Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Теоретические аспекты рассмотрения психофизиологии профессиональной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы работы. Концептуальные управленческие навыки планирования человеческих ресурсов являются важным элементом управления персоналом в правовых рамках трудовых правоотношений, в частности поиск сотрудников с определенным психофизиологическим типом, способных управлять производством, организацией и общим техническим процессом на предприятии.

Какую бы работу ни выполнял человек, какими бы устройствами и приспособлениями он при этом ни пользовался, он в первую очередь использует свой главный «инструмент» – собственную нервную систему. Это природный дар, который позволяет ему раскрыть свои возможности в процессе обучения и воспитания, обеспечивает весь спектр человеческих действий, а кроме того, является физиологической основой для формирования индивидуально-психологических качеств, становления и развития его личности как профессионала. В связи с этим специалисту по управлению персоналом необходимы основательные знания в области психофизиологии. Человеку, посвятившему себя управлению и организации труда других людей, а также (в первую очередь) своего собственного, следует хорошо представлять себе, какие возможности имеет нервная система человека применительно к профессиональной деятельности, и какие ограничения возникают при использовании этого «инструмента».

Данные феномены находят свое отражение в междисциплинарной взаимосвязи таких наук как психология, психофизиология, менеджмент. В числе работ ученых, занимающихся изучением психологических, психофизиологических аспектов в управлении персоналом можно назвать работы З. Фрейда, К. Юнга, А. Маслоу, Дж. Келли, Дж. Уотсона, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и многих других. К более поздним исследованиям можно отнести исследование Никольского А.Л., Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, В. А. Розанова, В. А. Соснин и другие.. Необходимо отметить, что в настоящее время недостаточно работ именно по психофизиологическому анализу профессиональной деятельности вообще и менеджера в частности.

Цель данной курсовой работы изучить методы проведения психофизиологического исследования.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  • охарактеризовать, предмет, цели и задачи психофизиологии профессиональной деятельности;
  • рассмотреть методологические аспекты психофизиологии профессиональной деятельности в решении задач по управлению персоналом;
  • проанализировать методы и виды проведения психофизиологического исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, что проведенный теоретический анализ данной проблемы позволит практикующим психологам и менеджерам по управлению персоналам выбрать те методы психофизиологического исследования, которые позволят дать более полную характеристику психофизиологическому состоянию специалиста организации.

Глава 1. Теоретические аспекты рассмотрения психофизиологии профессиональной деятельности

1.1 Предмет, цели и задачи психофизиологии профессиональной деятельности

 В настоящее время в условиях социально – экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором становления различных видов деятельности. Однако, стоит отметить, что не все люди могут освоить ту или иную профессию в силу своих индивидуально – психологических способностей.

По мнению Е. А. Климова понятие «профессия» в современной науке понимается как [ 14 ]:

  • вид трудовой деятельности, который требует определенной подготовленности и являющийся источником существования;
  • социально фиксированный трудовой пост - может быть вакантным и в частности, предполагает некоторую психологическую пригодность человека к делу;
  • система выполняемых человеком профессиональных обязанностей, определенная квалификация, опыт специалиста и как общность людей, занятых определенным родом деятельности.

У всех этих определений есть то, что их объединяет – это профессиональная деятельность. Она в свою очередь, выступает в единстве трех аспектов:

  • предметно - действенном - процесс, позволяющий человеку при помощи средств труда вызывать заранее намеченное изменение предмета труда;
  • физиологическом - функция человеческого организма;
  • психологическом - осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника.

В психофизиологическом исследовании два последних аспекта, играют

одну из главных ролей.

Профессиональная деятельность это прежде всего социальный вид труда. Однако, для более тщательного научного осмысления необходимо учитывать и ее биологическую составляющую. По мнению ученых Н. Н. Данилова и В. А. Бодрова какие бы не были различия отдельных видов трудовой деятельности, с физиологической точки зрения это функция человеческого организма, которая предполагает трату ресурсов человеческого мозга, нервов, органов чувств и мускулов.

