Файл: Национальная валютная система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО СИСТЕМЫ

1.1 Понятие, сущность и структура валютной системы

1.2 Инструменты влияния валютной системы на экономику государства

1.3 Нормативно-правовое регулирование валютной системы в Российской Федерации

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Участники валютной системы Российской Федерации

2.2 Современное состояние валютной системы Российской Федерации

2.3 Характеристика внешнеторговых операций Российской Федерации

3 РАЗВИТИЕ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Проблемы развития валютной системы Российской Федерации

3.2 Перспективы развития валютного рынка Российской Федерации

3.3 Перспективы развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации в условиях финансовых санкций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Регион

Стоимость

Масса

Доля по стоимости

Доля по массе

Москва

824,63 млрд. $

967,75 млн. тонн

43,19%

29,10%

Санкт-Петербург

140,61 млрд. $

280,59 млн. тонн

7,36%

8,44%

Московская область

100,5 млрд. $

36,58 млн. тонн

5,26%

1,10%

Тюменская область

74,9 млрд. $

177,24 млн. тонн

3,92%

5,33%

Республика Татарстан

47,33 млрд. $

76,33 млн. тонн

2,48%

2,30%

Кемеровская область

47,02 млрд. $

446,2 млн. тонн

2,46%

13,42%

Сахалинская область

44,27 млрд. $

123,58 млн. тонн

2,32%

3,72%

Свердловская область

38,07 млрд. $

58,01 млн. тонн

1,99%

1,74%

Краснодарский край

34,82 млрд. $

76,45 млн. тонн

1,82%

2,30%

Ростовская область

34,02 млрд. $

102,46 млн. тонн

1,78%

3,08%

Ленинградская область

30,46 млрд. $

44,62 млн. тонн

1,60%

1,34%

Калининградская область

28,2 млрд. $

28,39 млн. тонн

1,48%

0,85%

Красноярский край

27,37 млрд. $

26,65 млн. тонн

1,43%

0,80%

Иркутская область

25,22 млрд. $

59,62 млн. тонн

1,32%

1,79%

Нижегородская область

24,68 млрд. $

32,4 млн. тонн

1,29%

0,97%

Приморский край

24,63 млрд. $

26,19 млн. тонн

1,29%

0,79%

Калужская область

22,16 млрд. $

7,92 млн. тонн

1,16%

0,24%

Челябинская область

21,55 млрд. $

54,93 млн. тонн

1,13%

1,65%

Самарская область

20,49 млрд. $

27,64 млн. тонн

1,07%

0,83%

Пермская область

17,78 млрд. $

49,78 млн. тонн

0,93%

1,50%

Остальные 62 региона

280,78 млрд. $

622,46 млн. тонн

14,70%

18,72%


Оборот ВЭД России осуществляется в основном через регионы:

1. Москва (доля по стоимости - 43,19%, доля по массе - 29,10%);

2. Санкт-Петербург (доля по стоимости - 7,36%, доля по массе - 8,44%);

3. Московская область (доля по стоимости - 5,26%, доля по массе - 1,10%);


Рисунок 2.10 – Региональная структура оборота РФ
В заключение можно сказать, что стоимость оборота в 2020 году снизилась за счет снижения, как экспорта, так и импорта. Экспорт по объему преобладает импорт в структуре внешнеэкономической деятельности России. Среди стран мира ведущими по внешнеторговому обороту являются Китай и Германия, среди товаров ведущими оказались - нефть и товары с секретным кодом. Анализируя регионы России, то ведущими, как и ожидалось, являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург.


3 РАЗВИТИЕ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




3.1 Проблемы развития валютной системы Российской Федерации



Валютная система России в современных условиях не стабилен, зависит от многих факторов и имеет целый ряд проблем и особенностей.

