Файл: Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования южноуральский государственный гуманитарнопедагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Задачи исследования:

Теоретическая значимость исследования:

Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего

Программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Анализ и обсуждение результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Приложение 2

Приложение 3

в практике, определялись теоретические и методологические основы исследования. Нами были определены методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формировалась гипотеза, разрабатывались программа и методика исследования. На данном этапе составлен план экспериментальной работы,

организовано проведение констатирующего этапа с целью определения направлений исследования, разработки методики экспериментальной работы.

Второйэтап (основной, сентябрь-декабрь, 2017) связан с организацией и проведением формирующего этапа в естественных условиях дошкольной организации с целью проверки эффективности предложенной программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, анализом и обработкой материалов исследования, внедрением в практику результатов исследования.

Третийэтап (завершающий, январь, 2017) предполагает изучение результатов контрольного этапа экспериментальной работы, обработку материалов экспериментальной работы, определение эффективности программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста в образовательной организации. Нами была проведена систематизация результатов исследования и их интерпретация, сформулированы основные выводы.

Экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ

«Детский сад № 267 г. Челябинска». В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 25 человек (5-6 лет), а также их родители в количестве 26
человек.

Теоретическая значимость исследования:


  1. Охарактеризован и теоретически обоснован процесс коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.

  2. Рассмотрены специфические особенности психолого- педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.

  3. Теоретически обоснованы педагогические условия психолого- педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе эксперимента, могут быть использованы в работе психологов дошкольных образовательных организаций с целью психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, помощи родителям в воспитании тревожных детей, а также нами была разработана и апробирована программа психолого- педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста




1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста



Логика нашего исследования предполагает в этом параграфе рассмотреть теоретические аспекты проблемы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. В психологических исследованиях существуют различные трактовки
и подходы к определению понятий «тревога» и «тревожность». В рамках нашего исследования необходимо разграничить и раскрыть сущность данных понятий.

Понятие «тревожность» впервые было описано З. Фрейдом и определялось как «готовность к опасности, выражающаяся в повышенном сенсорном внимании и моторном напряжении, а также неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности». В дальнейшем термин angstbereitschaft тревожность, предложенный З. Фрейдом, разными авторами переводился как

«боязливость», «страх», «тревога». Многообразие толкований понятия

«тревожность» можно свести к трем содержательным аспектам: тревожность как характеристика эмоционально-чувственной сферы, как состояние напряженности и как свойство личности [36, с. 49].

К. Изард, который изучал эмоции человека, понимает «тревожность» как комплекс эмоций, включающий страх, враждебность, страдание, стыд, вину и психофизиологическое возбуждение. Основными показателями, отличающими тревожность от других эмоций, с точки зрения В.Р. Кисловской, являются восприятие ситуации как содержащей опасность и осознание возможности неуспеха [3].

В.С. Мерлин рассматривает тревожность как склонность человека к переживанию состояния тревоги, обусловленное его свойством

темперамента и являющееся одним из основных показателей индивидуальных различий и субъективных проявлений неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой. Р.С. Немов считает, что тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных
ситуациях. В психологическом словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова и диссертационном исследовании Е.Б. Ковалевой тревожность определяется как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым, интенсивным и неадекватным переживаниям состояния тревоги [12].

В ряде исследований подчеркивается социальная природа возникновения тревожности. Так, Н.В. Имедадзе называет тревожность

«специфически социализированной эмоцией». Автор экспериментально доказывает, что на проявление тревожности у дошкольников большое влияние оказывает процесс социализации, интенсивно протекающий в детских садах. Исследования В.Р. Кисловской показали, что уровень тревожности достоверно коррелирует с социометрическим статусом ребенка во всех возрастных периодах. В своей диссертации В.М. Минаева делает вывод о том, что тревожность в значительной мере является

«функцией социального общения» [23, с. 47].

В работах зарубежных авторов тревожность часто рассматривается как личностная особенность человека. Как отмечает Ч.Д. Спилбергер, тревожность – это черта личности, склонность или предрасположенность к состоянию тревоги в различных угрожающих ситуациях. Х. Хекхаузен называет тревожность свойством личности, предрасполагающим индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу [32, с. 97].

В психологической литературе имеется ряд исследований, посвященных психологическим, поведенческим и физиологическим проявлениям тревожности. В отечественной и зарубежной литературе

понятие «тревожности» и его характеристика рассматриваются достаточно