Файл: Курс лекций экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 348

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Микроэкономика и макроэкономика

1.2. Потребности, ресурсы, выбор

1.3. Производственные возможности

1.4. Экономический кругооборот

1.5. Экономические системы

ГЛАВА 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

2.1. Рынок

2.2. Спрос. Кривая спроса. Функция спроса

2.3. Предложение. Кривая предложения. Функция предложения

2.4. Равновесие спроса и предложения

2. 5. Эластичность cпроса

ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ

3.1. Производство с одним переменным фактором

З.2. Основные формы предприятий.

3. 3. Издержки производства и прибыль

3.4. Фирма: условия равновесия

3.5. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

ГЛАВА 4. КОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

4. 1. Рынок труда

4. 2. Рынок капитала

4. 3. Рынок земли

ГЛАВА 5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

5.1. Роль государства в рыночной экономике

5. 2. Рынки с асимметричной информацией

5. 3. Внешние эффекты

5. 4. Общественные блага. Роль государства в рыночной экономике

ГЛАВА 6. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

6.1. Предмет и важность изучения макроэкономики

6.2. Агрегирование и совокупные экономические величины

6. 3. Макроэкономические модели и их показатели

6. 4. Система национальных счетов

6. 5. Валовой национальный продукт (ВНП)

6. 6. Соотношение показателей в системе национальных счетов.

6. 7. Номинальный и реальный ВНП. Индексы цен

ГЛАВА 7. БАЗОВАЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

7.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие

7. 2. Совокупное предложение и факторы, его определяющие

7. 3. Классическая модель

7. 4. Кейнсианская макроэкономическая модель

7. 5. Равновесие в модели «AD — AS»

7. 6. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.

ГЛАВА 8. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

8. 1. Экономический рост и экономический цикл

8. 2. Безработица

8. 3. Инфляция

ГЛАВА 9. ДЕНЬГИ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

9. 1. Деньги и их функции. Виды денег

9. 2. Уравнение количественной теории денег

9. 3. Банковская система и ее структура. Центральный банк и его функции

9. 4. Коммерческие банки и их операции. Банковские резервы

9. 5.Создание денег коммерческими банками. Банковский мультипликатор


  • ИПЦ недооценивает структурные сдвиги в потреблении (эффект замещения относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми), поскольку рассчитывается на основе структуры потребительской корзины базового года, то есть, приписывает структуру потребления базового года текущему году. Например, если к данному году относительно подорожали апельсины, то потребители увеличат спрос на мандарины, и структура потребительской корзины изменится, — доля (вес) апельсинов в ней сократится, а доля (вес) мандаринов увеличится. Между тем это изменение не будет учтено при подсчете ИПЦ и текущему году будет приписан вес (количество килограммов относительно подорожавших апельсинов и относительно подешевевших мандаринов, потребляемых за год) базового года, и стоимость потребительской корзины будет искусственно завышена. Дефлятор же ВНП переоценивает структурные сдвиги в потреблении (эффект замещения), приписывая веса текущего года базовому году;

  • ИПЦ игнорирует изменение цен товаров в связи с изменением их качества (рост цен на товары рассматривается, как бы сам по себе, и не учитывается, что более высокая цена на товар может быть связана с изменением его качества. Очевидно, что цена утюга с вертикальной глажкой выше, чем цена обычного утюга, однако в составе потребительской корзины этот товар фигурирует, как просто «утюг»). Между тем дефлятор ВНП переоценивает этот факт и занижает уровень инфляции.

В связи с тем, что оба индекса имеют недостатки и не могут точно отразить изменение общего уровня цен, может использоваться так называемый «идеальный» индекс Фишера, который снимает эти недостатки и представляет собой среднее геометрическое из индекса Пааше и индекса Ласпейреса:

I F = √(I P х I L).

В зависимости от того, повысился или понизился общий уровень цен (как правило, определяемый с помощью дефлятора) за период времени, прошедший от базового до текущего года, номинальный ВНП может быть как больше, так и меньше реального ВНП. Если за этот период общий уровень цен повысился, то есть дефлятор ВНП > 1, то реальный ВНП будет меньше номинального. В этом случае проводится операция дефлирования (снижения уровня цен текущего года до уровня цен базового года, то есть искусственная дефляция). Если же за период от базового года до текущего уровень цен снизился, то есть дефлятор ВНП < 1, то реальный ВНП будет больше номинального. В этом случае проводится операция инфлирования (повышения уровня цен текущего года до уровня цен базового года, то есть искусственная инфляция).