Специфика России, как и большинства других стран с переходной экономикой, заключается в том, что иностранная валюта циркулирует внутри страны параллельно с национальной. Такой ситуации нет ни в одном развитом государстве мира. Российский рубль на собственной территории постоянно вступает в конкуренцию с гораздо более сильной и ликвидной валютой – долларом США и Евро. Такое положение национальной валюты вызывает недоверие населения и иностранных инвесторов. Чтобы в таких условиях национальная валюта могла удержать позиции и полноценно выполнять функции денег (в том числе средства накопления), национальный валютный рынок должен быть стабилен и предсказуем. Восстановление роли российского рубля требует последовательного осуществления системы экономических и организационных мер по укреплению рубля, так и по постепенному ограничению свободы обращения иностранных валют внутри страны [15].

Недоверие к рублю, как национальной валюте привело к оттоку капитала из России, что оказало отрицательное воздействие на состояние платежного баланса России и размеры ее золотовалютных резервов, особенно в кризисные периоды.

В настоящее время на валютном рынке России складывается неблагоприятная ситуация, вызванная кризисом пандемии коронавируса и падением нефтяных котировок ниже долларов за баррель. Буквально такую ситуацию можно было наблюдать в середине 2020 года – на время пика пандемии. Прослеживается сырьевая зависимость экономики России, наглядно демонстрируется зависимость рубля от цен на нефть, стабильность которого приходится поддерживать валютными интервенциями ЦБР.

Одной из существенных проблем является проблема внешнего долга России, объем, которого в 2020 году вырос на 39,9%, до 18,99 трлн рублей или 17,8% ВВП. Внутренний госдолг увеличился на 45,4% и составил 14,8 трлн рублей. Внешний долг в иностранной валюте вырос на 3,5%, до 56,8 млрд долларов [32]. Расходы бюджета на обслуживание госдолга за 2020 год увеличились 7,3% и составили 784,2 млрд рублей, что не может положительным образом сказаться на валютном рынке. В этих условиях рубль не имеет преимуществ перед другими валютами, не заслуживает доверия зарубежных партнеров, не пользуется необходимым спросом на мировом валютном рынке.


Несовершенство обязательного страхования в банковской системе России. Важнейшей тенденцией является интеграция валютного рынка России в МВР. Основными её направлениями является: выход российских банков на международный уровень, членство российских банков в международных организациях, углубление экономических связей со странами СНГ.

Слабая развитость срочного сегмента валютного рынка России является негативной тенденцией как минимум в среднесрочной перспективе.

Факторами, замедляющими рост срочного сегмента, является достаточно низкий уровень валютного риска и высокий уровень кредитного риска, особенно при заключении срочных контрактов на длительный срок. Следует отметить то, что подавляющее большинство сделок, как на срочном валютном рынке, так и на валютном рынке России в целом, носит спекулятивный характер.

Несовершенство законодательной базы валютной системы и, как следствие, валютного рынка России, отсутствие продуманной концепции развития внешней торговли также привело к колоссальной утечке капитала за границу, в первую очередь через сеть оффшорных зон. Согласно действующим правовым актам проводить сделки с валютой могут только организации, имеющие специальную лицензию Банка России. Выдается она фактически только банкам. Поэтому большинство дилинговых центров регистрируются как фирмы, оказывающие информационные услуги.

В России не существует специального налогового закона, регулирующего сферу брокерской деятельности. Это серьезная проблема трейдеров, поскольку нет ясности, как платить налоги на доход от торговли. Не определена также налогооблагаемая база, нет ясности и в вопросе определения ставки налога. Направлением решения данной проблемы может быть разработка и внесение поправок в налоговое законодательство РФ в части брокерской деятельности [21].

Таким образом, радикальное улучшение на валютном рынке в стране зависит, в решающей степени, от общей нормализации российской экономики и возникновения в ней позитивных тенденций: в первую очередь, развития производства, способного обеспечить надежное товарное наполнение национальной валюты; повышения конкурентоспособности
отечественной продукции на мировых рынках, завоевания на них устойчивых позиций, контроль за инфляцией и снижение ее уровня, урегулирование проблемы внешнего долга, совершенствования банковского и налогового законодательства, а также создания законодательной базы, регулирующей брокерскую деятельность.