Файл: Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования южноуральский государственный гуманитарнопедагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Задачи исследования:

Теоретическая значимость исследования:

Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего

Программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Анализ и обсуждение результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Приложение 2

Приложение 3


Форма работы: групповая. Продолжительность занятия 30 минут.

Тематический план, относительно которого проводили занятия с детьми, представлен в таблице 6.

Таблица 6 Тематический план Программы психолого-педагогической коррекции

тревожности детей старшего дошкольного возраста




п/п

Тема

Содержание занятия

Ожидаемый результат

1

Здравствуйте, это я

  • драмтерапия «Подари подарок другу»;

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • телесная терапия «Качели»;

  • беседа «Что я люблю?»;

  • изотерапия «Художники- натуралисты».

Снятие эмоционального и мышечного напряжения; Снижение тревоги, агрессии;

2

Мое имя

  • драмтерапия «Подари подарок другу»;

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • беседа «Мое имя»;

  • изотерапия «Рисование самого себя»;

  • телесная терапия «Доверяющее

падение».

Создание условий для снижения уровня

тревожности через изотерапию, драмтерапию, вокалотерапию, телесную терапию

3

Будь смелым

  • драмтерапия «Подари подарок другу»;

  • беседа: «Будь смелым»;

  • телесная терапия «Воздушный шарик», «Волшебный стул»;

  • сказкотерапия «Два брата»;

  • изотерапия «Нарисуй любимого героя».

Снятие эмоционального и мышечного напряжения

4

Поверь в свои силы

  • драмтерапия «Я дарю тебе»;

  • беседа «Поверь в свои силы»;

  • сказкотерапия «Продолжи предложение»;

  • изотерапия «Техника каракулей»;

  • телесная терапия «Горячие ладошки».

Снятие эмоционального и мышечного напряжения; Совершенствование восприятия, внимания, мышления, воображения; Развитие способности к построению ассоциативных связей между образами действительности и звуковыми,

художественными

образами.

5

Мое настроение

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • драмтерапия «Возьми и передай», «Превращения»;

Развитие способности к построению ассоциативных

связей между образами











  • телесная терапия «Неваляшка»;

  • изотерапия «Мое настроение»;

  • сказкотерапия «Моя сказка настроения».

действительности и звуковыми,

художественными

образами

6

Мой портрет

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • телесная терапия «Росточек под солнышком», «Злые и добрые кошки», «Ласковый мелок»;

  • драмтерапия «На что похоже мое настроение»;

  • изотерапия «Угадай, что

спрятано в крупе», «Автопортрет».

Создание условий для снижения напряжения у детей;

Формирование веры детей в свои силы, умению вести себя конструктивно в новой ситуации.

7

Волшебный лес

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • сказкотерапия «Небылицы в лесу»;

  • беседа «За что меня любят мама, папа и др.»;

  • изотерапия «Коллаж волшебного леса»;

  • телесная терапия «Доверяющее

падение».

Создание условий для снижения тревожности; Развитие способности самостоятельно решать проблемные ситуации.

8

Сказочная шкатулка

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • телесная терапия «Росточек под солнышком», «Горячие ладошки»;

  • сказкотерапия «Фея и ее шкатулка», «Придумай веселый конец»;

  • изотерапия «Волшебные

зеркала».

Создание условий для снижения уровня тревожности;

Развитие навыков общения со сверстниками.

9

Волшебники

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • телесная терапия «Путаница»,

«Волшебники», «Горячие ладошки»;

  • сказкотерапия «Волшебный сон»;

  • изотерапия «Рисование своего

сна».

Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей.

10

Солнце в ладошке

  • драмтерапия «Подари подарок другу», «Комплементы»;

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • сказкотерапия «Не оконченные предложения», «Солнце- работяга»;

  • фототерапия «Солнышкин день»;

Создание условий для снижения тревожности; Развитие способности самостоятельно решать проблемные ситуации.











- изотерапия «Солнышко в

ладошке».




11

Верь в себя

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • беседа «Верь в себя»;

  • игротерапия «На море»;

  • изотерапия «Я и море»,

«Стройка».

Создание условий для снижения напряжения у детей;

Формирование веры детей в свои силы, умению вести себя конструктивно в

новой ситуации.

