ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения
1.4 Анализ категорий граждан, нуждающихся в социальной защите
2 Анализ организационной структуры управления социальной защиты населения
2.1 Анализ основных направлений деятельности управления социальной защиты населения
2.2 Анализ финансирования социальной защиты населения
2.3 Анализ выполнения программ по социальной поддержке социально уязвимых групп.
-
Современная система социальной защиты
На современном этапе развития Российского государства объективной реальностью стало обострение социальных проблем. В период экономических реформ и социально-политических преобразований произошло резкое ограничение деятельности государства в социальной сфере, что поставило большую часть населения на грань выживания. И это несмотря на то, что Конституция РФ 1993 года в статье 7 провозгласила Россию социальным государством. В связи с этим в ряду актуальных общетеоретических проблем, имеющих важное научно-практическое значение, существенное место принадлежит социальной функции государства.
Осуществление этой функции обеспечивает достойное существование и развитие каждого человека, создает условия для самореализации личности. Этим определяется ее особое положение в системе внутренних функций государства. В настоящее время социальная функция наполнилась новым содержанием, что связано с движением России к социальному правовому государству.
Социальный принцип государственности актуален как для мирового, так и для российского политического развития. Практика показывает, что у государства есть реальные возможности обеспечить достойный уровень жизни своим гражданам в рамках функционирования социального государства.
Следует заметить, что социальная государственность в России должна строиться с учетом специфики страны. Важнейшей нашей особенностью в этой области является острое противоречие между сформировавшимися представлениями людей о высокой социальной защищенности, существовавшей во времена командного социализма, и ограниченными возможностями современного государства в выполнении социальной функции.
При сложившихся обстоятельствах ответственность государства за обеспечение социальной защищенности своих граждан приобретает первостепенное значение. Это вопрос о базовых направлениях деятельности всей существующей системы управления обществом. Усиление социальных приоритетов, как в экономике, так и в правотворческом и правоприменительном процессах - главная задача государства, насущная потребность переживаемого обществом периода.
Право граждан РФ на социальную защиту закреплено в Конституции РФ, которая провозгласила, что Российская Федерация и является социальным государством, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, ст.7]. Конкретизация этого положения содержится в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности для воспитания детей и иных случаях, установленных законом [1, ст.39].
Социальная защита населения в широком смысле – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, направленных против ситуации риска, в жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; комплекс мёр по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни.
Социальная защита населения включает, социальное обеспечение, социальное страхование; и социальную поддержку (помощь) Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками ее развития является:
-
изменение форм собственности; -
изменение системы; -
распределения, материальных благ и услуг, и формирования новых отношений между членами общества; -
потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной зашиты в старости, медицинского обслуживания др.) социальное расслоение общества; -
обеспечение законодательной основы защиты прав к свободам человека.
Основные цели социальной защиты населения избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход у семьи ниже прожиточного минимума, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых: групп населения к условиям рыночной экономики.
Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и международно-правовых пактах о правах и свободах граждан.
Основные требования к реализации социальной защиты населения наиболее уязвимых слоев населения состоят, в следующем:
-
первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты; -
перенос центра тяжести, в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; -
необходимость организации социальной защиты населения, прежде всего через помощь семье; -
повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных: общин, коллективов в организации социальной защиты; -
усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.; -
обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определённый контингент нуждающихся; -
максимальный учет принципа социальной справедливости и др.
Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.
В первоочередном порядке, в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:
-
граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары; -
инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих; -
инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды; -
инвалиды из числа воинов-интернационалистов; -
граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах; -
безработные; -
вынужденные беженцы и переселенцы; -
дети-круглые сироты; -
дети с девиантным поведением; -
семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети - круглые сироты; -
малообеспеченные семьи; -
многодетные семьи; -
одинокие матери; -
лица с ограниченными возможностями.
Органы управления социальной защиты и подведомственны им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют, единую государственную систему социальной защиты населения,
обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых, людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Право на получение государственной социальной помощи в виде комплекта социальных услуг имеют следующие категории граждан:
-
инвалиды войны; -
участники Великой Отечественной войны; -
ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах
1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» [5];
-
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; -
лица, трудившиеся в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых в начале интернированные участки железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота; -
Великой Отечественной войны в портах других государств; -
члены семей умерших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц; -
инвалиды; -
дети-инвалиды.
Федеральный закон РФ от 24.11.95г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9