Файл: Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования южноуральский государственный гуманитарнопедагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в практике, определялись теоретические и методологические основы исследования. Нами были определены методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формировалась гипотеза, разрабатывались программа и методика исследования. На данном этапе составлен план экспериментальной работы,
организовано проведение констатирующего этапа с целью определения направлений исследования, разработки методики экспериментальной работы.
Второйэтап (основной, сентябрь-декабрь, 2017) связан с организацией и проведением формирующего этапа в естественных условиях дошкольной организации с целью проверки эффективности предложенной программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, анализом и обработкой материалов исследования, внедрением в практику результатов исследования.
Третийэтап (завершающий, январь, 2017) предполагает изучение результатов контрольного этапа экспериментальной работы, обработку материалов экспериментальной работы, определение эффективности программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста в образовательной организации. Нами была проведена систематизация результатов исследования и их интерпретация, сформулированы основные выводы.
Экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ
«Детский сад № 267 г. Челябинска». В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 25 человек (5-6 лет), а также их родители в количестве 26
человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе эксперимента, могут быть использованы в работе психологов дошкольных образовательных организаций с целью психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, помощи родителям в воспитании тревожных детей, а также нами была разработана и апробирована программа психолого- педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Логика нашего исследования предполагает в этом параграфе рассмотреть теоретические аспекты проблемы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. В психологических исследованиях существуют различные трактовки
и подходы к определению понятий «тревога» и «тревожность». В рамках нашего исследования необходимо разграничить и раскрыть сущность данных понятий.
Понятие «тревожность» впервые было описано З. Фрейдом и определялось как «готовность к опасности, выражающаяся в повышенном сенсорном внимании и моторном напряжении, а также неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности». В дальнейшем термин angstbereitschaft – тревожность, предложенный З. Фрейдом, разными авторами переводился как
«боязливость», «страх», «тревога». Многообразие толкований понятия
«тревожность» можно свести к трем содержательным аспектам: тревожность как характеристика эмоционально-чувственной сферы, как состояние напряженности и как свойство личности [36, с. 49].
К. Изард, который изучал эмоции человека, понимает «тревожность» как комплекс эмоций, включающий страх, враждебность, страдание, стыд, вину и психофизиологическое возбуждение. Основными показателями, отличающими тревожность от других эмоций, с точки зрения В.Р. Кисловской, являются восприятие ситуации как содержащей опасность и осознание возможности неуспеха [3].
В.С. Мерлин рассматривает тревожность как склонность человека к переживанию состояния тревоги, обусловленное его свойством
темперамента и являющееся одним из основных показателей индивидуальных различий и субъективных проявлений неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой. Р.С. Немов считает, что тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных
ситуациях. В психологическом словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова и диссертационном исследовании Е.Б. Ковалевой тревожность определяется как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым, интенсивным и неадекватным переживаниям состояния тревоги [12].
В ряде исследований подчеркивается социальная природа возникновения тревожности. Так, Н.В. Имедадзе называет тревожность
«специфически социализированной эмоцией». Автор экспериментально доказывает, что на проявление тревожности у дошкольников большое влияние оказывает процесс социализации, интенсивно протекающий в детских садах. Исследования В.Р. Кисловской показали, что уровень тревожности достоверно коррелирует с социометрическим статусом ребенка во всех возрастных периодах. В своей диссертации В.М. Минаева делает вывод о том, что тревожность в значительной мере является
«функцией социального общения» [23, с. 47].
В работах зарубежных авторов тревожность часто рассматривается как личностная особенность человека. Как отмечает Ч.Д. Спилбергер, тревожность – это черта личности, склонность или предрасположенность к состоянию тревоги в различных угрожающих ситуациях. Х. Хекхаузен называет тревожность свойством личности, предрасполагающим индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу [32, с. 97].
В психологической литературе имеется ряд исследований, посвященных психологическим, поведенческим и физиологическим проявлениям тревожности. В отечественной и зарубежной литературе
понятие «тревожности» и его характеристика рассматриваются достаточно
организовано проведение констатирующего этапа с целью определения направлений исследования, разработки методики экспериментальной работы.
