Файл: Большая часть информации была взята с мудла, часть инфы со студенческих сайтов типо студфайл, студопения и сайтов с презентациями..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности методики и оценки нервов у детей.
Обследование пациента с головной болью
Обследование пациента с головной болью
Синдромы поражения см (по поперечнику):
ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ГИПОТАЛАМО-ГИПОФИЗАРНОЙ ДИСФУНКЦИИ.
ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ОТДАЛЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ
Есть еще и другие формы психических расстройств, проявляющиеся в отдаленный период после черепно-мозговой травмы, например, травматическое слабоумие, травматический невроз, психоорганический синдром, эмоционально-волевые расстройства и травматический дисфорический синдром(дисфория - форма болезненно-пониженного настроения, характеризующаяся злобностью, мрачной раздражительностью, чувством неприязни к окружающим).
-
Травматическое слабоумиеразвивается примерно у 5% перенесших черепно-мозговую травму. В основном такие последствия встречаются после открытых травм головного мозга, повреждений лобной и височной долей, но иногда слабоумие может быть следствием злоупотребления алкоголем или травматических психозов. Основной признак – расстройство памяти, вплоть до полной ее утраты. -
Травматический невроз – невротическое расстройство, вызванное психической травмой, пережитой человеком в момент получения черепно-мозговой травмы. Как. правило, любая физическая травма сопровождается и травмой психической. Основные проявления травматического невроза, это нарушения чувствительности, вплоть до глухоты и потери речи, истерические припадки при грубом обращении (например, в ответ на приказы, команды и прочее). -
Психоорганический синдром –наиболее частое последствие черепно-мозговой травмы, проявляется в виде ослабления психических функций. Эти нарушения сочетаются с изменениями в формах поведения, которые могут быть на первый взгляд незаметны. Но при воздействии неблагоприятных внешних факторов и стрессов состояние может ухудшаться. -
Эмоционально-волевые расстройства -сопровождаются целым комплексом вегетативно-сосудистых нарушений, которые возникают даже после черепно-мозговой травмы без потери сознания. Такие травмы, как правило, недооценивают, и возникающие в последующем эмоционально-волевые расстройства трактуют как истерические (демонстративные). Наблюдается два варианта таких расстройств.
- К первому варианту относится так называемый синдром аффективной возбудимости со склонностью к истерическим (демонстративным) формам поведения на фоне пониженного настроения в сочетании со злобностью, мрачной раздражительностью и чувством неприязни к окружающим.
- Второй вариант характеризуется повышенной утомляемостью и депрессивно-ипохондрическими проявлениями.
-
Травматический дисфорический синдром выражается в измененном поведении, либо проявляется как колебания настроения с приступами тоски и злобы. Иногда либо патологией телесных ощущений (сенестопатии) со склонностью к бреду. Таким больным свойственны резкие перемены в состоянии и поведении, неустойчивость психики, несдержанность эмоций и поведения. При некоторых формах этого синдрома состояние больного со временем только ухудшается, в других случаях оно остаются неизмененными.
ЛЕЧЕНИЕ
В отдаленном периоде черепно-мозговой травмы необходим комплекс терапевтических и реабилитационных мероприятий, состоящий из психотерапии, адекватного трудоустройства и социальной реабилитации больного. Медикаментозная терапия психических нарушений назначается в зависимости от преобладания в клинической картине той или иной симптоматики.
Прогноз психических нарушений отдаленного периода черепно-мозговой травмы зависит от тяжести травмы, возраста больного, дополнительных вредностей. Большое значение имеют повторные травмы, сопутствующие алкоголизм и патологические сосудистые процессы.
Благоприятный прогноз при черепно-мозговых травмах отмечается при полном стихании основного активного травматического процесса и его осложнений и отсутствии выраженных общемозговых нарушений; локальности поражения и парциальное™ дефекта психики (изолированные явления выпадания, один синдром или нерезко выраженные изменения психики); относительной сохранности интеллекта и социально-трудовых установок личности; молодом возрасте больного; отсутствии тяжелых сопутствующих нервных и соматических заболеваний и выраженных симптомов психопатии у больного до травмы; своевременном привлечении к труду в соответствии с интересами больного и его профессиональными возможностями.
В то же время неблагоприятный прогноз наблюдается при длительном снижении интеллекта с развитием у некоторых больных органического слабоумия; выраженных стойких или возрастающих изменений личности по органическому типу; продолжительных или впервые возникающих через много месяцев и лет после черепно-мозговой травмы психозов с галлюцинаторно-параноидными, ипохондрическими и депрессивными синдромами; эпилептиформных проявлениях; астенизации больного со снижением трудоспособности. Прогноз ухудшает наличие коморбидного алкоголизма.
-
Методика исследования глубокой чувствительности, значение в клинике.
• Чувство давленияопределяют по способности больного локализовать давление, производимое на тот или иной участок тела, а также уловить разницу в степени производимого давления. У детей этот вид исследования применяют очень редко.
• Чувство массыисследуют путем дифференциации предметов одинаковой величины и формы, но разной массы, положенных на ладонь больного.
• Вибрационную чувствительностьисследуют, прикладывая ножку вибрирующего камертона к участкам поверхности тела, расположенным над костью (тыл кисти, стопы, суставы и т.п.). У детей чаше всего применяют камертон с числом колебаний 256 в 1 мин.
• Мышечно-суставное чувствоисследуют при пассивных движениях в мелких и крупных суставах конечностей. Больному, лежащему с закрытыми глазами, проводят нерезкое пассивное сгибание, разгибание, приведение, отведение. Больной должен определить направление движения.
