Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Теоретические аспекты рассмотрения психофизиологии профессиональной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психофизиологическое  исследование – это изучение физиологического состояния систем организма человека при помощи психологических методов. Однако, есть и другое определение, обратное первому – это изучение влияния физиологических систем на психологические показатели.

С начала прошлого века ученые Р. Конечный и Н. Боухал провели первое психофизиологическое обследование таких специалистов как рабочих на конвейере, телеграфистов, водителей трамваев, ткачей, и других. В пятидесятых годах такие исследования проводились К. М. Гуревичем и В. П. Зинченко в электроэнергетическом комплексе и авиации. 

Сегодня, психофизиологическое изучение персонала является составной частью обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, которые осуществляют свою деятельность на транспорте, аэрокосмических, энергетических и некоторых других предприятиях. Например, современный метод полиграф применяется в охранном бизнесе и при проведении следственных действий с подозреваемыми. Также психофизиологические обследования применяется и в медицине для постановки диагноза заболеваний; в психологии и психофизиологии труда, эргономики в целях оптимизации профессиональной деятельности.

На основании положений о методологии изучения психологических и физиологических феноменов выделяют следующие принципы психофизиологического исследования [ 3 ]:

  • исследования человека как целостности – это комплексный подход к исследованию личности, поведения и функционального состояния работника, в процессе реализации профессиональной деятельности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Е. А. Климов и др.);
  • системности – он раскрывается при помощи многоуровневой представленности психических процессов и функций, познавательной деятельности и саморегуляции различных типов активности человека (А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Завалишина), на который опираются системный, полисистемный подходы (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, В. П. Кузьмин и др.);
  • субъекта - детерминирован субъектно - деятельностным подходом к развитию его профессиональной деятельности (А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская и др.).

Перспективным направлением для отбора методических средств структурного и содержательного анализа проблемы регуляторных систем деятельности и функциональных состояний человека является концепция системогенеза деятельности (В. Д. Шадриков).


Комплексный подход к психофизиологическому исследованию, характерный для эргономики, позволяет получить всестороннее представление о трудовом процессе и тем самым открывает широкие возможности его совершенствования. 
       Психофизиологические обследования являются обязательными при проведении профессионального отбора кандидатов на вакантную должность, аттестации работников, осуществлении контроля за психофизиологическим состоянием здоровья работников различных профессий. 

Данное обследование рекомендуется проводить не реже 1 раза в год с целью периодического контроля. Оно включает в себя [ 14 ]:

  • психодиагностическое исследование, которое реализуется в результате использования экспериментально - психологических методик;
  • психофизиологическое исследование с помощью компьютеризированных психофизиологических методик;
  • индивидуальная психологическая беседа с эспертом-психофизиологом, проводящим обследование;
  • вынесение заключения об обследованном лице, основывающееся на ана-

лизе экспериментальных данных, результатов беседы и доступных сведений о личности, профессиональной деятельности и особенностях поведения в предшествующий период.

Психофизиологическое обследование желательно проводить в утренние часы. Обследуемым лицам накануне необходимо хорошо отдохнуть и выспаться. К нему не допускаются те лица, которые работали в вечернюю смену и имеют ярко выраженные признаки утомления. Обследование проводится в достаточно изолированных от шума, хорошо вентилируемых помещениях, в комфортных микроклиматических условиях.

Для того, чтобы провести психофизиологическое обследование необходимо присутствие следующих специалистов [ 9 ]:

1. Эксперт-психофизиолог – врач, психолог или физиолог, прошедший специальную подготовку. В его обязанности входит:

  • общая организация психофизиологического обследования;
  • анализ и интерпретация результатов экспериментальных исследований;
  • проведение индивидуальной беседы с обследуемым. Она выполняет следующие задачи:
    • определение самочувствия обследуемых лиц, их готовности к выполнению тестовых заданий;
    • создание у них установки на максимально добросовестное и тщательное их выполнение;
    • объяснение задач предстоящего обследования (поверхностно);
    • установление неформального контакта с обследуемыми лицами для более полного раскрытия индивидуальных особенностей, преодоление негативной установки на исследование.
  • подготовка заключения по результатам психофизиологического обследования.

2. Психофизиолог – врач, психолог или физиолог, в обязанности которого входит проведение психофизиологического обследования с помощью ком-

пьютера или других технических устройств.

3. Лаборант-специалист со средним образованием. К его обязанностям относятся:

  • участие под руководством эксперта в проведении группового психологического обследования;
  • расшифровка результатов психодиагностического, в том числе непосредственно в ходе обследования или сразу после него в целях экспресс-диагностики при проверке качества выполнения заданий.

В процессе выполнения заданий эксперт-психофизиолог и лаборант, проводящий под его руководством обследование, следят за активностью и самостоятельностью работы обследуемых лиц, при необходимости организуют их на более быстрое и добросовестное выполнение заданий, дают дополнительные инструкции по отдельным методикам.

Одновременно они ведут наблюдение за поведением обследуемых лиц. Следует иметь в виду, что экспериментальные исследования являются моделью деятельности и поведение во время них отражает общий стиль деятельности, отношение к работе, подходы к выполнению заданий. Отмечаются, а при необходимости и регистрируются общая реакция на ситуацию обследования, отношения к конкретным заданиям, время, затраченное на ознакомление с методиками, возникшие при выполнении работы и трудности, прочие сведения, имеющие диагностическое и прогностическое значение.

