Файл: Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования южноуральский государственный гуманитарнопедагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Задачи исследования:

Теоретическая значимость исследования:

Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего

Программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Анализ и обсуждение результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Приложение 2

Приложение 3

тревожности детей старшего дошкольного возраста. В качестве основных видов арт-терапии, которые используются, в коррекционной работе с детьми выделяют, такие как:

изотерапия, игротерапия, фототерапия, песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия.

Немаловажную роль в коррекции тревожности детей дошкольного возраста играется непосредственное участие и взаимодействие родителей. Необходимость данной работы подчеркивается как законом

«Об образовании в РФ», так и ФГОС ДО. Стоит отметить, что взаимодействие с родителями происходит с применение различных как традиционных, так и нетрадиционных форм работы. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ «Детский сад № 267 г. Челябинска». Для проведения эксперимента нами была сформирована экспериментальная группа (ЭГ) в возрасте 5-6 лет в количестве 25 человек, а также участие принимали родители в количестве 26 человек.

В рамках исследования нами была разработана программа, которая включала два направления: работа с детьми по снижению уровня тревожности и работа с родителями. В рамках первого направления нами были проведены 20 занятий с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе занятий мы использовали такие формы работы как: драмтерапия, вокалотерапия, изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, игротерапия, телесная терапия. В процессе реализации второго направления нами были проведены 8 мероприятий с родителями. В ходе работы с родителями использовались такие методы активизации родителей как: «Мозговой
штурм», «Реверсионная мозговая атака, или Разнос», «Список прилагательных и определений», «Ассоциации»,

«Коллективная запись», «Запись на листах», «Эвристические вопросы»,

«Мини-эксперимент».

В экспериментальной работе нами использовались следующие методики: тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка. В результате исследования мы проверили эффективность апробации программы в

практике дошкольной организации. Нами было проведено повторное исследование, в ходе которого было выявлено, что по сравнению с констатирующим экспериментом количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8% и 32% и количество испытуемых с низким уровнем увеличилось на 40%. Увеличилось количество родителей, которые стали более внимательными к своему ребенку, начали проявлять больший интерес к его настроению и внутреннему состоянию.

Таким образом, все задачи исследования решены, гипотеза доказана.

Список литературы




  1. Абраменкова В.В. Социализация психологии детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто-социогенезе / В.В. Абраменкова // Мир психологии. 2006. – №6. – С. 11-15

  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2011. - 585 с.

  3. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций / П.К. Анохин. – М.: МГУ, 2004. – 177 с.

  4. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.

  5. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2007. – 544 с.

  6. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 2008. – 180 с.

  7. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.

  8. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: МГУ, 2004. - 200 с.

  9. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика

/ А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. – 160 с.

  1. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников / И.П. Воропаева. - М.: Изд-во ИПК и ПРНОМО, 2003. - 156 с.

  2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2003. – 512 с.

  3. Гарбузов В.И. Нервные дети / В.И. Гарбузов. - М.: Медицина, 2011. – 152 с.

  4. Дьяченко О.М. Психолог в дошкольном учреждении / О.М. Дьяченко. М.: Гном и Д, 2002. 231 с.

  5. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М.: Проспект, 2010. – 560 с.

  6. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И. Захаров. – СПб.: Союз, 2007. – 224 с.

  7. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 2006. - 64 с.

  8. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 2012. - 356 с.

  9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.

  10. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасаркий. СПб.: Питер, 2004. – 1024 с.

  11. Изард К. Эмоции человека / Пер. с англ. под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой. М.: МГУ, 2000. 380 с.

  12. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Н.В. Имедадзе / Психологические исследования. - 2006. - С. 45- 57

  13. Карвасарский Б.Д. Неврозы / Б.Д. Карвасарский. - М.: Медицина, 2000. – 576 с.

  14. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. - М.: Просвещение, 2014. - 223 с.

  15. Кирьянова О.Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста / О.Н. Кирьянова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. – СПб.: Реноме, 2011. – С. 23-25

  16. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. 336 с.

  17. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева.


СПб.: Речь, 2007. 160 с.

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2005. 176 с.

  2. Коломенский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии. Психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.

  3. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытина.

СПб.: Питер, 2002. 368 с.

  1. Костина Л.П. Методы диагностики тревожности / Л.П. Костина. - СПб., 2013. - 198 с.

  2. Крамер Э. Арт-терапия с детьми / Э.Крамер. М.: Владос, 2013. – 320 с.

  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М.: РОУ, 2006. - 180 с.

  4. Леви Л.А. Нестандартный ребенок / Л.А. Леви. – М.: Знание, 2014. - 84 с.

  5. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2004. – 248 с.

  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2012. 456 с.

  7. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. М.: Владос, 2003. 688

с.

  1. Новейший психолого-педагогический словарь / Под ред.

А.П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010. 928 с.

  1. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова. М.: Российское педагогическое агентство, 2015. 374 с.

  2. Овчарова Р.В. Практическая психология / Р.В. Овчарова. М.: Сфера, 2006. - 240 с.

  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. 510 с.

  4. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского. – М.: Академия, 2008. – 352 с.

  5. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. СПб.: Питер, 2009. 192 с.

  6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. Воронеж: МОДЭК, 2011. – 304 с.

  7. Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С. 11-17.

  8. Прохоров А.О. Психические состояния детей дошкольного возраста / С.В. Велиева, А.О. Прохоров // Вопросы психологии. 2003.


№5. – С. 56-67.

  1. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: ИПП, 2015. - 416 с.

  2. Психологический словарь / Под ред. Ю.Л. Неймера. Ростов- на-Дону: Феникс, 2003. 640 с.

  3. Раттер М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М.: Прогресс, 2007. – 420 с.

  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2006. 529 с.

  5. Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности» / Е. Е. Ромицина. СПб.: Речь, 2006. 112 с.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. 720 с.

  7. Савина, Е.А. Тревожные дети / Е.А. Савина // Дошкольное воспитание. – 2006. – №4. – С. 14-19

  8. Семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкого, Н.В. Александровой. СПб.: Питер, 2000. – 237 с.

  9. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. - М.: МГУ, 2008. 200 с.

  10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2007. 271 с.

  11. Урунтаева Г.А.. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2008. – 286 с.

  12. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду / Т.И. Чиркова. – М.: Педагогическое общество России, 2008. 211 с.

  13. Чистякова М.А. Психогимнастика / М.А. Чистякова. - М.: Просвещение, 2005. – 160с.

  14. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - М.: Медицина, 2000. 192 с.

  15. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – 416 с.