ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения
1.4 Анализ категорий граждан, нуждающихся в социальной защите
2 Анализ организационной структуры управления социальной защиты населения
2.1 Анализ основных направлений деятельности управления социальной защиты населения
2.2 Анализ финансирования социальной защиты населения
2.3 Анализ выполнения программ по социальной поддержке социально уязвимых групп.
Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения
Cфера социальной защиты малоимущих граждан (пенсионеры, инвалиды, дети, одинокие матери и обильных конфигурациях развивается в сложных условиях. Во-первых, в связи с её недостаточным финансированием. Ситуация усугубляется большим количеством малообеспеченных граждан, нуждающихся в социальной защите, и тем фактом, что местные органы социальной защиты и поддержки все чаще вынуждены принимать необычные положения, в частности, по медицинскому, бытовому и торговому обслуживанию граждан.
По-прежнему работа различных структур социальной службы финансируется в большей степени государством не смотря на увеличившееся участие в процессе финансирования муниципальных образований. На уровне субъектов РФ деятельностью отделов социальной защиты жителей осуществляется Комитетами социальной защиты населения субъектов, которым принадлежит контролирующая и регламентирующая функция при помощи реализации в жизнь государственной социальной политики. Комитеты осуществляют наблюдение за различными государственными учреждениями социальной сферы, размещенными на территории субъектов, а также вместе с органами местного самоуправления занимаются проработкой содержания и методов работы социальных служб. На Комитеты возложен также функционал участия в организации государственной политики городского строительства и общественного планирования по созданию благоприятной для различных категорий граждан (лиц с ограниченными возможностями и ветеранов) инфраструктуры, а также сотрудничества с местными органами самоуправления в вопросах соглашений и охраны труда.
Органы управления социальной защиты регионов не только определяют политику в сфере социальной защиты на подведомственной территории, но и участвуют на паритетных началах в разработке и финансировании целевых программ на территориях [7].
Сегодня смысл социального партнерства состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами на общественной арене: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Эти силы принято называть первым, вторым и третьим сектором. Общественные организации становятся дополнительной и весьма действенной силой в оказании социальной помощи, поддержки и защиты различным социальным группам.
Основной целью улучшения организационной работы с привилегированными категориями является оказание адресной и дифференцированной поддержки социально-уязвимым группам. Поддержание гарантированного уровня социальных услуг, создание сети социальной защиты в районе, укрепление его материально-технической базы.
Для достижения этих целей целесообразно на льготные категории составить социальные паспорта, в которых содержатся сведения о составе семьи, наличии документов о праве на льготы, полученной помощи, а самое главное их необходимость в конкретных ее видах.
Социальный паспорт, поможет повысить эффективность адресной помощи. Социальный паспорт будет базой данных, куда будут вноситься сведения о тех, кому должна быть предоставлена помощь.
Информация о товарах и услугах (от холодильника до операции), в которых нуждается пенсионер, будет получаться с помощью соседей и знакомых.
Итоговое решение о выдаче социальной помощи после анализа достоверности информации будет принимать комиссия, в которую войдут представители Пенсионного фонда, члены совета органов местного самоуправления, общественные организации социальной защиты [7].
Социальный паспорт – документ, содержащий совокупность сведений о человеке, определяющих его общественный, имущественный и правовой статус. Социальный паспорт будет представлять собой пластиковую карту, дающую доступ к информации о здоровье человека, социальных льготах, образовании, профессии и другой социально значимой персональной информации.
В социальном паспорте будет зафиксирована информация о конкретном человеке, что позволит получать истинную информацию о всех полагающихся ему льготах и пособиях, а также о факте их целевого использования.
Социальный паспорт охватывает социально-значимые сведения о человеке, определяющие его общественный, имущественный и правовой статусы. Создание социального паспорта позволит результативно решать задачи адресного взаимодействия с основными категориями социально незащищенных граждан.
В дальнейшем необходима разработка и реализация мультиагентной системы адресного взаимодействия населения и органов исполнительной власти в социальной сфере, когда к электронной системе паспортов будут подключены базы данных департамента социальной защиты населения.
Кроме того, в этих учреждениях могут быть установлены интернет-киоски для организации свободного доступа населения к системе адресного взаимодействия. Использование этой системы обеспечит прозрачность управления и целенаправленное предоставление услуг гражданам в социальной сфере, большую непосредственность, доступность и достоверность информации о социальных пособиях и выплатах, а также интеграцию граждан в одном месте, гарантируя информацию асоциальных, региональных законах и муниципального уровней, сокращение времени и упрощение механизма оформления документов, подтверждающих право на получение социальной льготы.