Заключение по результатам психофизиологического обследования содержит [ 7 ]:

  • психологическую характеристику обследуемого лица;
  • анализ профессионально важных физиологических качеств;
  • оценку характера и вероятности профессиональных ошибок и срывов, связанных с психологическими и физиологическими качествами;
  • общую характеристику ситуаций, в которых вероятность профессиональных ошибок и срывов особенно велика, и характеристику наиболее вероятного поведения при таких срывах;
      • итоговый вывод, который может быть дан в трех вариантах:
  • «противопоказаний к предлагаемой работе нет»;
  • «существенных противопоказаний не выявлено, но рекомендуется обратить внимание на имеющиеся неблагоприятные особенности».
  • «имеются существенные противопоказания к труду».
      • рекомендации, вытекающие из результатов психофизиологического обследования, касающиеся кадровых решений, профессиональной подготовки и медицинских мероприятий.

Заключение по результатам психофизиологического освидетельствования не является экспертным и носит рекомендательный характер. Оно может учитываться при принятии на работу, временного отстранения от работ, перемещения, либо увольнения специалиста. Также это сугубо конфиденциальная информация, поэтому с ней может быть ознакомлен строго определенный специальным документом круг должностных лиц. Обследуемому лицу на руки заключение не выдается.

При проведении психофизиологического анализа профессиональной деятельности исследователю необходимо учитывать специфические особенности применяемых методов, которые заключаются в том, что они направлены на решение приоритетной задачи оценки тех из­менений в организме человека, которые обусловлены его работой. Принимая во внимание данное положение нужно использовать два ос­новных методических приема [ 4 ]:

  • Первый - применение набора психофизиологиче­ских тестов до начала рабочей нагрузки и после ее прекращения. Он предполагает оценку физиологического состояния в данный момент времени.
  • Второй - оценка психофизиологических парамет­ров в процессе выполнения самой деятельности {или ее модели­рования) и регистрируются непосредственно у работающего человека. К этой группе методов предъявляются следующие требования:
  • невмешательство в процесс профессиональной деятельности;
  • небольшой (изме­ряемый минутами) латентный период
  • фиксации изменения пока­зателя в ответ на тестовую (рабочую) нагрузку. 

В рамках этого на­правления, как правило, используются такие методы регистрации, как: запись показателей кардиоинтервалометрии на магнитный накопитель в процессе трудо­вой деятельности, регистрация характеристик речевого сигнала, видеосъемка работника на ка­меру. 

Значительно более широкий набор методов регистрации может применяться в условиях моделирования деятельности. Современ­ные комплексы полунатурного моделирования позволяют воспро­изводить существенные для исследователя стороны деятельности: информационную модель, информационно-управляющее поле, алгоритмы и условия деятельности и многое другое. Он дает больше возможностей для регистрации психо­физиологических параметров - к испытуемому можно, например, прикрепить электроды для снятия показателей электрической активности мозга, электрокар­диограммы и др.

В психофизиологии профес­сиональной деятельности используются следующие методы, которые условно можно разделить на три боль­шие группы:


  1. Методы оценки функционирования анализаторных систем [ 12 ].

Из окружающего мира около 90 % информации приходится на зрительный анализатор. Оценка его функциони­рования в процессе выполнения деятельности может дать значи­тельный объем информации о структуре выполнения работы.

Можно выделить следующие методы изучения зри­тельного анализатора:

  • тесты определения абсолютных и диффе­ренциальных порогов чувствительности (прежде всего, измерение критической частоты слияния мельканий);
  • пупиллометрия;
  • оценка мигания;
  • регистрация движения глаз посредством кинокамеры; 
  • электроокулография.

В настоящее время в экспериментальных исследованиях, про­водимых в области психофизиологии профессиональной деятель­ности, используется современная аппаратура, позволяющая реги­стрировать направление взора в процессе деятельности человека с точностью до нескольких градусов. Такие ученые как: Г. В. Анисимов, В. В. Лапа, А. М. Сафонов изучали траекторию перемещения взгляда при информационной подготовке принятия решения оператором, в частности, летчиком.

Для других анализаторных систем человека также разработаны диагностические методы, используемые при изучении профессиональной деятельности.

  1. Методы оценки исполнительных механизмов деятельности – любые действия человека реализуется в механических актах (манипуляции с органами управления, работа на клавиатуре) либо речевых командах. Этот факт позволяет выделить их в качестве предмета анализа исполнительной деятельности [ 4 ]:
  • Анализ двигательных операций - в интересах психофизиологических исследований используются следующие методики:
  • кинорегистрация движений работающего человека;
  • микроструктурный анализ исполнительной деятельности;
  • анализ кинематических характеристик движений рук в процессе работы.

В настоящее время существуют различные виды устройств, позволяющих осуществлять регистрацию и анализ кинематических характеристик движений человека в процессе реальной деятельности. Наиболее распространенными являются магнитные и оптические системы регистрации движений («motion tracking system»).

  • Анализ речи - речь, являясь сложнейшей психической функцией, может претерпевать существенные изменения в процессе выполнения профессиональной деятельности под влиянием ее факторов. Их анализ может дать полезную информацию о субъекте деятельности. Использование параметров речи в качестве психодиагностической процедуры в психофизиологии профессиональной деятельности обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.
  • Во-первых - речь можно записать на различные устройства (магнитные ленты, цифровые накопители) при выполнении технологического процесса. Это позволяет в случае развития чрезвычайных ситуаций, совершения аварий и катастроф или в рамках штатного контроля воссоздать полную картину случившегося с установлением той роли, которую играл в данной ситуации работник, его состояние.
  • Во-вторых - при регистрации речи не создается помех рабонику, а это, как было сказано ранее, одно из главнейших требований к методикам психофизиологических исследований профессиональной деятельности.