Файл: Курс лекций экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Микроэкономика и макроэкономика

1.2. Потребности, ресурсы, выбор

1.3. Производственные возможности

1.4. Экономический кругооборот

1.5. Экономические системы

ГЛАВА 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

2.1. Рынок

2.2. Спрос. Кривая спроса. Функция спроса

2.3. Предложение. Кривая предложения. Функция предложения

2.4. Равновесие спроса и предложения

2. 5. Эластичность cпроса

ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ

3.1. Производство с одним переменным фактором

З.2. Основные формы предприятий.

3. 3. Издержки производства и прибыль

3.4. Фирма: условия равновесия

3.5. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

ГЛАВА 4. КОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

4. 1. Рынок труда

4. 2. Рынок капитала

4. 3. Рынок земли

ГЛАВА 5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

5.1. Роль государства в рыночной экономике

5. 2. Рынки с асимметричной информацией

5. 3. Внешние эффекты

5. 4. Общественные блага. Роль государства в рыночной экономике

ГЛАВА 6. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

6.1. Предмет и важность изучения макроэкономики

6.2. Агрегирование и совокупные экономические величины

6. 3. Макроэкономические модели и их показатели

6. 4. Система национальных счетов

6. 5. Валовой национальный продукт (ВНП)

6. 6. Соотношение показателей в системе национальных счетов.

6. 7. Номинальный и реальный ВНП. Индексы цен

ГЛАВА 7. БАЗОВАЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

7.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие

7. 2. Совокупное предложение и факторы, его определяющие

7. 3. Классическая модель

7. 4. Кейнсианская макроэкономическая модель

7. 5. Равновесие в модели «AD — AS»

7. 6. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.

ГЛАВА 8. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

8. 1. Экономический рост и экономический цикл

8. 2. Безработица

8. 3. Инфляция

ГЛАВА 9. ДЕНЬГИ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

9. 1. Деньги и их функции. Виды денег

9. 2. Уравнение количественной теории денег

9. 3. Банковская система и ее структура. Центральный банк и его функции

9. 4. Коммерческие банки и их операции. Банковские резервы

9. 5.Создание денег коммерческими банками. Банковский мультипликатор


А
втономная некоммерческая организация Высшего Образования


«Институт деловой карьеры»


КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

ЭКОНОМИКА

ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Микроэкономика и макроэкономика


Экономическая теория — это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

Экономическое исследование может осуществляться на двух уровнях анализа — микроэкономическом и макроэкономическом.

Микроэкономика имеет дело с конкретными экономическими единицами. Она изучает следующие проблемы:

— как отдельный потребитель принимает решение о покупке тех или иных товаров и услуг, имея в своем распоряжении ограниченное количество денег;

— каким образом отдельная фирма принимает хозяйственные решения (например, решение о количестве покупаемых факторов производства или об объеме выпускаемой продукции);

— что лежит в основе формирования цен и объемов продаж на отдельных отраслевых рынках;

— каким образом функционируют рынки факторов производства: рынок труда, рынок капитала и рынок земли.

Макроэкономический анализ предполагает изучение экономики как единого целого. Основные проблемы, которые исследуются в макроэкономике, — это проблемы экономического роста, безработицы и инфляции. Разумеется, обеспечение стабильного экономического роста, борьба с инфляцией и безработицей требуют выработки определенной экономической политики. Анализ такой политики также входит в круг проблем, изучаемых макроэкономикой. В отличие от уровня микроэкономического анализа здесь важным экономическим агентом является государство, основная функция которого и заключается в осуществлении стабилизационной макроэкономической политики.

Следует обратить внимание на то, что водораздел, проходящий между этими двумя частями экономической теории, часто недостаточно четко выражен. Далеко не всегда можно сказать, что некоторое понятие или какая-либо проблема однозначно относятся к микро- или макроэкономике. Здесь речь идет именно о разных уровнях анализа этого понятия или проблемы. Например, безработица как общенациональная проблема, связанная со спадом производства в стране, — это аспект макроэкономики. Безработица, возникающая на отдельном отраслевом рынке в результате действий мощного профсоюза, — микроэкономическая проблема.


Изменения в экономике в целом происходят вследствие решений миллионов индивидов, а значит, понимание общеэкономических тенденций предполагает рассмотрение процессов их принятия на микроэкономическом уровне. Например, на макроэкономическом уровне изучается воздействие уменьшения федерального налога на уровень доходов производителей товаров и услуг. Чтобы проанализировать эту ситуацию, экономист-исследователь рассматривает, как сокращение ставки налога влияет на решение домашних хозяйств о величине расходов на товары и услуги.

Однако, наличие несомненной связи между микроэкономикой и макроэкономикой не отменяет существенных различий этих отраслей науки. У микроэкономики и у макроэкономики специфические предметы исследований, они основываются на различных подходах, методах, теориях и часто их преподают как отдельные курсы.

1.2. Потребности, ресурсы, выбор

1.2.1. Экономические потребности


Экономическая наука, прежде всего, изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.

Под экономическими потребностями (economic needs) обычно понимается недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Экономические потребности можно определить как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Именно экономические потребности выступают как внутренний побудитель активной деятельности человека. Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные - могут. Деление экономических потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с развитием общества изменяется.

