустойчивости настроения, тревож­ность, затруднения в профессиональной или социаль­ной адаптации, утомляемость и особенности труда.

Весьма интересными представляются данные об отличиях выраженности психоэмоциональных про­явлений и индивидуально-психологических особенно­стях здоровых лиц, которые после вводной лекции о возможностях и позитивном влиянии аутогенной тренировки принимали решение о необходимости ееприменения, и тех людей, которые проявляли относи­тельное безразличие к методу. Применение клинико-психологических методов исследования показало, что лица, проявляющие осознанную мотивацию к освое­нию аутогенной тренировки, имеют достоверно более высокие (но тем не менее в 92 % случаев не превышаю­щие границ нормы) показатели по шкалам 2, 4, 7, 8 СМИЛ (адаптированный вариант MMPI), по шкале нейротизма Н. Eysenck, по шкалам реактивной и лич­ностной тревоги Спилбергера — Ханина и более низ­кие показатели по факторам С, Е, Н 16-факторного личностного опросника R. В. Cattell (рис. 10, 11). При­веденные данные могут использоваться в целях психо­логической диагностики, а динамика отмеченных пока­зателей может служить в качестве критериев эффек­тивности аутогенной тренировки как у здоровых лиц, так и у пациентов с различной патологией.

Применение метода при гипокинезии и сенсорной де-привации. Гипокинезия, которую иногда определяют как «бич XX века», для некоторых профессиональных групп (водители автомобилей, тепловозов, некоторые операторы, космонавты и др.) является одной из ос­новных «профвредностей», вызывая порой выраженные психоневрологические расстройства.

Проведенные нами [Лобзин В. С, Михайленко А. А., Панов А. Г., 1979] в условиях моделирования 60 — 100-суточной гипокинезии исследования показали, что у здоровых лиц под влиянием длительного огра­ничения двигательной активности наблюдается этап­ное развитие нарушений высшей нервной деятельно­сти : вначале расстройства сна и отдельные нарушения в эмоциональной сфере, затем — астения, невротиче­ские срывы, появление феноменов орального автома­тизма, дискоординации движений и возникновение «синдрома межполушарной пирамидной асимметрии». Этот синдром, впервые описанный нами в 1968 г. (А. Г. Панов, В. С. Лобзин), отражая существенные нарушения церебральной нейро- и гемодинамики, про­является в преимущественном угнетении функций до­минантного полушария, в частности развиваются убедительные признаки преходящей правосторонней пирамидной недостаточности у правшей (и левосто­ронней — у левшей).


Наши исследования эффективности аутогенной тре­нировки в целях профилактики нервно-эмоциональных





расстройств гипокинезогенной этиологии показали, что, в отличие от контрольной группы у испытуемых, регулярно применявших аутотренинг, не отмечалось каких-либо существенных нарушений сна и отклонений в эмоциональной регуляции; неврологические наруше­ния, в том числе и феномен межполушарной пирамид­ной асимметрии, или не развивались в течение иссле­дуемого периода, или имели значительно меньшую выраженность. Таким образом, как показали исследо­вания, целенаправленный аутотренинг способствует нормализации не только нейро-, но и гемодинамики головного мозга.

Частичная сенсорная депривация («сенсорный го­лод») часто сопутствует гипокинезии, оказывая потен­цирующее влияние на развивающиеся нарушения. Длительное воздействие ограниченного числа одно­образных раздражителей в условиях отсутствия других (или целенаправленного «отключения» от других) является одной из существенных характеристик труда операторов, осуществляющих функции слежения, ра­ботников поточных линий и некоторых других специа­листов. Систематические экспериментальные исследо­вания «синдрома изоляции» и гипокинезии и их влияния на личность и организм человека впервые по­ставлены в связи с изучением вопросов подготовки че­ловека к космическим полетам. Однако, бесспорно, эти проблемы имеют ряд вполне «земных» аспектов, о которых уже было сказано. Специальные исследова­ния «строгой» изоляции (достижение полной изоляции возможно лишь теоретически), при которых осущест­влялось «выключение» зрительного, слухового анали­заторов и проприоцепции (погружение в иммерсион­ную среду), а также изоляция в кабинах малого объема показали, что при этом выявляется ряд специ­фических изменений в состоянии человека: возникает апатия, немотивированная тревога, чувство страха, снижается способность к продуктивному мышлению, часто развиваются иллюзии и псевдогаллюцинации (преимущественно слуховые). По-видимому, аналогич­ную природу имеют и некоторые психические наруше­ния, которые можно объединить в группу «болезней одиночества», наиболее часто возникающих у лиц по­жилого возраста, ведущих уединенный образ жизни.

В нашей предыдущей книге по аутотренингу (1980) уже сообщалось об опытах Бомбара и Линдемана, «невольном» опыте Бирда, который в течение 6 мес находился один на отдаленной антарктической базе. Одиночное 119-дневное путешествие на лодке Линде­мана
заслуживает самого пристального внимания, так как оно было предпринято именно в целях доказатель­ства возможностей аутогенной тренировки, в частно­сти по регуляции нервно-психического состояния в ус­ловиях длительной изоляции и одновременного воз­действия экстремальных факторов. По словам самого Линдемана, именно самообладание и психофизиологи­ческая выносливость, развитые в результате система­тического применения аутогенной тренировки, спасли его от гибели, когда на 57-й день путешествия во вре­мя шторма лодку опрокинуло, и он в течение 8 ч удер­живался за скользкий борт.