Социальный паспорт избавит граждан от необходимости неоднократного посещения различных организаций социальной сферы, будет способствовать эффективному обмену социальной информацией в регионе между госорганами, повысит наличие информации о переходе мероприятиях, событиях, проектах в области культуры.
Защита детей – одна из самых существенных задач на уровне муниципального управления. Одной из форм семейной реабилитации ребенка может стать открытие при территориальных центрах социальной защиты населения семейной воспитательной группы (СВГ), задача которой формирование навыков жизни в семье. Дать представлен и о семейных ролях, традициях, моральные и культурные ценности, обязанностях членов семьи по отношению друг к другу, ответственности. СВГ предлагает возможность ребенку в теплой семейной обстановки пережить то время, пока идет работа с его биологической семьей, а в случае не возможности возврата, он получает шанс остаться в замещающей семье, а не детском доме.
1.4 Анализ категорий граждан, нуждающихся в социальной защите
Из шестидесяти четырех тысяч лиц пенсионного возраста, проживающих в Мурманской области, Ленинского округа, двадцатью тремя тысяч состоят на учете в органах социальной защиты населения и нуждаются в социально бытовой помощи. Из них сорок процентов нуждаются в материальной помощи, каждый второй - в социальных услугах. И это понятно. Положение пожилых людей усугубляется такими факторами, как ухудшение состояния здоровья, одиночество, утрата привычного социального статуса.
На территории района проживает 51300 жителей. Количество жителей льготных категорий составляет - 14684 человек (29% от общего числа жителей района). Из них: 653 - участники и инвалиды ВОВ, 1559 - ветераны войны (труженики тыла), 739 человек - одинокие пенсионеры, состоящие на обслуживании на дому в ЦСО, 6075 - инвалиды 1, 2,3 группы.
По состоянию на 01.01.2019 г всего в Ленинском районе состоит на учете, как нуждающиеся в социальной поддержке 4 641 семья. Категории, стоящих на учете в процентном отношении от общего количества состоящих на учете.
На решение проблем граждан старшего поколения направлена деятельность 6 муниципальных учреждений и подразделений, представляющих социальные услуги пожилым людям [16].
В 2018 году услугами различных отделов центров социального обслуживания воспользовались более 7,9 тыс. Человек. 11 000 пожилых людей и инвалидов, которые полностью или частично потеряли свою самообеспеченность, прошли лечение в отделениях на дому для социальных и социально медицинских служб; 5,2 тысяч пенсионеров и инвалидов получили срочную социальную помощь, 2,6 тысяч воспользовались услугами бытового характера [16].
Таким образом, различные виды поддержки получили более 26,1 тысяч человек, а потребность в различных формах социального обслуживания удовлетворена на 82,0 процента.
Региональные программы социальной защиты населения относятся к числу наиболее приоритетных. Главным их содержанием должна стать социальная поддержка населения на основе: изучения реального контингента населения, нуждающегося в социальной поддержке, который не может быть учтен на уровне федеральной системы социальной защиты; целевого привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов сверх федеральных, а также
использования таких видов социальной помощи, которые могут быть задействованы только на региональном уровне (общественные работы и т. п.).
Региональные социальные программы позволяют сконцентрировать средства прежде всего на защите наиболее социально уязвимых групп населения и поддержке тех, кто сам о себе позаботиться не может, на основании наиболее эффективных методик предоставления социальной помощи и социальных услуг, разработанных и апробированных как в данном, так и в других регионах, без уменьшения финансирования и увеличения размеров социальной помощи особо нуждающимся категориям населения. Однако многие из направлений социальных программ из-за отсутствия финансирования из бюджетов различных уровней не могут быть реализованы в срок.
Относительно программ социальной защиты населения, которые реализуются в регионе государственными социальными службами, необходимо отметить, что существующие сегодня программы, в основном ориентированы на организационный процесс реализации основных задач программ. При планировании и оценке эффективности выполнения программ социальной защиты населения города Мурманска, социальные службы применяют такие показатели, как количество получателей пособий, количество оказанных услуг и объем ресурсов, потраченных из бюджета или привлеченных из внебюджетных источников. При этом совершенно не учитывается результат предоставления услуг, то есть, каким образом предоставленные услуги оказали влияние на изменение на ресурсный потенциал, поведение, социальное самочувствие личности, или группы клиентов. Поэтому, вопросы измерения достигнутых результатов той или иной социальной программы, их соотношение с затраченными средствами не учитываются органами управления социальной защитой и занятости.
Под мониторингом социально-экономического потенциала населения понимается специально организованная и постоянно действующая система сбора и анализа статистической отчетности и информации, проведение информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.д.) и социальная диагностика состояния, тенденций развития и остроты конкретных проблем социальной защищенности населения. Мониторинг социального положения имеет большое практическое значение для выработки региональной политики в области социальной защиты населения