Файл: Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования южноуральский государственный гуманитарнопедагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Задачи исследования:

Теоретическая значимость исследования:

Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего

Программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Анализ и обсуждение результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Приложение 2

Приложение 3



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

Факультет дошкольного образования Кафедра педагогики и психологии детства
Психолого-педагогическая коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста
выпускнаяквалификационнаяработа

по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образованиеНаправленностьпрограммы бакалавриата

«Психологияипедагогикадошкольногообразования»


Проверка на объем заимствований

% авторского текста Работа рекомендована к защите

«»_ 2017 г. Зав. кафедрой ПиПД
Емельянова И.Е.

Выполнил (а):

Студент (ка) группы ЗФ-402/097-3-1 Малышева Ирина Александровна


Научный руководитель:

к.псх.н., доцент кафедры ПиПД Батенова Юлия Валерьевна


Челябинск 2018

Содержание


Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста 8

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста 8

    1. Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста 14

    2. Педагогические условия психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста 18


Выводы по первой главе 28

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста 30

    1. Этапы и база исследования 30

    2. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста 37

    3. Анализ и обсуждение результатов исследования 45

Выводы по второй главе 51

Заключение 52

Список литературы 55

Приложение 60

Введение




Актуальность исследования. В развитии ребенка наиболее важным является период дошкольного детства, в связи с тем, что именно в этот период жизни закладываются основы развития личности дошкольника, развиваются основные свойства и личностные качества. Следует отметить, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит переход к новым типам взаимоотношений вне семьи с окружающим миром, при поступлении в дошкольную организацию у ребенка изменяется характер деятельности.

Значительные трудности у ребенка дошкольного возраста вызывает смена социальных отношений. В процессе адаптации к ДОУ, школе зачастую дети начинают испытывать эмоциональную напряженность, тревожное состояние. Наиболее важным направлением работы с детьми на данных этапах приобретает контроль за сохранением психоэмоционального состояния ребенка. Необходимо учитывать, что на этапе адаптации для эффективного включения в новые социальные отношения, совместную деятельность с новыми взрослыми ребенку наиболее эффективно
может поспособствовать полученный ранее опыт. Отрицательный эмоциональный опыт, неблагоприятные обстоятельства могут способствовать появлению различных негативных последствий, в том числе и повышенной тревожности ребенка.

В связи с проблемой личностного и эмоционального развития детей дошкольного возраста изучение тревожности становится актуальной проблемой сферы дошкольного образования. Актуальность основывается на задачах психолого-педагогической практики, которые поставлены перед ней по причине повышения современных требований общества к различным аспектам здоровья ребенка. Особого внимания заслуживает проблема диагностики и профилактики детской тревожности, т.к. при нарастании тревожности в дошкольном возрасте она может перейти в

устойчивое личностное качество, как в школьной, так и во взрослой жизни, послужить причиной детских неврозов и психосоматических заболеваний.

В зарубежной и отечественной психологии проблемой тревожности посвящены исследования В. Амен, В.М. Астапова, М. Дорки, А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, В.Р. Кисловской, И.А. Мусиной, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, Е.И. Рогов, А.С. Спиваковская, Ч. Спилбергер, Р. Тэммл, Ю.Л. Ханина и др. Большое количество трудов ученых было посвящено изучению тревожности у школьников и взрослых. В то же время исследования, посвященные тревожности и ее коррекции у дошкольников, достаточно малое количество. Данный факт объясняет отсутствие своевременной помощи детям дошкольного возраста, у которых наблюдается
тревожность. Это приводит к возникновению целого комплекса психологических трудностей детства: появление неврозов, дезорганизации продуктивной и интеллектуальной деятельности.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Психолого-педагогическая коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования процесс психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: разработанная программа психолого- педагогической коррекции будет способствовать снижению тревожности детей дошкольного возраста, если:

  • включить в работу с детьми методы арт-терапии;

  • проводить работу с родителями по проблеме коррекции тревожности детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:


      1. Проанализировать литературу по проблеме психолого- педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.

      2. Изучить психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

      3. Охарактеризовать арт-терапию как средство психолого- педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.

      4. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции тревожности детей дошкольного возраста.

      5. Выявить характер изменений и оценить полученные результаты после коррекционной работы.

Для решения выделенных нами задач использовались следующие методы: теоретические методы исследования анализ литературы, обобщение; эмпирические методы исследования – изучение и обобщение опыта работы по психолого-педагогической коррекции тревожности, наблюдение, опросные методы, констатирующий эксперимент, тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (подготовительный, май-август, 2017) – теоретическое осмысление проблемы коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, изучение состояния разработанности темы исследования в психолого-педагогической литературе. На данном этапе осуществлялся анализ состояния проблемы