Повышение под влиянием аутогенной тренировки общих адаптационных способностей организма и лич­ности в настоящее время уже не нуждается в подтвер­ждении.

Аутогенная тренировка в профилактике десинхроно-за. Ставшие обычным явлением трансмеридианные перелеты, увеличение удельного веса непрерывных тех­нологических процессов в промышленности и, со­ответственно, систем круглосуточного обслуживания существенно повышают значение мероприятий, напра­вленных на поддержание оптимальной работоспособ­ности и профилактику изменений психофизиологиче­ского состояния человека, наступающих в связи с рассогласованием между циркадными, геофизиче­скими и биологическими, а также социальными ритма­ми. В ряде работ была показана связь между опреде­ленными фазами суточной активности организма и частотой заболеваемости и травматизма, в том чис­ле несчастных случаев и аварий на производстве; уста­новлено, что работа со сменным режимом труда часто сопровождается ухудшением самочувствия, наруше­ниями сна, изменением уровня функционирования фи­зиологических систем (Б. С. Алякринский, А. Голова­чев, Ю. Гердий, В. А. Доскин, М. А. Котик, S. Folkard и др.). Физическая и умственная работоспособность при работе в ночное время снижается почти на 20%, при этом более выраженные изменения умственной ра­ботоспособности наблюдаются у лиц с высокой ам­плитудой суточного ритма [Попов А. Н., Рома­нов В. В., 1981]. Некоторые авторы отмечают, что от10 до 20% людей в силу индивидуальных особен­ностей и пониженной устойчивости ритмических про­цессов организма вообще не могут работать по смен­ному режиму [Доскин В. А., 1980].

Обследование летчиков и пассажиров межконти­нентальных лайнеров показало, что длительность пе­риода плохого самочувствия, связанного с перестрой­кой циркадных ритмов, составляет 12—15 сут. При регулярных трансмеридиональных перелетах у летного состава может
возникнуть хроническая форма десинх-роноза, сопровождающаяся нервными и психическими нарушениями, а режимы чередования кратковре­менных периодов сна и бодрствования при значитель­ном отклонении от суточной цикличности дают незна­чительный позитивный эффект и могут быть использо­ваны лишь в течение коротких отрезков времени, в отдельных случаях приводя к остро развивающимся срывам высшей нервной деятельности.

Использование аутогенной тренировки в качестве средства, способствующего повышению индивидуаль­ной адаптации к деятельности в условиях измененной суточной цикличности было предложено Б. С. Аля­кринским, А. М. Свядощем и А. С. Роменом. По мне­нию указанных авторов, аутогенная тренировка спо­собствует более эффективной синхронизации биологи­ческих, геофизических и социальных ритмов при их рассогласовании и компенсаторному последовательно­му повышению уровня бодрствования и психической активности. Существенное значение в механизмах ком­пенсаторной адаптации отводится произвольному углублению и улучшению качества сна под влиянием аутогенной тренировки. Б. С. Алякринский считает, что адаптация к «сдвигу» режима суток происходит успешнее, если дополнительно используется релакса­ция по Джейкобсону — Стоквису и самомассаж. А. М. Свядощем и А. С. Роменом в специальных исследова­ниях по коррекции явлений десинхроноза было по­казано, что при перелетах из Москвы в Караганду (раз­ница в три часовых пояса) скорость реадаптации к новому циркадному ритму и перестройка режимов сна и бодрствования при использовании аутогенной трени­ровки увеличиваются в 4—5 раз. Приведенные дан­ные позволяют рекомендовать широкое применение метода в целях профилактики профессиональной па­тологии в условиях сменного труда.

Применение метода при обучении. В предыдущих главах при изложении работ различных авторов уже отмечались многочисленные позитивные эффекты ауто­генной тренировки, выражающиеся в улучшении функции памяти, внимания и мышления. Попытки ис­пользования специфических особенностей фазовых со­стояний для восприятия и запоминания учебной ин­формации известны с незапамятных времен. Еще Леонардо да Винчи, основываясь на опыте, рекомен­довал своим ученикам лежа в постели повторять мыс­ленно очертания предметов для лучшего закрепления их в памяти. В наше время опыты с гипнотическим внушением, субсенсорной суггестией в бодрствующем состоянии при обучении и воспитании также проводи­лись неоднократно (А. М. Свядощ, В. П. Зухарь, Г. Лозанов и др.). Применение аутогенной тренировки в процессе обучения показало, что она, прежде всего, способствует лучшему восприятию информации, тре­бующей запоминания (Э. Г. Рейдер, С. С. Либих, И. Е. Шварц, К. Uchiyama и др.). Более широко повы­шение обучаемости под влиянием аутогенной трениров­ки трактует А. С. Ромен. Рассматривая процесс обу­чения как явление общебиологическое, обеспечивающее приспособление к постоянно меняющимся условиям внешней среды путем информативного обмена, автор считает, что использование аутогенной тренировки по­зволяет проводить обучение более насыщенно и с бо­лее стойким результатом за счет активации целевого воздействия и уменьшения дезорганизующего влияния параллельно протекающих потоков информации.