ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 251
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
1.1. Микроэкономика и макроэкономика
1.2. Потребности, ресурсы, выбор
1.3. Производственные возможности
1.4. Экономический кругооборот
ГЛАВА 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
2.2. Спрос. Кривая спроса. Функция спроса
2.3. Предложение. Кривая предложения. Функция предложения
2.4. Равновесие спроса и предложения
ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ
3.1. Производство с одним переменным фактором
З.2. Основные формы предприятий.
3. 3. Издержки производства и прибыль
3.4. Фирма: условия равновесия
3.5. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия
ГЛАВА 4. КОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
ГЛАВА 5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
5.1. Роль государства в рыночной экономике
5. 2. Рынки с асимметричной информацией
5. 4. Общественные блага. Роль государства в рыночной экономике
ГЛАВА 6. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
6.1. Предмет и важность изучения макроэкономики
6.2. Агрегирование и совокупные экономические величины
6. 3. Макроэкономические модели и их показатели
6. 4. Система национальных счетов
6. 5. Валовой национальный продукт (ВНП)
6. 6. Соотношение показателей в системе национальных счетов.
6. 7. Номинальный и реальный ВНП. Индексы цен
ГЛАВА 7. БАЗОВАЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
7.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие
7. 2. Совокупное предложение и факторы, его определяющие
7. 4. Кейнсианская макроэкономическая модель
7. 5. Равновесие в модели «AD — AS»
7. 6. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.
ГЛАВА 8. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
8. 1. Экономический рост и экономический цикл
ГЛАВА 9. ДЕНЬГИ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
9. 1. Деньги и их функции. Виды денег
9. 2. Уравнение количественной теории денег
9. 3. Банковская система и ее структура. Центральный банк и его функции
9. 4. Коммерческие банки и их операции. Банковские резервы
9. 5.Создание денег коммерческими банками. Банковский мультипликатор
Рис. 3-14. Издержки и прибыль конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
На рис. 3 – 14 общий доход (TR = PQ) равен площади прямоугольника 0MKN. Общие издержки ТС равны площади 0RSN, максимум общей прибыли ( πmax= TR — ТС) представляет площадь прямоугольника MRSK.
В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четыре типа фирм (см. рис. 3 – 15). Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC = Р), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть "на плаву" лишь недолгое время (краткосрочный период). В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные издержки), но и все издержки (средние общие издержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма, где АТС = Р).
В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособной, так как не может покрывать даже текущие издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где AVC > Р).
Если цена больше средних общих издержек (АТС < Р), то фирма наряду с нормальной, прибылью получает сверхприбыль.
Рис. 3 – 15 . Классификация фирм в условиях краткосрочного равновесия
3. 4. 2. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
В условиях долгосрочного периода фирма может изменить все свои ресурсы (все факторы становятся переменными), а отрасль может менять число своих фирм. Поскольку фирма может изменить все свои параметры, то она стремится расширить производство, снижая средние издержки.
В случае возрастающей производительности средние общие издержки уменьшаются (см. переход от АТС1 к АТС2 на рис. 3 – 16 ); при убывающей производительности — растут ( см. переход от АТС3 к АТС4).
Рис. 3-16. Средние совокупные издержки в долгосрочном периоде
Соединив точки минимума АТС1, АТС2, АТС3,…, АТСn, получим средние совокупные издержки в долгосрочном периоде АТСL.
Если имеет место положительный эффект масштаба, то кривая долгосрочных средних издержек имеет значительный отрицательный наклон; если имеет место постоянная отдача от роста масштаба, то она горизонтальна; наконец, в случае увеличения издержек от роста масштабов производства, кривая устремляется вверх (см. рис. 3 – 17 а). В разных отраслях это происходит по-разному (см. рис. 3 – 17 б, в).
Рис. 3 – 17. Различные типы кривых долгосрочных средних общих издержек
Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в отрасль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует неспецифические ресурсы (на которые предъявляют спрос и многие другие отрасли), то цена на ресурс может не подняться. В этом случае издержки остаются неизменными (см. рис. 3 – 18).
Рис. 3-18. Кривая предложения отрасли с постоянными издержками в долгосрочном периоде совершенно эластична
Однако в большинстве отраслей дополнительный спрос на ресурс вызывает рост его цены (рис. 3 – 19). Наконец, бывают отрасли и со снижающимися издержками в долгосрочном периоде. Такое снижение обычно связано с ростом масштабов производства, благодаря которому спрос на ресурсы относительно уменьшается. В этом случае происходит снижение цены ресурса.