ГЛАВА 7. БАЗОВАЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

7.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие


Совокупный спрос — AD (aggregatedemand) представляет собой сумму спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги в течение года. Компонентами совокупного спроса выступают:

  1. спрос домохозяйств, то есть потребительский спрос, — С (consumption);

  2. спрос фирм, то есть инвестиционный спрос — /(investment);

  3. спрос со стороны государства, то есть государственные закупки товаров и услуг — G (government spending);

  4. спрос иностранного сектора, то есть чистый экспорт — Хп (net export).

Поэтому формула совокупного спроса: АD = С + I + G + Хп похожа на формулу подсчета ВНП по расходам. Отличие состоит в том, что формула ВНП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты. Величина этих совокупных расходов, то есть величина совокупного спроса, зависит, прежде всего, от уровня цен. Это зависимость обратная. Чем выше общий уровень цен, тем меньше величина совокупного спроса, то есть тем меньше расходов намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг. Зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен графически можно представить в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 7-1). Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которое будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.

На графике по оси абсцисс откладывается реальный ВНП (величина совокупного спроса), измеряемый в денежных единицах (например, в долларах, рублях и т.п.), то есть это стоимостный показатель, а по оси ординат — общий уровень цен (дефлятор ВНП), измеряемый в относительных величинах. При более высоком уровне цен 1) величина совокупного спроса (Y1) будет меньше (точка А), чем при более низком уровне цен 2
), которому соответствует величина совокупного спроса (Y2) (точка B). Кривая совокупного спроса не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроcа. Это связано с тем, что по осям отложены совокупные величины. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВНП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые остаются без изменения.



Рис. 7-1. Кривая совокупного спроса

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса, таким образом, также не может быть объяснен эффектами, объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, то есть эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВНП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

  1. Эффектом реального богатства (эффектом реальных денежных запасов, — real money balances effect), или эффектом Пигу (названным так, в честь известного английского экономиста, профессора А. Пигу, который ввел в научный оборот понятие «реальные денежные запасы», был коллегой Дж. М. Кейнса по Кэмбриджской школе, учеником и последователем А. Маршалла). Под реальным богатством или реальными денежными запасами понимают отношение номинального богатства индивидуума (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р): real money balances == М / Р, то есть это реальная покупательная способность номинального богатства человека, которое может быть представлено как наличными деньгами (денежными финансовыми активами), так и ценными бумагами (неденежными финансовыми активами, то есть акциями и облигациями) с фиксированной номинальной стоимостью. При росте уровня цен покупательная способность номинального богатства падает, то есть на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен повышается, величина реальных денежных запасов (реального богатства) снижается, люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают величину потребления, а поскольку потребление (потребительский спрос) является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается. Этот эффект можно записать в виде следующей логической цепочки:




  1. Эффектом процентной ставки (interest rate effect), или эффектом Кейнса. Он состоит в следующем: если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет «цена» денег (цена кредита), то есть ставка процента. А так как кредиты в первую очередь берут фирмы, используя их на покупку инвестиционных товаров, то удорожание кредита ведет к сокращению величины инвестиционного спроса, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается. Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки:



Кроме того, рост ставки процента сокращает и величину потребительских расходов. С одной стороны, кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса. А с другой стороны, рост ставки процента означает, что по сбережениям теперь выплачивается более высокий доход, что стимулирует домохозяйства увеличивать сбережения и сокращать потребительские расходы. Величина совокупного спроса уменьшается в еще большей степени.

  1. Эффектом импортных закупок (эффектом чистого экспорта — net export effect), или эффектом Манделла—Флеминга. Он заключается в следующем: если уровень цен в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев, и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается. Запишем эту логическую цепочку:

Во всех трех случаях зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса обратная, следовательно, кривая AD должна иметь отрицательный наклон.

Эти три эффекта показывают воздействие