-
Ситуационная задача.
У 30 летнего мужчины, до этого не болевшего, днем внезапно появилась интенсивная головная боль и потеря сознания на 5 минут. Больной описывает боль как «сильнейший удар в голову», «растекание горячей жидкости в голове». Одновременно с головной болью возникла тошнота, была однократная рвота, раздражал яркий свет. К концу первых суток после появления головной боли наблюдался судорожный припадок.
Невролог осмотрел больного через 3 часа от начала заболевания и обнаружил ригидность шейных мышц, симптом Кернига с угла в 140°, повышение температуры до 37,8°, АД-150/80.
Других изменений нервной системы не было.
КТ или МРТ оказались не доступны из-за отдаленности. При люмбальной пункции ЦСЖ интенсивно окрашена кровью, имеются лимфоциты, нейтрофилы (в соотношениях, характерных для периферических артерий).
Вопросы: 1. Укажите характер развившейся патологии и возможную причину? 2. Клинические синдромы?
Билет № 30
-
II пара ЧН – зрительный нерв и зрительная система. Симптомы поражения. Методика исследования.
Является чувствительным нервом – нервом специальной (зрительной) чувствительности.
Зрительный анализатор
Формирование зрительных ощущений и зрачковых реакций начинается с момента воздействия света на сетчатую оболочку глаза.
-
В сетчатке лежит цепочка из трѐх периферических нейронов зрительного пути.
1 периферический нейрон– колбочки (цвет) и палочки (ч/б)
2 периферический нейрон– биполярные клетки.
3 периферический нейрон– ганглиозные клетки.
-
Зрительный нерв – это совокупность аксонов ганглиозных клеток. -
Вход в полость черепаИз глазницы в полость черепа зрительный нерв проходит через зрительный канал -
Частичный перекрест Впереди и сверху от турецкого седла волокна нерва делают частичный перекрест медиальными волокнами -
Зрительный тракт – это участок пути зрительного анализатора от перекреста до латерального коленчатого тела. -
Четвѐртый нейронрасположен в латеральном коленчатом теле и подушке таламуса.
Волокна четвертого нейрона, идущие ко вторичным зрительным центрам образуют так называемую зрительную лучистость (fasciculus Graciole).
Корковый центр зрения, к которому в конечном итоге и подходят волокна пучка, т.е. аксоны четвертого нейрона пути зрительного анализатора расположен в затылочных долях полушарий головного мозга в области верхнего и нижнего краѐв шпорной борозды
Дуга зрачкового рефлекса
Величина зрачка изменяется в зависимости от освещения: яркий свет вызывает его сужение, а в темноте зрачок расширяется. Зрачковый рефлекс регулирует количество света, попадающего на сетчатку.
Афферентная(центростремительная) часть зрачкового рефлекса на свет. Свет, попадая на сетчатку, активирует колбочки и палочки, далее импульс идет по волокнам зрительного нерва до вставочных нейронов в области среднего мозга. Волокна от вставочных нейронов проходят в парасимпатические ядра Якубовича своей и противоположной стороны. При поражении афферентной части наблюдается утрата прямой реакции зрачка на свет.
Эфферентные волокнаберут начало от ядер Якубовича и в составе волокон глазодвигательного нерва достигают мышцы суживающей зрачок. При поражении эфферентной части наблюдается утрата прямой и содружественной реакции зрачка на свет.
Исследование зрения в неврологии
-
Острота зрения – это способность глаза видеть две точки, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга. Она исследуется с помощью таблиц Сивцева со знаками различных размеров (буквы, цифры, фигуры).
Симптомы поражения:
Амблиопия – понижение остроты зрения. Амавроз – полная слепота.
-
Поля зрения и их исследование
Поле зрения – участок пространства, который видит неподвижный глаз. Поле зрения можно разделить на две половины – правую и левую соответственно. Так как хрусталик(lens) является двояковыпуклой линзой, преходящие лучи света в нѐм преломляются и перекрещиваются. В результате на сетчатке получается обратное изображение видимых предметов.
---- При помощи медицинского периметра.Это прибор, представляющий собой чѐрную изогнутую в виде полукруга полосу с градуированной шкалой от 00 до 1800 , укреплѐнную шарниром на вертикальной стойке. В середине полукруга находится белый неподвижный объект, служащий для испытуемого точкой фиксации взгляда. Дуга подвижна и позволяет исследовать поле зрения в различных меридианах.
NB!Углы появления и исчезновения метки являются полями зрения для данного меридиана.
Норма: В норме на белый цвет границы полей зрения следующие: Наружная = 900, внутренняя = 600, нижняя = 700, верхняя = 600. Для красного цвета эти границы на20-25градусов меньше.
---- Методика ориентировочной оценки поля зрения
1.Один глаз больной закрывает ладонью, а другой при этом неподвижно смотрит на переносье обследующего.
2.Исследующий передвигает молоточек или шевелящиеся пальцы из-заголовы обследуемого по периметру к центру его поля зрения.
3.Вызывают эти движения отдельно с четырѐх сторон (сверху, снизу, справа, слева), т.е.во всех квадрантах поля зрения.
4.Обследуемых должен отметить момент, когда он заметит молоточек пальцы.
Основные варианты нарушения полей зрения:
1.Гемианопсия– выпадение одной половины зрения. Еѐ можно подтвердить пробой с полотенцем, методика которой выглядит следующим образом:
Обследующий располагается напротив больного, сидящего на стуле или кровати.
Далее врач натягивает полотенце (сантиметровую ленту, верѐвочку и т.п.) длиной =
70-80см.
Пациент фиксирует взгляд в одной точке