Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии(Понятие, сущность, задачи и функции кадровой службы).pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.СУЩНОСТЬ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.Понятие, сущность, задачи и функции кадровой службы.
1.2.Выбор кадровой политики в организации.
1.3. Основные кадровые стратегии.
2.2 Оценка эффективности кадровой политики на предприятии.
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПАО «НК «Лукойл»
Анализ финансовой деятельности предприятия показал, что выручка от реализации увеличилась на 77,0 %. При этом себестоимость реализованной продукции увеличилась на 75,1 %, что повлияло на величину прибыли от реализации. За счет роста убытка от инвестиционных доходов и расходов значительно сократилась чистая прибыль организации – 53,3 п.п. Соответственно, снизились и показатели рентабельности. Таким образом, результативность хозяйственной деятельности предприятия снизилась.
3) НК «Лукойл» вполне обеспечено трудовыми ресурсами для осуществления своей деятельности. среднесписочная численность персонала увеличилась на 112 человек за период 2013-2015 гг. из них численность производственно-промышленного персонала выросла на 113 человек, численность специалистов и руководителей не изменилась, а численность работников не основной деятельности сократилась на 1 человека.
НК «Лукойл» является привлекательным для работников благоприятным психологическим климатом и условиями труда, разнообразием работы. Относительно заработной платы стоит отметить, что, с одной стороны, работники неудовлетворенны размером заработка, но, в тоже время, высокая заработная платы является одной из характеристик предприятия. На мой взгляд, причина этого противоречия заключается в том, что материальные потребности человека растут постоянно и к текущему уровню заработной платы он быстро привыкает, то есть насыщение происходит в течение нескольких месяцев. А, оценивая уровень заработной платы со средним уровнем в целом, работник выделяет данную характеристику как одну из ключевых для предприятия.
4) Были выявлены следующие проблемы реализации кадровой политики НК «Лукойл»: отсутствие программы адаптации персонала; непроработанная система обучения сотрудников.
Для совершенствования кадровой политики НК «Лукойл» следует разработать программу профессионального обучения и повышения квалификации работников предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаменкова, С.И. Анализ производственно-финансовой деятельности предприятия / С.И. Адаменкова, С.Евменчик. – Минск: Регистр, 2015. – 381 с.
2.Брасс, А.А. Управление организацией: учебное пособие/ А.А. Брасс. – Минск: Амалфея, Минск: Мисанта, 2014. – 344 с.
3.Вихановский, О.С., Наумова А.К. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О.С. Виханский. – М.: МГУ, 2009. – 416 с.
4. Егоршин, А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. – Н. Новгород, 2010. – 606 с.
5. Жув, Д., Массони, Д., Подбор персонала / Пер. с франц; под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Нева, 2008. – 100 с.
6. Иванова, С.А. Затраты минимальные – эффект максимальный. Как этого добиться при подборе персонала / С.А.Иванова // Управление персоналом. – 2016. – №5. – С. 18–24.
7. Ильин, А.И. Планирование на предприятии / А.И. Ильин. – Минск: Новое знание, 2001. – 635 с.
8. Кадровая политика организации : учеб. пособие / Е. П. Пархимчик. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2011. – 128 с.
9. Кибанов, Л.Л., Дуракова, И.Б. Управление персоналом организации. Отбор и оценка при найме, аттестации / Л.Л.Кибанов. – М.: Инфра М, 2008. – 342 с.
10. Лытов, Б. Подбор кадров: инновационные технологии / Л.Л. Лытов // Служба кадров. – 2011. – №4. – С. 48–50.
11. Магура, М.И. Отбор персонала и управление человеческими ресурсами организации / М.И. Магура // Управление персоналом. – 2013. – №7. – С. 40–49.
12. Мазманова, Б.Г. Управление оплатой труда / Б.Г. Мазманова. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 368 с.
13. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2006. – 704 с.
14. Мордовин, С.К. Управление человеческими ресурсами. Модульная программа для менеджеров. – М.: ИНФРА М, 2005. – 330 с.
15. Невозможно переоценить актуальность мотивации персонала [Электронный ресурс] / Блог о бизнесе и управлении им. – Минск 2017. – Режим доступа: http://www.bosska.ru/razvitie-biznesa/132-nevozmojno-pereocenit-aktualnost -motivacii-personala.html – Дата доступа: 15.05.2017.
16. Одегов, Ю.Г., Карташева, Л.В. Управление персоналом. Оценка эффективности / Ю.Г. Одегов. – М.: Экзамен, 2008. – 287 с.
17. Ожгибесова, Е. В. Сущность системы мотивации и оценки труда персонала промышленного предприятия / Е. В. Ожгибесова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. – №36. – С. 91-94.
18. Пивень, Е.Н. Адаптация торгового персонала через системы наставничества: учебное пособие / Е.Н. Пивень. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 144 с.
19. Подбор кадров: взгляд профессионала // Управление персоналом. – 2006. – №9. – С. 38–42.