Ученые провели многочисленные исследования и выявили, что на 80% неэффективность профессиональной деятельности  зависит от  физиологических, психических и социально-психологических особенностей работников. Некоторые из них довольно быстро усваивают трудовые навыки и достигают профессионального мастерства, у других же процесс овладения профессией затягивается, в результате чего работодатель несет убытки, а человек теряет к профессии интерес и меняет вид деятельности. Сегодня эта проблема весьма актуальна, так как высокая конкуренция на рынке труда стимулирует людей осваивать неподходящую для них профессию.

Однако, в настоящее время в мире профессий формируется нежелательная тенденция в использовании человеческих ресурсов. В результате своих исследований Е. А. Климов пришел к выводу о том, что время от времени в сознании руководителей организации возрождаются инициативы двух типов:

  • либо отбрасывающие систему организации труда ко времени арестантских рот или к периоду распространения тейлоризма;
  • либо – к практике парциальной оценки человека как сенсомоторной системы как бы лишенной собственных желаний, помыслов и прочего, кроме  желания  «заработать».

Их использование менеджерами в управлении человеческими ресурсами достаточно часто приводит к понижению уровня работоспособности персонала, потере работниками психофизического здоровья и в результате – к утрате интереса либо к месту работы, либо к выбранной ими профессии.  По

этому процессы профессионального становления и управления требуют специальных знаний и умений в сфере определения психофизиологических механизмов оптимального обеспечения трудовых функций. Это позволяет своевременно определить степень сформированности профессиональной пригодности человека к выбранному виду труда в результате изучения его личностных особенностей: изучения уровня соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей индивида к профессиональным требованиям. Если они не соответствуют нужным требованиям, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдает и организация, и работник.


Решение данной проблемы относится к сфере психофизиологии в общее и к психофизиологии профессиональной деятельности, в частности.

Психофизиология представляет собой область междисциплинарных исследований и находится на стыке психологии и нейрофизиологии. Она изучает мозговые механизмы субъективных процессов и состояний, таких как восприятие, внимание, память, речь, мышление, сознание и другое [ 3 ].

Основные цели психофизиологии и относящиеся к ним задачи подразделяются на два вида:

  1. Теоретическая - изучение естественных принципов управления в психофизиологических системах человека и принципов управления поведением человека в целом.

Ее задачами является описание организации отношений между элементами внутри каждой из трех сущностей (духовное - психическое - физическое) человека, а также между этими сущностями в норме и при патологии.

  1. Прикладная - использование теории психофизиологии для предсказания поведения человека, для оптимизации управления человека своим поведением и для морально оправданного эффективного внешнего управления поведением человека.

Задачами является разработка научно обоснованных мероприятий по

структурно-функциональной оптимизации поведения человека в целом и

составляющих его систем в норме и при патологии.

Психофизиология профессиональной деятельности – научно - практическая дисциплина, которая направленна на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний системный анализ его личностных характеристик и учет их «психофизиологической» составляющей с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда [ 4 ].

Данная наука как самостоятельная научная дисциплина еще молода, поэтому рассматриваемые ее вопросы достаточно долгое время были предметом ис­следований смежных дисциплин, прежде всего психологии и ги­гиены труда. 

В XIX в. И. И. Рихтер в России и М. М. фон Вебер в Гер­мании первые опубликовали работы по вопросам анализа и учета поведения чело­века на производстве. Одним из первых, кто установил зависимость надежности человека, управляющего транспортным средством, от его индивидуально - психологических качеств был Г. Мюнстерберг. Он разработал основные принципы подготов­ки, в том числе комплекса тренажеров, на которых обучались ва­гоновожатые городских трамваев и предложил методику для оценки у кандидатов способности к водительскому труду.