Таблица 1.1.

Минимальная потребительская корзина в России 1991-1995 гг.

Статьи расходов

1991г., декабрь

1995г., сентябрь

1995г./1991г., в разах


Руб.

%

Руб.

%

Питание

451,5

56,4

788340

59,9

1746

Одежда, обувь

129,7

16,2

104035

7,9

802

Культбыт

49,3

6,2

95800

7,3

1943

Услуги

69,3

8,7

150300

11,4

2169

Налоги

67,6

8,4

119600

9,1

1769

Прочие расходы

32,6

4,1

57900

4,4

1776

всего

801

100

1315975

100

1643


*Составлено по данным ВНИИ потребительского рынка и маркетинга.

Рассмотрим потребительскую "корзину" среднего россиянина. За четыре года (с 1 декабря 1991 г. по сентябрь 1995г.) эта "корзина" выросла в денежном исчислении в 1643 раза (см. табл. 1). Однако реальные доходы граждан России сократились за это время в 2,2 раза. В структуре минимальной потребительской "корзины" основными статьями являются продукты питания (59,9%), услуги (11,4%) и налоги (9,1%). Наиболее быстрыми темпами росли затраты на услуги и культурно-бытовые расходы, медленнее всего — расходы на одежду и обувь.

С ростом богатства общества в семейном бюджете граждан сокращается доля расходов на питание, растет доля услуг и товаров длительного пользования.

1.2. 2. Экономические блага


Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами(goods).Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие — в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из товаров и услуг.

Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага также могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, т.е. труда, совершаемого при средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности труда. Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей. Если q
1, q2,…,qn— совокупность определенных количеств каждого из n благ, а p1, p2,…,pn — их цены, то стоимость совокупного набора благ может быть записана как

Для получения недостающих потребительских благ, как правило, нужны косвенные экономические блага — ресурсы.

1.2.3. Экономические ресурсы


Экономические ресурсы (или факторы производства) (economicresources) — это элементы, используемые для производства экономических благ. К важнейшим из них в современном обществе относятся земля, труд, капитал (в том числе его организация), предпринимательская способность и информация. Под предпринимательской способностью обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.

Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом.

Такие ресурсы, как земля, труд, капитал, в известной мере, взаимозаменяемы, что находит свое выражение в производственной функции. В наиболее общем виде она выглядит следующим образом: Q = f (F1, F2, …, Fn), где Q— объем производства; F1, F2, …, Fn — используемые производственные ресурсы.

Наличные ресурсы, которые мы хотим использовать, как правило, ограничены; во всяком случае, их меньше, чем необходимо для удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительна. С развитием общества, как правило, она преодолевается. Однако на каждый данный момент времени ограниченность экономических ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. В этой связи перед экономической наукой встает двойная задача — объективная и субъективная, или, выражаясь другими словами, позитивная и нормативная.

1.2.4. Позитивный и нормативный анализ


Экономическая наука носит как позитивный, так и нормативный характер. Поскольку экономическая наука анализирует поведение участников экономических процессов, постольку она носит
позитивный, отражающий объективную реальность характер. Эти участники, подчиняясь ограничениям, которые накладывают природа и общество, обладают свободой действия. Тем не менее конечный .результат их деятельности объективен, не зависит от воли и сознания отдельных индивидов. Более того, такой результат далеко не всегда оптимален, что связано как со сложившимися в обществе институтами, так и с иррациональностью отдельных действий хозяйствующих субъектов. Поскольку экономическая наука носит нормативный характер, то есть стремится найти наилучшие формы организации производства, постольку она создает своего рода идеальную модель человеческой деятельности в сфере экономики.

В самом общем смысле существуют два типа утверждений о мире. Позитивные утверждения носят описательный характер, рисуют нам мир как таковой. Второй тип утверждений – нормативный. Нормативные утверждения несут рекомендательный характер.

Основное различие между позитивными и нормативными утверждениями заключается в оценке нами действительности. В принципе мы можем подтвердить или отвергнуть позитивные утверждения после изучения фактов. Оценка нормативных утверждений требует учета не только фактов, но и определенных ценностных ориентиров. Решение о том, какая политика хороша, а какая неудовлетворительна, — невозможно принять на основе только научных выводов. Для этого требуется привлечь наши этические ценности, религиозные убеждения и философию политики.

Конечно, позитивные и нормативные утверждения относительны. Наши позитивные взгляды о том, как устроен мир, влияют на наши нормативные воззрения о наиболее предпочтительной политике. Кроме того, наши нормативные выводы не могут быть основаны исключительно на позитивном анализе. Здесь требуется как позитивный анализ, так и определенная система ценностей.

Изучая экономическую теорию, помните о разнице между позитивными и нормативными утверждениями. Экономикс — попытка объяснения «устройства» экономики. В то же время часто целью нашей науки становится поиск возможностей повышения эффективности функционирования экономики. Когда вы слышите экономиста, делающего нормативные утверждения, вы знаете, что он выступает не в роли ученого, а как политик.

1.2.5. Экономический выбор


Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему