Файл: Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования южноуральский государственный гуманитарнопедагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Задачи исследования:

Теоретическая значимость исследования:

Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего

Программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Анализ и обсуждение результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Приложение 2

Приложение 3

Выводы по первой главе




Резюмируя вышесказанное, отметим следующие выводы.

Проанализировав исследования В.В. Давыдова, Н.В. Имедадзе, Р. Кеттела, В.С. Мерлина, Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, мы пришли к тому, что под тревожностью в нашем исследовании будем понимать относительно устойчивое эмоциональное образование, основанное на повышенной склонности к беспокойству в различных жизненных ситуациях. Как и любое другое сложное психологическое образование,

тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный компоненты. Причиной возникновения тревожности, как правило, служат нарушения семейных отношений и страхи ребенка.

Ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями. Ему характерно стремительное развитие всех психических процессов (память, мышление, внимание, воображение). На данном возрастном этапе у некоторых детей наблюдается развитие тревожности, но данная характеристика еще не становится устойчивой, зачастую она ситуативная.

Стоит отметить, что нами были выделены два педагогических условия, которые, по нашему мнению, должны способствовать коррекции тревожности детей дошкольного возраста. Арт-терапия является одним эффективных средств развития детей дошкольного возраста. Данная методика широко используется в психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. В качестве основных видов арт-терапии, которые используются в коррекционной работе с детьми
выделяют такие как: изотерапия, игротерапия, фототерапия, песочной терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия.

Немаловажную роль в коррекции тревожности детей дошкольного возраста играет непосредственное участие и взаимодействие родителей. Необходимость данной работы подчеркивается как законом «Об образовании в РФ», так и ФГОС ДО. Стоит отметить, что взаимодействие с родителями происходит с применением различных как традиционных, так и нетрадиционных форм работы.

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего


дошкольного возраста


    1. Этапы и база исследования




Цель экспериментальной работы определить эффективность программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа проводилась поэтапно. Исследование предполагало следующие этапы:

  • констатирующий этап;

  • формирующий этап;

  • контрольный этап.

В данном параграфе рассмотрим констатирующий этап. Цель данного этапа заключается в следующем: определить реальное (наличное) состояние уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ

«Детский сад № 267 г. Челябинска». Для проведения эксперимента нами была сформирована экспериментальная группа (ЭГ) в возрасте 5-6 лет в количестве 25 человек, а также родители в количестве 26 человек.

В качестве методики диагностики в нашем исследовании использовался тест тревожности
Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки. Относительно анализа психолого-педагогической литературы, нами были выделены критерии и показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1 Критерии и показатели изучения тревожности детей старшего

дошкольного возраста


Критерии

Показатели

Когнитивный

  • чувство собственной некомпетентности и мало значимости,

  • негативная самооценка,

  • ожидание неудачи

Эмоциональный

  • эмоциональная возбужденность,

  • беспокойство,

  • нервозность,

  • повышенная чувствительность,

  • недостаточный контроль над своими реакциями

Поведенческий

- активные или пассивные, но чаще всего

нерациональные действия по предупреждению или устранению опасности.


Планируя результаты первоначального этапа коррекции уровня тревожности, мы исходим из уровневого подхода. Все уровни взаимосвязаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий и включается в его состав. В таблице 2 содержится характеристика уровней тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 2 Уровневая шкала тревожности у детей старшего дошкольного возраста



Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Характеризуется хорошими результатами в ситуациях

моделирующих отношения

Постоянно переживают тревогу, т.е. ожидают

неблагополучия.

Постоянно находятся в подавленном настроении, у

них затруднены контакты с





ребенок взрослый, то есть эмоциональное состояние ребенка в норме.

Чрезвычайно болезненно реагируют на изменения и усложнения обстановки, встречаются срывы в более сложных, нестандартных ситуациях.

окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Такие дети, терзаются постоянными сомнениями, не способны на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально

дезадаптивные.


Тест включает в себя 14 рисунков для мальчиков и для девочек отдельно (приложение 2). Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размеру точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из них изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – грустное. Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. В процессе тестирования происходит идентификация ребенком себя с картинкой мальчика или девочки в зависимости от пола испытуемого. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях. Результаты заносятся в протокол
(приложение 1). Анализ результатов исследования проходит по индексу тревожности каждого ребенка.

Для расчета индекса тревожности мы использовали следующую формулу:

(1)

14

В зависимости от полученного индекса тревожности дети группы подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (индекс тревожности выше 50%); б) средний уровень тревожности (индекс тревожности от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (индекс тревожности от 0 до 20%).

Рассчитав индекс тревожности для каждого ребенка группы, представим полученные результаты в таблице 3.
Таблица 3 Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы





п/п

Фамилия, имя

ребенка

Индекс тревожности

Уровень тревожности

1

Ребенок 1

33%

Средний

2

Ребенок 2

59%

Высокий

3

Ребенок 3

47%

Средний

4

Ребенок 4

38%

Средний

5

Ребенок 5

53%

Высокий

6

Ребенок 6

41%

Средний

7

Ребенок 7

51%

Высокий

8

Ребенок 8

60%

Высокий

9

Ребенок 9

16%

Низкий

10

Ребенок 10

70%

Высокий

11

Ребенок 11

32%

Средний

12

Ребенок 12

61%

Высокий

13

Ребенок 13

26%

Средний

14

Ребенок 14

59%

Высокий

15

Ребенок 15

29%

Средний

16

Ребенок 16

31%

Средний

17

Ребенок 17

47%

Средний

18

Ребенок 18

26%

Средний

19

Ребенок 19

21%

Средний

20

Ребенок 20

46%

Средний

21

Ребенок 21

19%

Низкий

22

Ребенок 22

30%

Средний

23

Ребенок 23

39%

Средний

24

Ребенок 24

27%

Средний

25

Ребенок 25

16%

Низкий