Файл: Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования южноуральский государственный гуманитарнопедагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогические условия психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста
В рамках гипотезы исследования мы отметили следующее: разработанная программа психолого-педагогической коррекции будет способствовать снижению тревожности детей дошкольного возраста, если:
-
включить в работу с детьми методы арт-терапии; -
проводить работу с родителями по проблеме коррекции тревожности детей дошкольного возраста по проблеме коррекции тревожности детей дошкольного возраста.
Рассмотрим каждое условие более подробно. Первое условие – включение в работу с детьми методов арт-терапии.
Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять в лучшую сторону дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности. Одним из ведущих направлений, используемых в практике дошкольных учреждений, является арт-терапия.
Арт-терапия – это сравнительно новый метод психокоррекции. Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление в 1938 г. Андриан Хилл.
В современной науке под арт-терапией понимают использование всех видов искусства. Этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Арт- терапия – это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и
видов искусства [13, с. 48].
Коррекционные возможности арт-терапии связаны, прежде всего, с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества.
Коррекционный и лечебный эффект использования разных видов арт-терапии подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л.С. Брусиловский, И.М. Гринева, В.И. Петрушин), изотераиии (М.Е. Бурно, А.И. Захаров, Р.Б. Хайкин), имаготерапии (И.Е. Вольперт, Н.С. Говоров). Использование арт-терапии в образовании в качестве эффективного развивающего средства изучают Т.А. Добровольская, Л.Н. Комиссарова, Л.Д. Лебедева, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, А.В. Сизова и др.
Педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность и рассчитано как на потенциально здоровую личность, так
и личность с особенностями в развитии. Многочисленные зарубежные и отечественные исследования отмечают, что арт-терапия не имеет противопоказаний. Л.Д. Лебедева пишет о том, что любой человек, независимо от культурного опыта и художественных способностей, может быть участником арт-терапевтического процесса [1].
Любое творческое занятие благоприятно влияет на внутренний мир ребенка дошкольного возраста. Развитие происходит в деятельности, что лежит в основе арт-терапевтического воздействия, состоящего из [8, c. 74]:
-
изотерапия – вид терапии, который связан с изобразительным творчеством, зачастую с рисованием; -
игротерапия – это психокоррекционное использование игры, оказывающее значительное влияние на развитие личности. Данные игры способствуют созданию более близких отношений между детьми, помогают снять напряженность, повышают самооценку, позволяют поверить в себя в различных ситуациях общения, поскольку в процессе игры снимается опасность социально значимых последствий; -
фототерапия – это вид терапии, который основывается на применении слайдов или фотографии, которые способствуют решению психологических проблем, а также гармонизации и развитию личности; -
песочная терапия – развивающий психокоррекционный, метод с использованием песка, способствующий снятию внутреннего напряжения, разрешению личностных проблем; -
сказкотерапия – метод, в основе которого лежит сказка как форма, способствующая расширению сознания, развитию творческих способностей, совершенствованию взаимодействия с окружающей действительностью; -
музыкотерапия – это вид арт-терапии, который предполагает использование звуков и музыки. В рамках данного вида арт-терапии деятельность включает в себя: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных
музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений;
-
танцевальная терапия представляет собой психотерапевтическое использование движения и танца как процесса, который способствует интеграции физического и эмоционального состояния личности; -
цветотерапия является немедикаментозным методом лечения, который основан на том, что каждая из биологических активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему и др.
Арт-терапия решает следующие задачи в дошкольной образовательной организации [9, c. 67]:
-
развивать познавательно-речевую активность, коррекция поведения; -
гармонизировать эмоциональное состояние детей; -
расширять кругозор через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография); -
раскрывать творческий потенциал; -
развивать оригинальность мышления; -
улучшать внимание и память; -
формировать активную жизненную позицию; -
повышать самооценку; -
развивать коммуникативные умения.
Каждый ребенок может принимать участие в арт-терапии, в связи с тем, что данная методика не требует специальных художественных способностей и навыков. Поделки и рисунки отражают настроение и мысли детей, позволяют диагностировать психологические отклонения в развитии (неврозы, стресс).
На занятиях по арт-терапии ребенок свободно может проявлять свою фантазию, использовать подручные
материалы (гуашь, глина, нитки,
камни, макароны и песок), тем самым развивая мелкую моторику. Занятия с использованием музыки, пения и танцев способствуют снятию напряжения, избавлению от негативных эмоций, преодолению своих глубинных страхов (боязнь воды, собак, темноты и насекомых). В процессе проведения занятия ребенок дошкольного возраста осваивает умения общения со сверстниками, приобретает веру в себя, получает новые знания об окружающем мире.
Стоит отметить, что арт-терапия имеет три основные формы, к которым относятся [17]:
-
Пассивная форма – ребенок использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. -
Активная форма – ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные композиции, спонтанные танцы. -
Смешанная форма – ребенок использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества.
Арт-терапию как средство работы с детьми характеризует ряд особенностей [5]
-
метафоричность – искусство как метафора, использование метафоры как исцеляющего, обучающего и социализирующего механизма; -
ресурсность – развитие креативных черт личности, как постоянно присутствующего внутрипсихического ресурса личности; -
триадичность – наличие нетрадиционной для психотерапии триады: специалист, педагог, психолог – ребёнок – произведение искусства (творческий продукт), позволяющий переживать болезненные моменты менее остро.
Процесс арт-терапии предполагает следование следующим основополагающим принципам [27, c. 98]:
-
занятия арт-терапией подразумевают под собой использование ребенком разнообразных изобразительных материалов с целью выражения с их помощью содержания своего внутреннего мира; -
работа ребёнка с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и способного принимать психологическое содержание рисунков клиента и выступать в качестве посредника в
«диалоге» клиента со своим рисунком;
-
работа ребёнка с изобразительными материалами протекает в определенных условиях, помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержания своего внутреннего мира; -
арт-терапевтическая деятельность предполагает использование терапевтом определенных приемов, помогающих ребёнку осознать отраженные в его рисунке содержания его внутреннего мира.
Таким образом, арт-терапия является одним эффективных средств развития детей дошкольного возраста. Данная методика широко используется в психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. В качестве основных видов арт-терапии, которые используются в коррекционной работе с детьми выделяют такие как: изотерапии, игротерапии, фототерапии, песочной терапии, сказкотерапии, музыкотерапии, танцевальной терапии, цветотерапии.
Второе педагогическое условие – проведение работы с родителями.