В начале XXв. благо­даря развитию психотехники стали проводиться работы по изучению профессий, разработке тестовых методик и их исполь­зованию для определения пригодности работников к различным профессиям, нормирования рабочей нагрузки, разработки реко­мендаций по охране труда. Осно­воположником данного направления в России стал известный советский пси­холог и лингвист И. Н.Шпильрейн. Его развитию способствовало открытие в 1920-х гг. Центрального института тру­да. В 1927 г. было организовано Всероссийское общество психо­техники и прикладной психофизиологии, которое издавало жур­нал «Психофизиология труда и психотехника», позже переимено­ванный в «Советскую психотехнику». Главным образом психотехни­ческие тесты в целях определения профессиональной пригодно­сти применялись в промышленности и на транс­порте. После создания Центральной лаборатории в России в 1920 г. по изучению профессиональных болезней на транспорте начал проводиться профессиональный отбор на должность машиниста локомотива. Уже в 1929 г. были составлены психограммы 20 транспор­тных профессий, разработаны требования и противопоказания к приему в профессионально-технические школы транспорта. Ис­следования с целью установления стандартов и критериев профес­сиональной пригодности к различным железнодорожным про­фессиям осуществлялись преимущественно бланковыми метода­ми. Затем предпринимались попытки разработки аппарат­ных методик, которые воспроизводили в наиболее приближен­ной форме условия реальной работы машиниста. Однако ученые признали, что данные имитационные методы нецелесообразно исполь­зовать для отбора лиц, которые не знакомы с работой машиниста.


В 1905 г. в России погиб летчик Минкевич. Этот трагический случай положил начало специальному отбору на вакансию воздухоплавателей. Поэтому с 1909 г. в Военно-медицинской академии, в клинике В. М. Бехтерева впервые в России стали проводиться клинико-психологические исследования летчиков. В 1917 г. в Петрограде впервые создается специаль­ная комиссия по изучению труда летчиков и плановому психоло­гическому отбору летного состава, а в 1924 г. - Центральная пси­хофизиологическая лаборатория. С 1928 г. работа по психофизио­логическому отбору летчиков стала проводиться Психофи­зиологической лабораторией Военно-санитарного управления, которая была затем переименована в Институт авиационной меди­цины им. академика И. П. Павлова. В 1933 г. было издано «Руководство по медицинскому и психофизиологи­ческому отбору кандидатов, поступающих в школы ВВС». Для изучения индивидуальных различий отлично и плохо успевающих летчиков и курсантов, затем - в целях врачебно-летной экспертизы с 1947 г. стали применяться экспериментально-психологические методы исследования [ 9 ].

До 1950-х гг. все проведенные исследования были преданны забвению

вплоть до момента освоения космоса, развития атомной энергетики, становления других высокотехнологичных отраслей народного хозяйства. В связи с этим встал вопрос о научной разработке методов учета «человеческого фак­тора» в промышленности, на транспорте, в военном деле. Знания и основ психофизиологов вновь оказались востребованными.

В настоящее время развитие сложных технических систем на транспорте, в энергетике, других отраслях промышлен­ности потребовало использование системного подхода, направлен­ного на согласование характеристик техники с психофизиологи­ческими возможностями человека, а также соответствующей орга­низации профессиональной деятельности (режимов труда, отды­ха, нормирования профессиональной нагрузки и пр.) и подготов­ки к ней.

Объектом изучения психофизиологии профессиональной деятельности является персонал организации, его поведение в соответствии с регламентами и требованиями, которые необходимы к соблюдению для обеспечения высокоэффективного исполнения задач и работоспособности персонала на длительный период.

Предмет же являются физиологические и нейронные механизмы психических процессов и поведения, которые проявляются в работе.

К задачам данной дисциплины относят [ 3 ]:

  1. Разработка рекомендаций и организация проведения психофизиологического отбора. Она представляет собой часть общего отбора кандидатов вместе с профессиональным и медицинским и направлен на отбор лиц, наиболее соответствующих требованиям профессиональной деятельности по личным и профессиональным качествам, которые также обеспечивают освоение профессии.
  2. Диагностика психофизиологических состояний позволяет выявить неблагоприятные факторы труда, способствующие снижению уровня работоспособности. Ее необходимо проводить регулярно.
  3. Психофизиологическая коррекция и реабилитация - система психодиагностических и коррекционных мероприятий, направленных на выявле-