Файл: Курсовая работа по дисциплине Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика муниципальной службы в субъектах РФ
1.1 Понятие, задачи, принципы и функции муниципальной службы
1.2 Правовое регулирование прохождения муниципальной службы
2. Особенности прохождения муниципальной службы в нормативно-правовых актах субъектов РФ
2.1 Правотворчество субъектов РФ в сфере регулирования муниципальной службы
2.2 Проблемы регулирования муниципальной службы в субъектах РФ
На муниципальном уровне идет процесс формирования и совершенствования его правовых основ.
Однако уставы муниципальных образований, а также иные муниципальные правовые акты регулируют вопросы муниципальной службы в той части, в которой решение этих вопросов отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Вопросы формирования кадров муниципальной службы, аттестации муниципальных служащих, а также некоторые другие вопросы решаются муниципальными образованиями самостоятельно на основании Федерального закона № 25-ФЗ, законодательства субъекта Российской Федерации. Федерация по муниципальной службе и муниципальные правовые акты.
2.2 Проблемы регулирования муниципальной службы в субъектах РФ
Среди проблем правого регулирования законодательства субъектов о муниципальной службе, можно отменить недостаточность регулирования кадрового обеспечения муниципальной службы.
Результаты исследования кадрового состава органов местного самоуправления обращают внимание на оценку профессиональных навыков муниципальных служащих. В частности, оценка «говорить свободно» давалась по следующим направлениям: работа с трудовым законодательством (88,1%); подготовка нормативно-административной документации (66,2%); навыки деловой информации и этикет протокола (25,8%); оформление документов (61,3%); работа с гражданским правом (27,3%); навыки использования положений о муниципальной службе (23%); учет (12,7%); навыки использования положений теории контроля (6,9%) и др.
Руководители местных органов власти отметили недостаточную юридическую и экономическую подготовку муниципальных служащих. Направления, в которых, по мнению экспертов, не до конца сформированы компетенции работников: финансово-экономические основы деятельности органов местного самоуправления, разработка муниципальных целевых программ, организация и проведение конкурсов на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, существует определенное противоречие между требованиями к выборным должностным лицам и должностным лицам местного самоуправления, которые предъявляет к ним современная социально-экономическая ситуация, в связи с необходимостью поиска новых форм управления, доминирование экономической рациональности в современной управленческой деятельности, а также реальных профессиональных навыков, знания и уровень подготовки работников муниципальной системы управления.
Актуальность формирования этических норм определяется высокой интенсивностью контактов между муниципальным служащим и внешней средой (население, общественные организации, учреждения, предприниматели и т. д.).
Отмечая высокий уровень стрессоустойчивости на муниципальной службе (в первую очередь этот фактор выделили главы муниципальных районов и городских округов), лишь менее половины опрошенных экспертов считают, что стрессоустойчивость характерна для муниципальных работников.
Согласно результатам исследования
, для эффективного выполнения профессиональных задач муниципальный служащий должен обладать следующими личными качествами: интеллектуальной и эмоциональной зрелостью (15,3%), способностью понимать потребности людей и работать с ними (15,6%).), ориентироваться на достижение плановых результатов работы (33,7%. Кроме того, гибкость поведения и умение учиться также должны быть присущи муниципальному служащему.
В результате исследования было выявлено доминирование предпочтений глав правительств по отношению к профессиональным компетенциям работников над этическими требованиями муниципальной службы. Главы органов местного самоуправления в РФ не рассматривают эти должности как приоритетные.
Недостаточное правовое регулирование в законах субъектов основ муниципальной службы праворегулирования приводит к росту коррупционных проявлений в деятельности муниципальных служащих, возникновению конфликта интересов.
Признавая, что их подчиненные проявляют некоторое равнодушие и догматизм при решении своих профессиональных задач, руководители органов местного самоуправления с отсутствием правовых технологий формирования ценностей муниципальных служащих.
Снижение требований к этической составляющей труда муниципальных служащих приводит к распространению коррупционных практик. По результатам опроса ВЦИОМ, в глазах населения именно местные органы власти наиболее подвержены коррупции. Даже стереотипные представления о коррумпированности сотрудников ГИБДД не столь актуальны в сознании населения.
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Какие сферы и институты в современной России, по вашему мнению, в наибольшей степени поражены коррупцией?» (закрытый вопрос, не более трех ответов) [20]
Вариант ответа | % |
Муниципальная служба | 34 |
ГИБДД | 25 |
Общественные институты | 23 |
Органы МВД | 22 |
Суды | 18 |
Федеральные органы власти | 17 |
Здравоохранение | 14 |
Крупный бизнес | 13 |
ЖКХ | 12 |
Образование | 9 |
Военкоматы | 6 |
Затрудняюсь ответить | 5 |
Шоу-бизнес | 4 |
Торговля | 4 |
Армия | 4 |
Политические партии | 3 |
Федеральное собрание | 3 |
СМИ | 2 |
Таким образом, можно отметить низкий уровень доверия населения к муниципальной службе, что требует внесения в региональные законы о местном самоуправлении.