20. Седегов, Р.С. Управление персоналом: Сотрудники как фактор успеха предприятия / Р.С. Седегов. – Минск: БГЭУ, 2009. – 178с.
21. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак. – М.: Дело, 2009. – 489 с.
22. Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. – М.:ИНФРА М, 2010. – 296 с.
23. Цыпкин, Ю.А. Управление персоналом: учебное пособие для вузов / Ю.А. Цыпкин. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 446 с.
24. Чепин, А.Е. Поиск, отбор и адаптация персонала / А.Е. Чепин // Служба кадров. – 2013. – №9. – С. 35–38.
25. Щур, Д.Л., Труханович Л.В. Кадры предприятия / Л.В. Труханович. – М.: Инфра М, 2008. – 456 с.
26. Электронный сайт «Лукойл» : [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rosneftnk.fo.ru. – Дата доступа: 24.05.2017.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Показатели эффективности работы службы управления персоналом
№ |
Показатели |
Формула для расчета |
Применение |
1. |
Изменение численности персонала в целом по предприятию и по отдельным категориям, подразделениям |
DЧ=Ч1 - Ч0 и Ч1/Ч0*100%, где IЧ - индекс изменения численности DЧ - изменение численности персонала (абс. значение) Ч1 - численность персонала после реализации мероприятий новой кадровой политики Ч0 - численность персонала до проведения мероприятий |
Оценивает результаты кадровой политики в области комплектования персонала |
2. |
Изменение квалификации работников, в том числе соответствие уровня квалификации работников и сложности выполняемых работ |
Ксоот = (Рp/Рn) 1 - (Рp/Рn) 0 Кквал i = (Чni/Чср) - (Чni/Чср) 0, где Ксоот - коэффициент соответствия квалификации работников сложности выполняемых работ (например, для рабочих это соответствие разряда рабочего и разряд работ) Кквал i - коэффициент изменения квалификации по i группе персонала Рр - средний разряд выполняемых работ Рn - средний разряд работников Чni - численность персонала i квалификационной группы Чср - среднесписочная численность персонала Индексы 1 и 0 соответствуют значениям показателей после и до проведения изменений |
Оценивает результаты работы по повышению квалификации и расстановке персонала |
3. |
Текучесть персонала в целом по предприятию, по категориям и подразделениям, по причинам увольнения |
Кт = У/Чср где Кт - коэффициент текучести У - количество уволенных работников (по собственному желанию, за нарушение дисциплины, несоответствие занимаемой должности и т.д.) |
Оценивает эффект от реализации мероприятий по социальной защите, развитию, стабилизации коллектива |
4. |
Изменение выработки на одного работника в целом по предприятию, по отдельным группам персонала, по подразделениям |
В = Vпр/Чср где В - выработка на одного работника Vпр - объем производства продукции |
Оценивает эффект от изменения системы мотивации труда, повышения квалификации, расстановки кадров |
5. |
Количество работников, прошедших повышение квалификации и переобучение, в том числе в сравнении с предыдущим периодом |
Коб = Чоб1 - Чоб 0 Iоб = Чоб 1/Чо6 0 где Коб - коэффициент обучения Iоб - индекс динамики персонала, прошедшего обучение Чоб - численность персонала, прошедшего обучение |
Оценивает эффективность работы по повышению квалификации работников |
6. |
Доля работающих на участках с тяжелыми и вредными условиями труда |
Ут = Чвут/Чср где Ут - доля работников занятых на работе с тяжелыми и вредными условиями труда Чвут - число работников занятых на работе с тяжелыми и вредными условиями труда |
Оценивает эффект от мероприятий по оптимизации условий труда |
7. |
Динамика потерь рабочего времени, определение зависимости от факторов (болезни, прогулы, простои и т.д.) |
Прв = ФРВпл - ФРВфакт Дпрв i = Прв i /Прв где Прв - потери рабочего времени общие Првi - потери общего времени по одной из причин (прогул, простой, неявка по болезни, с разрешения администрации, отпуска учащимся, простои и т.д.) Дпрв i - доля потерь рабочего времени по причине в общих потерях рабочего времени ФРВ - фонд рабочего времени плановый и фактический |
Оценивает эффект от мероприятий по укреплению дисциплины, улучшению социальной защиты персонала, создания социально-психологического комфорта в коллективе |
8. |
Заработная плата (рост уровня оплаты труда в целом по предприятию и для отдельных категорий, погашение задолженности по зарплате). |
Ззп = (Знач - Звыпл) /Знач где Ззп - процент задолженности по заработной плате Звыпл - фактически выплаченная зарплата Знач - начисленная зарплата Кзп i = Зср i 1 - = Зср i 0 где Кср i - коэффициент роста зарплаты по i категории работников 3 - средняя зарплата по категории работников в расчетном и базисном периоде |
Оценивает изменения, произошедшие в области оплаты труда |