Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Теоретические аспекты рассмотрения психофизиологии профессиональной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ние и ликвидацию донозологических проблем здоровья у сотрудника.

  1. Участие в нормировании профессиональных нагрузок, обоснование рациональных режимов труда и отдыха работников – это ограничение продолжительности периодов непрерывной работы, выделение обязательного времени отдыха или проведение специальных мероприятий для восстановления работоспособности.
  2. Психофизиологическое сопровождение обучения и подготовки работников – это разработка и внедрение методов и технических средств обучения для развития системы компенсации недостаточно сформированных профессионально важных навыков, для психофизиологической оптимизации профессиональной подготовки, в том числе к действиям в нестандартных и аварийных ситуациях.

Реализация этой задачи связана с учетом психофизиологических закономерностей формирования трудового навыка, динамики функциональных состояний в процессе обучения. Перспективным является участие психофизиологов в разработке и эксплуатации тренажеров, создаваемых в высокотехнологичных отраслях промышленности (например, энергетике), на транспорте и в военном деле;

  1. Психофизиологическое изучение ошибочных действий - оно оказывается продуктивным при опоре на методологию системного подхода к безопасности труда, применение которого не позволяет ограничиться лишь злополучной констатацией «вины» человека в авариях и браке в работе.
  2. Психофизиологическое обеспечение формирования групп (команд, экипажей, бригад) работников - учет психофизиологических особенностей работников базируется на мнении ряда авторов о различных формах совместимости (социально-психологической, психологической, психофизиологической) и важном значении для совместной деятельности психофизиологической совместимости.
  3. Психофизиологическое обоснование эргономических требований и рекомендаций по учету характеристик человека, его возможностей и ограни-

чений при разработке технических средств деятельности и оптимальной внешней среды на рабочих местах специалистов модернизируемых и новых образцов техники.

Для всестороннего решения охарактеризованных выше задач необходимо [ 3 ]:

  • дальнейшее развитие методов мониторинга уровня профессионального здоровья и психофизиологического состояния работников;
  • оперативная оценка состояния работника на этапах профессионального производственного цикла;
  • разработка программ психофизиологической и медицинской реабилитации без применения медикаментозных средств, способствующие повышению адап­тационных возможностей, психофизиологической устойчивости к неблагоприятным условиям жизни и труда.

Таким образом, психофизиология профессиональной деятельности - это наука изучающая в единстве фундаментальные явления функционирования и формирования человека как субъекта труда. Особое внимание она уделяет изучению психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведении, формирование профессиональных способностей и т. д.), а также обоснованию путей, методов и средств совершенствования деятельности.

1.2 Методологические аспекты  психофизиологии профессиональной деятельности в решении задач по управлению персонала

Научный подход к формированию систем управления персоналом предполагает необходимость учета требований физиологии и психологии к рациональной организации трудовой деятельности работающих. Специалистам данной области при решении многих задач потребуется знание основ физиологии и психологии труда, помощь в решении этих задач со стороны физиологов, психологов, гигиенистов труда.

Понимание психофизиологических основ поможет менеджерам в работе

с персоналом при [ 9 ]:

  • организации набора и приема кандидатов на вакантную должность;
  • проведении трудовой экспертизы и профессионального отбора;
  • профессиональной ориентации;
  • создании системы профессионального обучения и трудового воспитания работающих.
  • разработке рационального режима труда и отдыха – необходимо установить в организации научно обоснованное чередование периодов работы с периодами отдыха. Это будет способствовать высокому уровню работоспособности и производительности труда работающих. При этом необходимо учитывать, что для различных видов труда следует проектировать соответствующие режимы труда и отдыха. В этой связи большой интерес представляет опыт развитых зарубежных стран, где получила широкое распространение практика применения гибких форм режима труда и отдыха, позволяющих учитывать интересы работающих, конкретные условия их труда и быта. На сегодняшний день некоторые организации и их руководители вводят для своих сотрудников скользящие графики рабочего времени, с тем чтобы дать им возможность успешно согласовывать свои бытовые проблемы, занятия в учебных заведениях с работой на производстве. Для различных категорий, работающих часто устанавливаются в этих целях так называемые «альтернативные расписания». Для работников пожилого возраста, лиц с пониженной трудоспособностью может устанавливаться «нестандартное время работы» - неполный рабочий день, неполная рабочая неделя.

Одной из важных проблем управления и вместе с тем очень сложной задачей менеджера, которую необходимо разрешить при проектировании трудовых процессов, является установление оптимальной интенсивности труда, при которой от работающих требуются физиологические затраты, не выходящие за пределы, угрожающие их здоровью, а работоспособность в этом случае должна полностью восстанавливаться к следующему рабочему дню. Повышенная интенсивность труда крайне неблагоприятно сказывается на состоянии человеческого организма, вызывает его истощение и преждевременный износ.