12

Помоги другим

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • сказкотерапия «Дедушка и внучек»;

  • фототерапия «Тимуровцы»;

  • изотерапия «Моя помощь».

Создание условий для снижения тревожности; Развитие способности самостоятельно решать проблемные ситуации; Стимулирование собственных

возможностей.

13

Люби себя таким, какой ты есть

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • телесная терапия «Винт»,

«Дружба», «Я очень хороший - ты очень хороший»;

  • изотерапия «Красивое имя

(контур)».

Создание условий для снижения тревожности; Снижение скованности, боязливости в движениях.

14

Уважай и люби близких

  • драмтерапия «Подари подарок»;

  • беседа «Кто любит своих близких»;

  • телесная терапия «Найди своего друга», «Небо»;

  • сказкотерапия «В лесу»;

  • изотерапия «Моя семья».

Создание условий для снижения тревожности; Снижение скованности, боязливости в движениях.

15

Умей справляться с трудностями

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • беседа «Как вы справляетесь с трудностями»;

  • телесная терапия «Волны»,

«Ручей»;

  • сказкотерапия «На реке»;

  • игротерапия «Разведчики»

  • изотерапия «Ладошка».

Создание условий для снижения тревожности; Развитие способности самостоятельно принимать решения.

16

Прими решение

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • драматизация «Комплементы»;

  • телесная терапия

«Доверительное падение»;

  • фототерапия «Звериные чувства»;

Создание условий для снижения тревожности; Развитие способности самостоятельно принимать решения.











- игротерапия «Смелые ребята»




17

Решительность

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • драматизация «Возьми и подари»;

  • телесная терапия «Ищем клад»;

  • сказкотерапия «Прими решение»;

  • игротерапия «Смелые ребята».

Создание условий для снижения уровня тревожности;

Развитие навыков общения со сверстниками.

18

Смелость

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • телесная терапия «Горячие ладошки», «Небо»;

  • изотерапия «Азбука смелости»;

  • драмтерапия «На полянке»;

  • сказкотерапия «Сказка по кругу».

Создание условий для снижения тревожности; Развитие самостоятельности в выборе действий,

Снятие физического

напряжения.

19

Самооценка

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • сказкотерапия «Приятные воспоминания»;

  • беседа «Самое-самое»;

  • телесная терапия «Неваляшки».

Создание условий для снижения напряжения у детей;

Формирование веры детей в свои силы, умению вести себя конструктивно в

новой ситуации.

20

Итоговое занятие

  • вокалотерапия «Доброе утро»;

  • телесная терапия «Что тебя привлекает в соседе», «Я очень хороший - ты очень хороший»,

«Доверительное падение»;

  • изотерапия «Мое взрослое будущее»;

  • игротерапия «Клеевой дождик»,

«Зайцы и слоны».

Создание условий для снижения тревожности; Снятие психоэмоционального напряжения у детей



Рассмотрим основные используемые нами методы: сказкотерапия, игротерапия, изотерапия и др.

Метод сказкотерапии призван помочь человеку раскрыть внутреннее переживание, конфликты, преодолеть трудности, замкнутый характер, объяснить в яркой образной форме правила и нормы поведения. Использование сказкотерапии оправдано не только в работе с детьми. Образные притчи, игровые ситуации эффективны при занятиях с взрослыми людьми.

На занятии 3 «Будь смелым» в сказке «Два брата» показываются взаимоотношения в семье между братьями, их различия в характере поведения. После прочтения сказки детям нужно придумать свой финал, здесь определяется настрой ребенка, его отношения к главным героям.

Занятие 12 «Помоги другим» в сказке «Дедушка и внучек». Данная сказка является поучительной для ребенка, в ней показаны взаимоотношения ребенка с дедушкой, его наблюдения за отношением родителей к дедушке. Старшие дошкольники на примере героя узнают, как можно справиться со своим страхом, справиться с трудностью. Вместе с героем сказки учатся приемам не накапливать обиды и огорчения, так же учатся проговаривать свои переживания, чувства, мысли и т. д. Занятия развивают творческое воображение, способствуют раскрытию творческого потенциала.

Метод игротерапия способен активизировать формирование познавательной активности и стимулировать речевую деятельность, игры под руководством взрослого тренируют произвольность различных процессов в психике ребенка и позволяют усовершенствовать волевую и эмоциональную сферу. Играя, ребенок