Также можно отметить существенные ограничения самостоятельности муниципальной службы для обеспечения взаимодействия с органами государственной власти при проведении контрольно-надзорных мероприятий. При этом отмечается недопустимо чрезмерное увеличение проверок муниципальных служащих региональными властями. Наиболее остро эту проблему обозначают главы городских округов и муниципальных районов.
Общее количество контролирующих органов, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия в отношении органов местного самоуправления, превышает два десятка. В то же время запросы статистического характера от различных регулирующих органов часто дублируют друг друга по содержанию, отличаясь только формой отчетности, что было отмечено многими экспертами в ходе опроса.
При рассмотрении вопросов финансирования деятельности муниципальной службы необходимо отметить широкую автономию органов региональной власти и снижение самостоятельности представительных органов муниципального управления, что отрицательно сказывается на уровне правого регулирования муниципальной службы, снижая самостоятельность органов местного самоуправления, а также увеличение коррупционных проявления в действиях муниципальных служащих.
Ряд факторов, ограничивающих эффективность формирования кадрового обеспечения муниципальной службы, обусловлен недостаточной правовой регламентацией в законах субъектов программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, дисфункциями кадровой политики.
В сфере реализации муниципальной кадровой политики профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных кадров возлагаются законодателем на полномочия муниципальных органов. Однако это положение никоим образом не ограничивает возможности региональных властей обеспечить это направление. Например, в некоторых субъектах Российской Федерации (Республика Дагестан, Белгородская и Оренбургская области, Удмуртская Республика и др.) стала практика размещения государственного заказа на повышение квалификации или профессиональную переподготовку работников муниципальных органов власти широко распространен. На данный момент в целях обеспечения данных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации реализуется более 40 региональных программ. Следует отметить, что в бюджетах ряда субъектов Российской Федерации не предусмотрено выделение каких-либо средств на подготовку или повышение квалификации муниципальных кадров (Сахалинская и Амурская области, Республика Ингушетия, Чеченская и Кабардино-Балкарская республика). В этих субъектах Российской Федерации расходы на повышение квалификации муниципальных служащих относятся на счет бюджетов самих муниципальных образований [20].
В ходе обследования глав местных органов власти были выявлены следующие вопросы:
- ограниченные возможности муниципалитетов в области повышения профессионального уровня управленческих кадров, определяемые низкой финансовой обеспеченностью местных бюджетов;
- единый подход к программам обучения, недостаточный учет территориальной специфики и местных проблем;
- чрезмерная теоретическая направленность, низкий уровень внимания к рассмотрению значимых вопросов (с точки зрения социально-экономического развития муниципальных территорий);
- «моральное» устаревание учебных программ как по содержанию тем, так и по методике преподавания. Все это усугубляется ужесточением требований, предъявляемых государством к муниципальной службе в целом и к муниципальным служащим в частности: их профессиональному обучению, профессионализму и социальной ответственности. Стоит также отметить ограничения в процессе набора из-за низкого интереса граждан к поступлению на муниципальную службу.
Также необходимо сосредоточиться на проблемах в системе мотивации сотрудников, отсутствии карьерных перспектив, низком престиже этого вида профессиональной деятельности в глазах общественности. Следует отметить, что проблемы мотивации и материального стимулирования наиболее остро стоят перед сельскими поселениями, руководители которых больше всего обеспокоены финансовой недостаточностью местных бюджетов, [17].
Успешное решение задач правового регулирования законами субъектов развития территорий муниципальных образований во многом зависит от качества кадрового обеспечения органов местного самоуправления. Однако в настоящее время в этой области существует ряд проблем. Сегодня почти половина глав органов местного самоуправления не в полной мере удовлетворены уровнем образования муниципальных служащих.
Специализированная подготовка работников местных администраций (юридическая, экономическая и т.д.) в большинстве случаев не отвечает потребностям муниципальной службы. Сложившуюся ситуацию усугубляют проблемы неразвитости программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих: чрезмерная опора на теорию при отсутствии практико-ориентированных составляющих учебных планов, отсутствие дифференцированного подхода к территориальному разнообразию муниципалитетов.
Особенно остро проблема укомплектованности штатов стоит в сельских поселениях, где по результатам экспертного