В этой связи перед специалистами по управлению персоналом возникает задача разработать и осуществить систему мероприятий для устранения вредных воздействий монотонности, снижения производственного утомления работающих. При ее разработке необходимо опираться на методологические аспекты рассмотрения психофизиологии профессиональной деятельности, которые выражены в следующих положениях

Теоретической основой психофизиологии профессиональной деятельности является диалектическое понимание взаимодействия человека и среды. Его сущность в том, что среда стимулирует человека к действию, а он в свою очередь преобразует ее. По мнению К. А. Альбуханова-Славской, если вся деятельность человека является ответом на те раздражители, которые поступают в центральную нервную систему из внешней среды, то и сама среда испытывает изменения под влиянием деятельности человека. Заниматься исследованиями процессов деятельности людей, объединенных конкретными условиями производства и призвана психофизиология профессиональной деятельности [ 14 ].

 Осознанию важности и перспективности изучения психофизиологических процессов в профессиональной деятельности человека способствуют взгляды В. М. Бехтерева, который рассматривал психическое и физиологическое (нейрофизиологическое) в контексте отражательной функции нервной системы. 

Также психофизиология профессиональной деятельности основывается на общепсихологическую теорию деятельности. Ее фундаментом являются представления о деятельности человека как о сложном, многомер­ном и многоуровневом, динамически развивающемся явлении, образующем целостную систему. Как считали Б. Ф.Ломов, Н. Д.Завалова, В. А. Пономаренко для характеристики ее составляю­щих нужно проанализировать соотношение мотива и цели, деятельности и действий, регулирующей роли психиче­ского отражения в планировании и осуществлении деятельности.


Главные положения теории деятельности были сформулированы Рубин-

бинштейном С. Л. И Леонтьевым А. Н.. Они были сформулированы на основе взглядов на сис­темность строения психики, на понимании психических функций как сложных функциональных динамических систем, включаю­щих в себя различные процессы и их разнообразные взаимосвязи.

Многие отечественные исследователи: Г. М. Зараковский, Е. М. Иванова, Е. А. Климов, В. Н. Пушкин, Г. В. Суходольский, В. Д. Шадриков отразили в своих работах реализацию принципов системного анализа в психологии профес­сий.

На современном этапе развития психологии и физиологии, исследователи занимаются проблемами психологии труда, объединяют понимание  того, что физиологическое обеспечение психических процессов в деятельности имеет системный характер. Существуют следующие концепции, в которых раскрывается системная организация физиологических процессов: теория функциональной системы П. К. Анохина; концепции установки или механизма доминанты по А. А. Ухтомскому; динамическая локализации функций А. Р. Лурии; представления о пространственной синхронизации колебаний биопотенциалов мозга М. Н. Ливанова; о структуре психологической системы деятельности Б. Ф. Ломова и В. Д. Шадрикова [ 12 ]. .

С позиций системного подхода психическое и физиологическое в обеспечении и детерминации деятельности неразрывно связаны и не могут существовать порознь, и это положение намечает, по представлениям Б. Ф. Ломова, конструктивный путь решения прикладных задач оптимизации профессиональной деятельности. Именно такой подход характерен для работ практических психофизиологов, в которых анализ физиологических процессов используется для решения разнообразных задач, связанных с профессиональной деятельностью.

Распространение психофизиологических знаний за пределы узкого круга

специалистов является очень важным, так как оно позволяет заменить ошибочные интуитивные представления «народной» психофизиологии на реальные знания, имеющиеся в арсенале науки. Они создают необходимую основу для формирования осознанных представлений об обеспечении рациональности и эффективности профессиональной деятельности и здорового образа жизни человека.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в систему психофизиологического обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья персонала входят психофизиологическое изучение состояния работников. Это единый комплекс правовых, нормативно - методических, организационных, медицинских, гигиенических, психологических, социально-психологических, психофизиологических, физиологических, реабилитационных и других необходимых мероприятий. Они направлены на формирование и поддержание полной профессиональной адаптации личности, ее актуальному состоянию, персонала, его психологической готовности к работе.


Вывод

Профессиональная деятельность — это процесс активного изменения предметов природы в целях приспособления их для удовлетворения потребностей человека.

Прежде всего психофизиология профессиональной деятельности органически связана с другими отраслями психофизиологии и основывается на общих с ними принципах. Проблемами эффективности, надежности, безопасности профессиональной деятельности на протяжении многих десятилетий занимаются и другие общепризнанные научные дисциплины. Психофизиология профессиональной деятельности координирует свои усилия в данных направлениях с психологией труда, физиологией и гигиеной труда, эргономикой, медициной, техническими науками. 

Можно утверждать, что психофизиология профессиональной деятельно

сти стала частью сложного узла, в который связаны психология труда, эргономика, инженерная психология, гигиена труда и профзаболеваний и некоторые другие науки. 

Основной  задачей психофизиологии профессиональной деятельности, является изучение широкого круга физиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, проявляющихся в конкретной деятельности, оказывающих влияние на ее эффективность,  обеспечивающих надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.

В связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности важными направлениями гуманизации и повышения надежности труда становятся

  • психофизиологический анализ деятельности человека;
  • оптимизация психофизиологических состояний работников;
  • решение задач профессионального отбора и профпригодности; 
  • определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности;
  • оптимизация неблагоприятных психических состояний.

Глава 2. Методы психофизиологического исследования

2.1 Организация, проведение и методы психофизиологического  исследования