Второйэтап (основной, сентябрь-декабрь, 2017) связан с организацией и проведением формирующего этапа в естественных условиях дошкольной организации с целью проверки эффективности предложенной программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, анализом и обработкой материалов исследования, внедрением в практику результатов исследования.
Третийэтап (завершающий, январь, 2017) предполагает изучение результатов контрольного этапа экспериментальной работы, обработку материалов экспериментальной работы, определение эффективности программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста в образовательной организации. Нами была проведена систематизация результатов исследования и их интерпретация, сформулированы основные выводы.
Экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ
«Детский сад № 267 г. Челябинска». В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 25 человек (5-6 лет), а также их родители в количестве 26
человек.
Теоретическая значимость исследования:
-
Охарактеризован и теоретически обоснован процесс коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. -
Рассмотрены специфические особенности психолого- педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. -
Теоретически обоснованы педагогические условия психолого- педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе эксперимента, могут быть использованы в работе психологов дошкольных образовательных организаций с целью психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста, помощи родителям в воспитании тревожных детей, а также нами была разработана и апробирована программа психолого- педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста
Логика нашего исследования предполагает в этом параграфе рассмотреть теоретические аспекты проблемы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. В психологических исследованиях существуют различные трактовки
и подходы к определению понятий «тревога» и «тревожность». В рамках нашего исследования необходимо разграничить и раскрыть сущность данных понятий.
Понятие «тревожность» впервые было описано З. Фрейдом и определялось как «готовность к опасности, выражающаяся в повышенном сенсорном внимании и моторном напряжении, а также неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности». В дальнейшем термин angstbereitschaft – тревожность, предложенный З. Фрейдом, разными авторами переводился как
«боязливость», «страх», «тревога». Многообразие толкований понятия
«тревожность» можно свести к трем содержательным аспектам: тревожность как характеристика эмоционально-чувственной сферы, как состояние напряженности и как свойство личности [36, с. 49].
К. Изард, который изучал эмоции человека, понимает «тревожность» как комплекс эмоций, включающий страх, враждебность, страдание, стыд, вину и психофизиологическое возбуждение. Основными показателями, отличающими тревожность от других эмоций, с точки зрения В.Р. Кисловской, являются восприятие ситуации как содержащей опасность и осознание возможности неуспеха [3].
В.С. Мерлин рассматривает тревожность как склонность человека к переживанию состояния тревоги, обусловленное его свойством
темперамента и являющееся одним из основных показателей индивидуальных различий и субъективных проявлений неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой. Р.С. Немов считает, что тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных
ситуациях. В психологическом словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова и диссертационном исследовании Е.Б. Ковалевой тревожность определяется как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым, интенсивным и неадекватным переживаниям состояния тревоги [12].
В ряде исследований подчеркивается социальная природа возникновения тревожности. Так, Н.В. Имедадзе называет тревожность
«специфически социализированной эмоцией». Автор экспериментально доказывает, что на проявление тревожности у дошкольников большое влияние оказывает процесс социализации, интенсивно протекающий в детских садах. Исследования В.Р. Кисловской показали, что уровень тревожности достоверно коррелирует с социометрическим статусом ребенка во всех возрастных периодах. В своей диссертации В.М. Минаева делает вывод о том, что тревожность в значительной мере является
«функцией социального общения» [23, с. 47].
В работах зарубежных авторов тревожность часто рассматривается как личностная особенность человека. Как отмечает Ч.Д. Спилбергер, тревожность – это черта личности, склонность или предрасположенность к состоянию тревоги в различных угрожающих ситуациях. Х. Хекхаузен называет тревожность свойством личности, предрасполагающим индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу [32, с. 97].
В психологической литературе имеется ряд исследований, посвященных психологическим, поведенческим и физиологическим проявлениям тревожности. В отечественной и зарубежной литературе
понятие «тревожности» и его характеристика рассматриваются достаточно