Рис. 3-19. Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками в долгосрочном периоде является восходящей
Подведем итоги. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде (рис. 3 – 20) максимум прибыли достигается тогда, когда выполняется равенство:
MR = МС = Р = АС. (3.16)
Его экономический смысл станет ясен после сравнения совершенно конкурентного рынка с рынком, где условия совершенной конкуренции в большей или меньшей степени нарушаются.
Рис. 3-20. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
3.5. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия
3. 5. 1. Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция (perfectcompetition) предполагает: 1) множество покупателей и продавцов, 2)однородность товаров и услуг, 3) отсутствие ценовой дискриминации, 4) полную мобильность всех ресурсов, 5)абсолютную информированность о ценах.
Остановимся на этих признаках подробнее. Когда на рынке функционирует множество покупателей и продавцов, доля каждого экономического агента чрезвычайно мала. Он не в состоянии влиять на цены и объем продаваемых товаров и услуг. Цена на покупаемый (или продаваемый) товар для него складывается объективно, не зависит от его воли и желания. Он выступает как "ценополучатель". Единственно, что определяет он сам, — это количество покупаемой (или продаваемой) по данной цене продукции.
Для упрощения мы исходим из однородности товаров и у слуг. Это означает, что отсутствуют какие-либо различия у товаров одного качества. Мы абстрагируемся от торговых марок, торговых знаков, рекламы, которая может сделать два одинаковых (по потребительским свойствам) товара разнокачественными для потребителя. Предпосылка об однородности тесно связана с предпосылкой об отсутствии ценовой дискриминации.
Мы предполагаем, что никто не подвергается ценовой дискриминации: продукт одинакового качества продается по одной и той же цене всем покупателям, то есть, не существует ситуации, когда одинаковый продукт продается одним покупателям по одной цене, а другим — по другой. Тем самым отсутствуют какие-либо основы для возникновения монопольной власти на рынке.
Полная мобильность ресурсов означает, что не существует каких-либо барьеров для входа в любую отрасль производства (на любой рынок) или выхода из нее. Отсутствуют экономические, юридические или политические запреты для перелива капитала, труда и других ресурсов из отрасли в отрасль. Предприниматели, уходя из отрасли или входя в нее, руководствуются исключительно экономическими критериями, и, прежде всего, прибыльностью (или убыточностью) производства. Перелив ресурсов характеризует чрезвычайную гибкость рыночной системы. Изменение вкусов, технологий и т.п. приводит к изменению относительных цен, а они выступают как важный индикатор, показывающий, куда следует направить ресурсы. Ценовой механизм, с одной стороны, фиксирует сложившуюся в данном обществе ситуацию, отражает результаты свободного волеизъявления покупателей и продавцов, а с другой — подает сигналы для нового перераспределения ресурсов: где производство может осуществляться с высокой прибылью, со средней, а где уже ведется в убыток.
Наконец, очень важной предпосылкой является предпосылка об абсолютной информированности о ценах. Дело в том, что отсутствие необходимой информации может стать препятствием для продажи равнокачественных товаров по одинаковым ценам, служить основой для ценовой дискриминации или стать препятствием для перелива капитала. Это тем более важно сейчас, в условиях становления постиндустриального общества. Таковы идеальные условия, отрицающие существование монополий, вмешательство государства, инфляцию и т.д.
В реальной действительности существуют обстоятельства, значительно отклоняющиеся от идеальных, и превращающие совершенную конкуренцию в несовершенную. Это означает, что экономическая свобода существует как потенция, как возможность, превращение которой в действительность модифицируется многими обстоятельствами и, в конечном счете, уровнем экономического развития.
Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур.
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия (pure monopoly), когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.
Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией (см. таблицу 3-1).
Таблица 3-1.
Характеристики основных рыночных структур
Свойство (критерии для определения структуры) | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия | ||
Число продавцов | Очень много | Много | Несколько | Один |
Число покупателей | Очень много | Много | Много | Много |
Тип продукта | Стандартный | Дифференцированный | Стандартный или дифференцированный | Уникальный, нет близких заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Незначительный | Ограниченный взаимной зависимостью | Значительный |
Входной барьер | Очень Лёгкий | Сравнительно лёгкий | Существенные препятствия | Блокирован |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Значительна | Типична | Мала |
Примеры | Рынки стандартной долго сохраняющейся продукции сельского хозяйства, фондовая биржа | Розничная торговля, рынки одежды, косметики, обуви, пищевых продуктов. | Производство судов, автомобилей, компьютеров тракторов. | Патенты, местная телефонная сеть, разработка уникального месторождения. |
3. 5. 2.Чистая монополия
Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. "моно" — один, "полио" — продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия "фирма" и "отрасль" совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и т. д. В США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.
Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).
Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как "Ксерокс", "Истман Кодак", "Интернэшнл Бизнес Машин" (IBM), "Сони" и т. д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример — история водочной монополии в России).