Файл: Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования южноуральский государственный гуманитарнопедагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Задачи исследования:

Теоретическая значимость исследования:

Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего

Программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Анализ и обсуждение результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Приложение 2

Приложение 3




Рис. 4 Сравнительный анализ уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста
Анализ количественных данных, приведенных в таблице 10 и рисунке 3, позволил нам сделать следующие выводы.

  • к высокому уровню отнесено 20% детей экспериментальной группы. По сравнению с констатирующим экспериментом количество уменьшилось на 8%. Такие дети постоянно находятся в подавленном настроении, у них затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Такие дети, терзаются постоянными сомнениями, не способны на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивные.

  • к среднему уровню отнесено 28% детей экспериментальной группы. По сравнению с констатирующим экспериментом количество увеличилось на 32%. Эти дети постоянно переживают тревогу, т.е. ожидают неблагополучия, чрезвычайно болезненно реагируют на изменения и усложнения обстановки, встречаются срывы в более сложных, нестандартных ситуациях.

  • к низкому уровню отнесено 52%. детей. По сравнению с констатирующим экспериментом количество увеличилось на 40%. Дети этой группы характеризуются хорошими результатами в ситуациях моделирующих отношения ребенок взрослый, то есть эмоциональное состояние ребенка в норме.

Таким образом, контрольный срез выявил снижение уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста, позволил установить позитивные изменения в их
развитии.

Стоит отметить, что из 25 детей 7 детей (4 девочки и 3 мальчика) имеет низкий индекс тревожности. По сравнению с констатирующим этапом добавилось 2 ребенка (1 мальчик и 1 девочка). В то же время средний уровень тревожности имеют 13 детей, из них 7 девочек и 6 мальчиков. Высокий индекс тревожности получили 5 детей, из них 2 мальчика и 3 девочки. Таким образом, можно отметить, что наибольшей тревожности в данной группе подвержены мальчики.

Проведя повторное анкетирование родителей, нами были получены следующие результаты, которые мы представим в таблице 11.
Таблица 11 Результаты контрольного этапа эксперимента % отношении)



Группы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей в %

11,5

23

65,5


Для большей наглядности представим полученные данные на рисунке 5.


Количество детей, %
Рис. 5 Результаты анкетирования родителей по выявлению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста на контрольном

этапе
Исходя из полученных данных, видно, что различия между мнением родителей и выявленным нами уровнем тревожности наблюдаются совсем незначительные различия, что говорит о том, что большая часть родителей стали
более внимательными к своим детям, стали интересоваться их настоянием, корректировать его.

Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента для экспериментальной и контрольной групп показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе уменьшилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8% и 32% и количество испытуемых с низким уровнем увеличилось на 40%.

Таким образом, в ходе проведенного нами анализа было установлено, что разработанная нами программа психолого- педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста является эффективным средством снижения уровня тревожности детей группы.

Выводы по второй главе




Таким образом, в результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

  1. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ

«Детский сад № 267 г. Челябинска». Для проведения эксперимента нами была сформирована экспериментальная группа (ЭГ) в возрасте 5-6 лет в количестве 15 человек, а также участие принимали родители в количестве 26 человек.

  1. В качестве методики исследования нами использовались следующие: тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка.

  2. Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента для экспериментальной и контрольной групп показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе уменьшилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8% и 32% и количество испытуемых с низким уровнем увеличилось на 40%.

  3. Стоит отметить, что в группе наблюдается повышение количества детей, которые характеризуются хорошими результатами в ситуациях моделирующих отношения ребенок взрослый, то есть эмоциональное состояние ребенка в норме. Дети данного уровня отличаются повышенным позитивным настроением, преобладанием самооценки в норме, спокойном поведении в поступках.

  4. Показатели, полученные в результате обработки, свидетельствуют о положительном изменении уровня тревожности, что позволяет судить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы исследования.

Заключение




Подводя итог данной работы, стоит отметить ее основные положения.

Проанализировав исследования В.В. Давыдова, Н.В. Имедадзе, Р. Кеттела, В.С. Мерлина, Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, мы решили, что под тревожностью в нашем исследовании будем понимать относительно устойчивое эмоциональное образование, основанное на повышенной склонности к беспокойству в различных жизненных ситуациях. Как и любое другое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный компоненты. Причиной возникновения тревожности, как правило, служат нарушения семейных отношений и стражи ребенка.

Ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями. Ему характерно стремительное развитие всех психических процессов (память, мышление, внимание, воображение). На данном возрастном этапе у некоторых детей наблюдается развитие тревожности, но данная характеристика еще не становится устойчивой, зачастую она ситуативная.

Стоит отметить, что нами были выделены два педагогических условия, которые, по нашему мнению, должны способствовать коррекции тревожности детей дошкольного возраста. Арт-терапия является одним эффективных средств развития детей дошкольного возраста. Данная методика широко используется в психолого- педагогической коррекции