ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения
1.4 Анализ категорий граждан, нуждающихся в социальной защите
2 Анализ организационной структуры управления социальной защиты населения
2.1 Анализ основных направлений деятельности управления социальной защиты населения
2.2 Анализ финансирования социальной защиты населения
2.3 Анализ выполнения программ по социальной поддержке социально уязвимых групп.
Содержание
Введение 2
1Система социальной защиты 4
1.1Понятие и необходимость обеспечения социальной защиты населения 4
Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. Важной проблемой становится защита всего населения от прогрессирующего обнищания. 4
1.2Современная система социальной защиты 8
1.3Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения 13
1.4 Анализ категорий граждан, нуждающихся в социальной защите 16
2 Анализ организационной структуры управления социальной защиты населения 21
2.1 Анализ основных направлений деятельности управления социальной защиты населения 22
2.2 Анализ финансирования социальной защиты населения 24
2.3 Анализ выполнения программ по социальной поддержке социально уязвимых групп. 26
2.4 Развитие системы социальных служб для незащищенных и слабо защищенных групп населения. Семейные воспитательные группы 33
Заключение 40
Введение
В настоящее время в стране происходят крепкие экономические изменения, суть которых состоит в отказе от исходных непосредственно административных средств управления экономикой с помощью государственных структур и переходе на иные механизмы функционирования и регулирования. Актуальность выбранной темы дипломного проекта подтверждают следующие факты:
-
в период перехода к рыночной экономике функции и задачи социальной политики в России значительно изменились. В ходе экономических реформ возникли немаловажные различия в жизнеобеспечении населения, доходы большей части которого находятся за пределами минимального уровня существования. K таким группам населения относятся не только традиционно обделенные пенсионеры, многодетные семьи и инвалиды, но и работники сфер образования, культуры и здравоохранения, безработные лица и люди, работающие на предприятиях, но получающие зарплату чрезвычайно нерегулярно. -
переход российского общества к рыночным отношениям, притупивший социальные проблемы широких слоев населения, потребовал создания и развития нового социального института – социальной защиты населения (СЗН), сделав его центром общественных взглядов. -
опыт стран, перешедших к рыночным отношениям, указывает на то, что рынок может нормально функционировать только параллельно с сформированием надежной СЗН, которая является необходимой и типической платой общества, бизнеса, работодателей за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность вести нормальную хозяйственную деятельность.
Система социальной защиты должна быть ориентированной на широкие слои населения, но ее реальное олицетворение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получить равные возможности в области образования, освоении профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) – оказывать комплекс социальных услуг за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности.
Устойчивая нормативно-правовая база организации социального обслуживания нуждающимся гражданам стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. На региональных и территориальных уровнях прошла реорганизация, в городах были созданы центры социального обслуживания пенсионеров и инвалидов.
Предмет исследования – система социальной защиты населения.
Цель дипломной работы рассмотреть существующую систему социальной защиты населения на территории города Мурманск и пути улучшения работы по усилению социальной защищенности населения.
Задачи, решаемые в работе:
-
разобрать теоретические и законодательные аспекты социальной защиты населения в России;
-
охарактеризовать систему социальной защиты населения города Мурманск; -
предложить пути усовершенствование системы социальной защиты населения города Мурманска.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Система социальной защиты
-
Понятие и необходимость обеспечения социальной защиты населения
Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. Важной проблемой становится защита всего населения от прогрессирующего обнищания.
Актуализация социальной защиты населения состоит в том, что понятие «социальная защита» ассоциируется с понятием «социальная забота» государства, когда индивидуальная помощь человеку, группам людей, организованная профессионально подготовленными людьми и выражаемая понятием «социальная работа», своей конечной целью будет иметь поддержку уверенности человека в своих силах, своих возможностях. Именно поэтому в последнее время большинство специалистов социальной защиты населения отказываются от такого широкого, но неконкретного понятия как «социальная защита населения», а все больше пользуются термином «социальная поддержка населения со стороны государства».
Одна из конечных целей всей социальной политики населения, связана с концепцией независимой жизни, которая рассматривает человека и его проблемы в свете его гражданских прав, а не с точки зрения его личностных и социальных трудностей, и в обществе необходима ориентация на преодоление физических и психологических барьеров в окружающей среде с помощью социальных служб, методов и средств.
Необходимость специализации форм, совершенствования методов социальной защиты, возникающие вопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес к разрешению данных проблем многих специалистов.
Кроме того, в последнее время все больше ведется речь о передаче основных функций по оказанию социальной поддержки населения с федерального и регионального уровня управления на «места», например, в муниципалитеты. Однако по большей мере механизмы этой передачи и процесс осуществления социальной защиты населения, таким образом, не изучены и не определены.
Реформирование системы социальной защиты диктует необходимость построения новой концепции и модели системы социальной защиты с учетом всех особенностей новой действительности. Это в свою очередь требует объективной оценки реалий и четкого прогнозирования тенденций общественного развития, прежде всего, социально-экономического, социально-демографического, социально-психологического характера. Также необходимо учитывать актуализацию в данный период
проблем обеспечения социальной безопасности, приведения ее в соответствие с требованиями мировой практики, согласно которой социальная защищенность населения должна иметь общегосударственное значение.
Идеология и механизмы социальной защиты населения в России в постсоветский период практически не менялись, поэтому взамен старой, преимущественно распределительной, предстоит создать совершенно новую систему, которая должна учитывать интересы, потребности, особенности социального положения каждого члена общества. Она должна реализовать комплекс законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, гарантий, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни и обеспечивающих охрану конкретных интересов человека во всех сферах его жизнедеятельности.
Необходимы преобразования, затрагивающие глобальные социальные процессы и сопряженные со значительными политическими, финансовыми,
организационными и социально-психологическими издержками, весьма непростыми.
Они не могут быть проведены быстро. Потребуется длительное время для осуществления программ реформирования системы социальной защиты населения в стране.
Если рассматривать теоретические аспекты, то можно выделить экономический, правовой и социологический подходы к изучению феномена социальной защиты. Однако острота и масштаб необходимых изменений в данной области сегодня требуют, на наш взгляд, комплексного подхода. Одним из направлений обеспечения такой комплексности является исследование обозначенных проблем через призму регионального социума, так как в последнее время ответственность регионов в решении данных проблем усиливается. Вместе с тем именно на региональном уровне возможны создание и реализация наиболее продуктивной целостной и адекватной требованиям реальности социальной политики.
Недостаточное финансирование из средств федерального бюджета заставляет региональные органы власти все более активно изыскивать внутренние резервы и источники, причём при разработке программ социальной защиты населения вопросы мобилизации внутри региональных ресурсов, по нашему мнению, должны решаться первыми.
Социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально – психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиями среды на человека, обеспечивающие достойные и социально приемлемое качество их жизни.
Социальная политика в нашей стране является немаловажным комплексом социально-экономических мер, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д.
Основными взглядами проведения социальной политики являются:
-
защита уровня жизни путем внедрения различных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
-
обеспечить помощью самых бедных семeй; -
выдача помощи на случай безработицы; -
обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы (МРOТ) для работающих; -
развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; -
проведение деятельной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Проблемные аспекты социальной защиты населения защиты ложится на государство. Современное правовое государство обязано дать гарантию гражданам на право по такому уровню жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или иных способов к жизнеобеспечению при независимых от человека обстоятельствах.
Теоретические концепции и выводы исследования, собранные в ходе опросов населения материалы, представляют интерес для органов государственной власти и органов местного самоуправления при выработке действенных мер по оптимизации системы социальной защиты населения, разработке комплексных целевых социальных программ на региональном уровне.