Файл: Курсовая работа по дисциплине Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика муниципальной службы в субъектах РФ
1.1 Понятие, задачи, принципы и функции муниципальной службы
1.2 Правовое регулирование прохождения муниципальной службы
2. Особенности прохождения муниципальной службы в нормативно-правовых актах субъектов РФ
2.1 Правотворчество субъектов РФ в сфере регулирования муниципальной службы
2.2 Проблемы регулирования муниципальной службы в субъектах РФ
Однако, муниципальная служба, в отличие от государственной службы, подвержена существенному влиянию различного отраслевого законодательства, что и привело к концептуальному разрыву (несоответствию) между режимами правового регулирования государственной гражданской службы (далее – государственная служба) и муниципальной службы.
Главная цель муниципального управления – это организация жизнедеятельности населения в пределах муниципального образования и решение повседневно возникающих жизненных проблем граждан, проживающих в пределах определенного муниципального образования, в том числе, и обеспечение общественного порядка и общественной безопасности своими силами и за счет средств местного бюджета. А проблемы граждан муниципального образования, разнообразны: водоснабжение, газоснабжение, электричество, дороги, транспорт, подвоз продуктов питания, лекарственных средств, других необходимых предметов быта, помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, немощным людям, инвалидам, обеспечение одиноких людей преклонного возраста.
Именно исходя из вышеназванных целей и задач местного самоуправления на вакансии должностей муниципальной службы должны выдвигаться самые достойные, авторитетные, с соответствующей образовательной подготовкой граждане из числа проживающих на территории муниципального образования. А это один из важнейших показателей развития демократии (власти народа) в самом государстве.
Муниципальная служба носит публичный характер. Особенно это ярко видно в сельских и небольших поселковых, городских, муниципальных образованиях, где органы местного самоуправления и их должностные лица более доступны для населения, нежели в крупных городах – городских округах. Народ, проживающий на территории муниципального образования непосредственно выражает свою волю, участвуя в местных референдумах, сходах, собраниях, выборах, формируя органы местной власти, выбирая главу муниципального образования, утверждая устав муниципального образования и заслушивая отчеты должностных лиц и органов муниципального образования о проделанной работе, о финансовой деятельности и планах развития на будущее в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Если проанализировать положения Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации, то можно заметить наличие нескольких направлений деятельности муниципалитетов [2]. Поскольку, функцию в целом можно определить «как основное направление деятельности субъекта или объекта системы, в котором выражается его сущность и социальное назначение, цели и задачи», таких направлений можно выделить некоторое количество: первое – решение вопросов, связанных с финансово-экономической деятельностью (вопросов, связанных с местным бюджетом, с пользованием и распоряжением собственностью муниципального образования и т. д.); второе – решение вопросов, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием населения, малым и средним предпринимательством, охраной окружающей среды, транспортным обслуживанием, услугами связи, содержанием местных дорог, земельным контролем, сельскохозяйственным производством; третье направление связано с содержанием фонда муниципального жилья, дошкольным и школьным образованием, содержанием и развитием библиотек, учреждений здравоохранения, с обеспечением возможности заниматься физкультурой и спортом, общественного питания и бытового обслуживания и т. д. Четвертое направление – охрана общественного порядка и забота о пожарной безопасности; пятое направление – исполнение и контроль решений органов местного самоуправления, содействие исполнению некоторых государственных полномочий, которые законом субъекта Российской Федерации могут передаваться органам местного самоуправления. Таким образом, под функциями муниципальной службы необходимо также и понимать такие виды деятельности во всех вышеуказанных пяти направлениях, как: планирование деятельности; распорядительные функции; координация; контроль; учет и информационное обеспечение.
Закрепленные в ст. 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» основные принципы муниципальной службы имеют важное значение в оказании населению услуг, обладающих высоким качеством [4].
1) Преобладающее значение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении служащим муниципалитета своих должностных обязанностей.
2) Положение о равном доступе граждан к муниципальной службе; принцип владения претендентами на муниципальную службу государственным языком Российской Федерации; принцип равных условий прохождения данной службы вне зависимости от того, к какому полу, расе, национальности, происхождению, имущественному и
должностному статусу относится служащий, вне зависимости от его места жительства, от его отношения к религии, вне зависимости от его убеждений, вне зависимости от его принадлежности к общественным объединениям, а также вне зависимости от других обстоятельств, не связанных с профессионализмом и конструктивно-деловыми качествами муниципального служащего.
3) Принцип наличия высокой квалификации в профессии и наличия навыков и умений в решении задач муниципальных служащих;
4) Принцип устойчивости и постоянства, или же стабильности муниципальной службы. Данный принцип означает заботу о подготовке резервного контингента служащих в целях непрерывности управленческих процессов.
5) Принцип открытости и гласности в сфере информирования населения по поводу деятельности муниципальных служащих.
6) Принцип коммуникации и партнерства в отношении общественных объединений и граждан.
7) Принцип единства основных требований к муниципальной службе, а также целесообразности принятия во внимание исторических и некоторых других местных традиций при прохождении муниципальной службы;
8) Принцип правовой и социальной защищенности лиц, замещающих должности муниципальной службы;
9) Принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
10) Принцип внепартийности муниципальной службы.
Итак, муниципальная служба как профессиональная служебная деятельность осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы определенной классификации (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие), и в соответствии с этим муниципальные служащие наделяются определенными правами и обязанностями, а также несут большую ответственность перед государством и обществом.
1.2 Правовое регулирование прохождения муниципальной службы
Законодательство о муниципальной службе, в первую очередь, основывается на Конституции РФ. Несмотря на то, что Конституция не содержит статей, непосредственно касающихся муниципальной службы, в ней содержатся принципы, которые должны быть положены в основу организации и функционирования муниципальной службы [1].
В п. 2 ст. 130 определено, что местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
П. 1 ст. 131 определяет, что местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций и что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
П. 2 данной статьи Конституции посвящен границам территории местного самоуправления и определяет, что изменение границ территорий в которых осуществляется местное самоуправление допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
П. 1 ст. 132 определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В данной статье также закреплено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств и их реализация подконтрольна государству.
Ст. 133 закрепляет право местного самоуправления на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами [1].
В нормативную базу включена Европейская Хартия местного самоуправления, являющаяся основополагающим общеевропейским документом в области местного самоуправления, ратифицированная РФ без оговорок, и вступившая в силу для нашей страны 01.09.1998 г.
В.С. Нечипоренко, Л.В. Прибыткова отмечают, что предмет регулирования муниципальной службы состоит из двух частей: регулирование статуса служащих и регулирования их деятельности с учетом статуса муниципального служащего. К области трудового права относятся регулирование труда и правового положения муниципального служащего как работника, с точки зрения трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Когда же отношения, связанные со статусом муниципальных служащих, относят к публичным, тогда подлежат применению и имеют приоритет нормы муниципального права, регулирующие муниципальную службу [14].
К числу внутригосударственных актов, связанных с формированием муниципальной службы, следует отнести Указы Президента РФ, определяющие направления развития системы государственного управления и служебной деятельности.
Следующая ступень федерального уровня правового регулирования муниципальной службы представлена Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
На основе конституционных норм, законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным законом, Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», иными нормативно-правовыми актами.
В Федеральном законе № 25-ФЗ определены основные принципы муниципальной службы, взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы