Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Теоретические аспекты рассмотрения психофизиологии профессиональной деятельности).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты рассмотрения психофизиологии профессиональной деятельности
1.1 Предмет, цели и задачи психофизиологии профессиональной деятельности
Глава 2. Методы психофизиологического исследования
2.1 Организация, проведение и методы психофизиологического исследования
Содержание:
Введение
Актуальность темы работы. Концептуальные управленческие навыки планирования человеческих ресурсов являются важным элементом управления персоналом в правовых рамках трудовых правоотношений, в частности поиск сотрудников с определенным психофизиологическим типом, способных управлять производством, организацией и общим техническим процессом на предприятии.
Какую бы работу ни выполнял человек, какими бы устройствами и приспособлениями он при этом ни пользовался, он в первую очередь использует свой главный «инструмент» – собственную нервную систему. Это природный дар, который позволяет ему раскрыть свои возможности в процессе обучения и воспитания, обеспечивает весь спектр человеческих действий, а кроме того, является физиологической основой для формирования индивидуально-психологических качеств, становления и развития его личности как профессионала. В связи с этим специалисту по управлению персоналом необходимы основательные знания в области психофизиологии. Человеку, посвятившему себя управлению и организации труда других людей, а также (в первую очередь) своего собственного, следует хорошо представлять себе, какие возможности имеет нервная система человека применительно к профессиональной деятельности, и какие ограничения возникают при использовании этого «инструмента».
Данные феномены находят свое отражение в междисциплинарной взаимосвязи таких наук как психология, психофизиология, менеджмент. В числе работ ученых, занимающихся изучением психологических, психофизиологических аспектов в управлении персоналом можно назвать работы З. Фрейда, К. Юнга, А. Маслоу, Дж. Келли, Дж. Уотсона, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и многих других. К более поздним исследованиям можно отнести исследование Никольского А.Л., Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, В. А. Розанова, В. А. Соснин и другие.. Необходимо отметить, что в настоящее время недостаточно работ именно по психофизиологическому анализу профессиональной деятельности вообще и менеджера в частности.
Цель данной курсовой работы изучить методы проведения психофизиологического исследования.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать, предмет, цели и задачи психофизиологии профессиональной деятельности;
- рассмотреть методологические аспекты психофизиологии профессиональной деятельности в решении задач по управлению персоналом;
- проанализировать методы и виды проведения психофизиологического исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенный теоретический анализ данной проблемы позволит практикующим психологам и менеджерам по управлению персоналам выбрать те методы психофизиологического исследования, которые позволят дать более полную характеристику психофизиологическому состоянию специалиста организации.
Глава 1. Теоретические аспекты рассмотрения психофизиологии профессиональной деятельности
1.1 Предмет, цели и задачи психофизиологии профессиональной деятельности
В настоящее время в условиях социально – экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором становления различных видов деятельности. Однако, стоит отметить, что не все люди могут освоить ту или иную профессию в силу своих индивидуально – психологических способностей.
По мнению Е. А. Климова понятие «профессия» в современной науке понимается как [ 14 ]:
- вид трудовой деятельности, который требует определенной подготовленности и являющийся источником существования;
- социально фиксированный трудовой пост - может быть вакантным и в частности, предполагает некоторую психологическую пригодность человека к делу;
- система выполняемых человеком профессиональных обязанностей, определенная квалификация, опыт специалиста и как общность людей, занятых определенным родом деятельности.
У всех этих определений есть то, что их объединяет – это профессиональная деятельность. Она в свою очередь, выступает в единстве трех аспектов:
- предметно - действенном - процесс, позволяющий человеку при помощи средств труда вызывать заранее намеченное изменение предмета труда;
- физиологическом - функция человеческого организма;
- психологическом - осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника.
В психофизиологическом исследовании два последних аспекта, играют
одну из главных ролей.
Профессиональная деятельность это прежде всего социальный вид труда. Однако, для более тщательного научного осмысления необходимо учитывать и ее биологическую составляющую. По мнению ученых Н. Н. Данилова и В. А. Бодрова какие бы не были различия отдельных видов трудовой деятельности, с физиологической точки зрения это функция человеческого организма, которая предполагает трату ресурсов человеческого мозга, нервов, органов чувств и мускулов.
Ученые провели многочисленные исследования и выявили, что на 80% неэффективность профессиональной деятельности зависит от физиологических, психических и социально-психологических особенностей работников. Некоторые из них довольно быстро усваивают трудовые навыки и достигают профессионального мастерства, у других же процесс овладения профессией затягивается, в результате чего работодатель несет убытки, а человек теряет к профессии интерес и меняет вид деятельности. Сегодня эта проблема весьма актуальна, так как высокая конкуренция на рынке труда стимулирует людей осваивать неподходящую для них профессию.
Однако, в настоящее время в мире профессий формируется нежелательная тенденция в использовании человеческих ресурсов. В результате своих исследований Е. А. Климов пришел к выводу о том, что время от времени в сознании руководителей организации возрождаются инициативы двух типов:
- либо отбрасывающие систему организации труда ко времени арестантских рот или к периоду распространения тейлоризма;
- либо – к практике парциальной оценки человека как сенсомоторной системы как бы лишенной собственных желаний, помыслов и прочего, кроме желания «заработать».
Их использование менеджерами в управлении человеческими ресурсами достаточно часто приводит к понижению уровня работоспособности персонала, потере работниками психофизического здоровья и в результате – к утрате интереса либо к месту работы, либо к выбранной ими профессии. По
этому процессы профессионального становления и управления требуют специальных знаний и умений в сфере определения психофизиологических механизмов оптимального обеспечения трудовых функций. Это позволяет своевременно определить степень сформированности профессиональной пригодности человека к выбранному виду труда в результате изучения его личностных особенностей: изучения уровня соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей индивида к профессиональным требованиям. Если они не соответствуют нужным требованиям, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдает и организация, и работник.
Решение данной проблемы относится к сфере психофизиологии в общее и к психофизиологии профессиональной деятельности, в частности.
Психофизиология представляет собой область междисциплинарных исследований и находится на стыке психологии и нейрофизиологии. Она изучает мозговые механизмы субъективных процессов и состояний, таких как восприятие, внимание, память, речь, мышление, сознание и другое [ 3 ].
Основные цели психофизиологии и относящиеся к ним задачи подразделяются на два вида:
- Теоретическая - изучение естественных принципов управления в психофизиологических системах человека и принципов управления поведением человека в целом.
Ее задачами является описание организации отношений между элементами внутри каждой из трех сущностей (духовное - психическое - физическое) человека, а также между этими сущностями в норме и при патологии.
- Прикладная - использование теории психофизиологии для предсказания поведения человека, для оптимизации управления человека своим поведением и для морально оправданного эффективного внешнего управления поведением человека.
Задачами является разработка научно обоснованных мероприятий по
структурно-функциональной оптимизации поведения человека в целом и
составляющих его систем в норме и при патологии.
Психофизиология профессиональной деятельности – научно - практическая дисциплина, которая направленна на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний системный анализ его личностных характеристик и учет их «психофизиологической» составляющей с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда [ 4 ].
Данная наука как самостоятельная научная дисциплина еще молода, поэтому рассматриваемые ее вопросы достаточно долгое время были предметом исследований смежных дисциплин, прежде всего психологии и гигиены труда.
В XIX в. И. И. Рихтер в России и М. М. фон Вебер в Германии первые опубликовали работы по вопросам анализа и учета поведения человека на производстве. Одним из первых, кто установил зависимость надежности человека, управляющего транспортным средством, от его индивидуально - психологических качеств был Г. Мюнстерберг. Он разработал основные принципы подготовки, в том числе комплекса тренажеров, на которых обучались вагоновожатые городских трамваев и предложил методику для оценки у кандидатов способности к водительскому труду.
В начале XXв. благодаря развитию психотехники стали проводиться работы по изучению профессий, разработке тестовых методик и их использованию для определения пригодности работников к различным профессиям, нормирования рабочей нагрузки, разработки рекомендаций по охране труда. Основоположником данного направления в России стал известный советский психолог и лингвист И. Н.Шпильрейн. Его развитию способствовало открытие в 1920-х гг. Центрального института труда. В 1927 г. было организовано Всероссийское общество психотехники и прикладной психофизиологии, которое издавало журнал «Психофизиология труда и психотехника», позже переименованный в «Советскую психотехнику». Главным образом психотехнические тесты в целях определения профессиональной пригодности применялись в промышленности и на транспорте. После создания Центральной лаборатории в России в 1920 г. по изучению профессиональных болезней на транспорте начал проводиться профессиональный отбор на должность машиниста локомотива. Уже в 1929 г. были составлены психограммы 20 транспортных профессий, разработаны требования и противопоказания к приему в профессионально-технические школы транспорта. Исследования с целью установления стандартов и критериев профессиональной пригодности к различным железнодорожным профессиям осуществлялись преимущественно бланковыми методами. Затем предпринимались попытки разработки аппаратных методик, которые воспроизводили в наиболее приближенной форме условия реальной работы машиниста. Однако ученые признали, что данные имитационные методы нецелесообразно использовать для отбора лиц, которые не знакомы с работой машиниста.
В 1905 г. в России погиб летчик Минкевич. Этот трагический случай положил начало специальному отбору на вакансию воздухоплавателей. Поэтому с 1909 г. в Военно-медицинской академии, в клинике В. М. Бехтерева впервые в России стали проводиться клинико-психологические исследования летчиков. В 1917 г. в Петрограде впервые создается специальная комиссия по изучению труда летчиков и плановому психологическому отбору летного состава, а в 1924 г. - Центральная психофизиологическая лаборатория. С 1928 г. работа по психофизиологическому отбору летчиков стала проводиться Психофизиологической лабораторией Военно-санитарного управления, которая была затем переименована в Институт авиационной медицины им. академика И. П. Павлова. В 1933 г. было издано «Руководство по медицинскому и психофизиологическому отбору кандидатов, поступающих в школы ВВС». Для изучения индивидуальных различий отлично и плохо успевающих летчиков и курсантов, затем - в целях врачебно-летной экспертизы с 1947 г. стали применяться экспериментально-психологические методы исследования [ 9 ].
До 1950-х гг. все проведенные исследования были преданны забвению
вплоть до момента освоения космоса, развития атомной энергетики, становления других высокотехнологичных отраслей народного хозяйства. В связи с этим встал вопрос о научной разработке методов учета «человеческого фактора» в промышленности, на транспорте, в военном деле. Знания и основ психофизиологов вновь оказались востребованными.
В настоящее время развитие сложных технических систем на транспорте, в энергетике, других отраслях промышленности потребовало использование системного подхода, направленного на согласование характеристик техники с психофизиологическими возможностями человека, а также соответствующей организации профессиональной деятельности (режимов труда, отдыха, нормирования профессиональной нагрузки и пр.) и подготовки к ней.
Объектом изучения психофизиологии профессиональной деятельности является персонал организации, его поведение в соответствии с регламентами и требованиями, которые необходимы к соблюдению для обеспечения высокоэффективного исполнения задач и работоспособности персонала на длительный период.
Предмет же являются физиологические и нейронные механизмы психических процессов и поведения, которые проявляются в работе.
К задачам данной дисциплины относят [ 3 ]:
- Разработка рекомендаций и организация проведения психофизиологического отбора. Она представляет собой часть общего отбора кандидатов вместе с профессиональным и медицинским и направлен на отбор лиц, наиболее соответствующих требованиям профессиональной деятельности по личным и профессиональным качествам, которые также обеспечивают освоение профессии.
- Диагностика психофизиологических состояний позволяет выявить неблагоприятные факторы труда, способствующие снижению уровня работоспособности. Ее необходимо проводить регулярно.
- Психофизиологическая коррекция и реабилитация - система психодиагностических и коррекционных мероприятий, направленных на выявле-