Файл: Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования южноуральский государственный гуманитарнопедагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тревожности детей старшего дошкольного возраста. В качестве основных видов арт-терапии, которые используются, в коррекционной работе с детьми выделяют, такие как:
изотерапия, игротерапия, фототерапия, песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия.
Немаловажную роль в коррекции тревожности детей дошкольного возраста играется непосредственное участие и взаимодействие родителей. Необходимость данной работы подчеркивается как законом
«Об образовании в РФ», так и ФГОС ДО. Стоит отметить, что взаимодействие с родителями происходит с применение различных как традиционных, так и нетрадиционных форм работы. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ «Детский сад № 267 г. Челябинска». Для проведения эксперимента нами была сформирована экспериментальная группа (ЭГ) в возрасте 5-6 лет в количестве 25 человек, а также участие принимали родители в количестве 26 человек.
В рамках исследования нами была разработана программа, которая включала два направления: работа с детьми по снижению уровня тревожности и работа с родителями. В рамках первого направления нами были проведены 20 занятий с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе занятий мы использовали такие формы работы как: драмтерапия, вокалотерапия, изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, игротерапия, телесная терапия. В процессе реализации второго направления нами были проведены 8 мероприятий с родителями. В ходе работы с родителями использовались такие методы активизации родителей как: «Мозговой
штурм», «Реверсионная мозговая атака, или Разнос», «Список прилагательных и определений», «Ассоциации»,
«Коллективная запись», «Запись на листах», «Эвристические вопросы»,
«Мини-эксперимент».
В экспериментальной работе нами использовались следующие методики: тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка. В результате исследования мы проверили эффективность апробации программы в
практике дошкольной организации. Нами было проведено повторное исследование, в ходе которого было выявлено, что по сравнению с констатирующим экспериментом количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8% и 32% и количество испытуемых с низким уровнем увеличилось на 40%. Увеличилось количество родителей, которые стали более внимательными к своему ребенку, начали проявлять больший интерес к его настроению и внутреннему состоянию.
Таким образом, все задачи исследования решены, гипотеза доказана.
/ А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. – 160 с.
– СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
– СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
с.
А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 928 с.
№5. – С. 56-67.
изотерапия, игротерапия, фототерапия, песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия.
Немаловажную роль в коррекции тревожности детей дошкольного возраста играется непосредственное участие и взаимодействие родителей. Необходимость данной работы подчеркивается как законом
«Об образовании в РФ», так и ФГОС ДО. Стоит отметить, что взаимодействие с родителями происходит с применение различных как традиционных, так и нетрадиционных форм работы. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ «Детский сад № 267 г. Челябинска». Для проведения эксперимента нами была сформирована экспериментальная группа (ЭГ) в возрасте 5-6 лет в количестве 25 человек, а также участие принимали родители в количестве 26 человек.
В рамках исследования нами была разработана программа, которая включала два направления: работа с детьми по снижению уровня тревожности и работа с родителями. В рамках первого направления нами были проведены 20 занятий с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе занятий мы использовали такие формы работы как: драмтерапия, вокалотерапия, изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, игротерапия, телесная терапия. В процессе реализации второго направления нами были проведены 8 мероприятий с родителями. В ходе работы с родителями использовались такие методы активизации родителей как: «Мозговой
штурм», «Реверсионная мозговая атака, или Разнос», «Список прилагательных и определений», «Ассоциации»,
«Коллективная запись», «Запись на листах», «Эвристические вопросы»,
«Мини-эксперимент».
В экспериментальной работе нами использовались следующие методики: тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка. В результате исследования мы проверили эффективность апробации программы в
практике дошкольной организации. Нами было проведено повторное исследование, в ходе которого было выявлено, что по сравнению с констатирующим экспериментом количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8% и 32% и количество испытуемых с низким уровнем увеличилось на 40%. Увеличилось количество родителей, которые стали более внимательными к своему ребенку, начали проявлять больший интерес к его настроению и внутреннему состоянию.
Таким образом, все задачи исследования решены, гипотеза доказана.
Список литературы
-
Абраменкова В.В. Социализация психологии детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто-социогенезе / В.В. Абраменкова // Мир психологии. – 2006. – №6. – С. 11-15 -
Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2011. - 585 с. -
Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций / П.К. Анохин. – М.: МГУ, 2004. – 177 с. -
Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с. -
Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2007. – 544 с. -
Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 2008. – 180 с. -
Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с. -
Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: МГУ, 2004. - 200 с. -
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика
/ А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. – 160 с.
-
Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников / И.П. Воропаева. - М.: Изд-во ИПК и ПРНОМО, 2003. - 156 с. -
Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2003. – 512 с. -
Гарбузов В.И. Нервные дети / В.И. Гарбузов. - М.: Медицина, 2011. – 152 с. -
Дьяченко О.М. Психолог в дошкольном учреждении / О.М. Дьяченко. – М.: Гном и Д, 2002. – 231 с. -
Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М.: Проспект, 2010. – 560 с. -
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И. Захаров. – СПб.: Союз, 2007. – 224 с. -
Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 2006. - 64 с. -
Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 2012. - 356 с. -
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2008. – 240 с. -
Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасаркий. – СПб.: Питер, 2004. – 1024 с. -
Изард К. Эмоции человека / Пер. с англ. под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой. – М.: МГУ, 2000. – 380 с. -
Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Н.В. Имедадзе / Психологические исследования. - 2006. - С. 45- 57 -
Карвасарский Б.Д. Неврозы / Б.Д. Карвасарский. - М.: Медицина, 2000. – 576 с. -
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. - М.: Просвещение, 2014. - 223 с. -
Кирьянова О.Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста / О.Н. Кирьянова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. – СПб.: Реноме, 2011. – С. 23-25 -
Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 336 с. -
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева.
– СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
-
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2005. – 176 с. -
Коломенский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии. Психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с. -
Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытина.
– СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
-
Костина Л.П. Методы диагностики тревожности / Л.П. Костина. - СПб., 2013. - 198 с. -
Крамер Э. Арт-терапия с детьми / Э.Крамер. – М.: Владос, 2013. – 320 с. -
Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М.: РОУ, 2006. - 180 с. -
Леви Л.А. Нестандартный ребенок / Л.А. Леви. – М.: Знание, 2014. - 84 с. -
Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2004. – 248 с. -
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 456 с. -
Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 688
с.
-
Новейший психолого-педагогический словарь / Под ред.
А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 928 с.
-
Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 2015. – 374 с. -
Овчарова Р.В. Практическая психология / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2006. - 240 с. -
Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с. -
Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского. – М.: Академия, 2008. – 352 с. -
Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с. -
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: МОДЭК, 2011. – 304 с. -
Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С. 11-17. -
Прохоров А.О. Психические состояния детей дошкольного возраста / С.В. Велиева, А.О. Прохоров // Вопросы психологии. – 2003. –
№5. – С. 56-67.
-
Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: ИПП, 2015. - 416 с. -
Психологический словарь / Под ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с. -
Раттер М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М.: Прогресс, 2007. – 420 с. -
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2006. – 529 с. -
Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности» / Е. Е. Ромицина. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с. -
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с. -
Савина, Е.А. Тревожные дети / Е.А. Савина // Дошкольное воспитание. – 2006. – №4. – С. 14-19 -
Семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкого, Н.В. Александровой. – СПб.: Питер, 2000. – 237 с. -
Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. - М.: МГУ, 2008. – 200 с. -
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2007. – 271 с. -
Урунтаева Г.А.. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2008. – 286 с. -
Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду / Т.И. Чиркова. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 211 с. -
Чистякова М.А. Психогимнастика / М.А. Чистякова. - М.: Просвещение, 2005. – 160с. -
Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - М.: Медицина, 2000. – 192 с. -
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – 416 с.