Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Любимый»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность и содержание коммерческой деятельности предприятия розничной торговли
1.2. Методы оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли
2. ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЮБИМЫЙ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Любимый»
2.2. Оценка торгово-закупочной деятельности ООО «Любимый»
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛЮБИМЫЙ»
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что коммерческая деятельность для предприятий является необходимым условием их функционирования в рамках рыночной экономики. Вместе с тем розничная торговля как сфера деятельности обеспечивает нормальное функционирование потребительского рынка. Ее роль заключается в решении социально-экономических проблем экономики, ее деятельности, стимулирование развития производства, в том числе производства товаров и услуг. Следовательно, с одной стороны коммерческая деятельность становится определяющим направлением развития торгового предприятий, а с другой стороны стержневым фактором повышения эффективности коммерческих организаций, обеспечения всеобщей экономической взаимосвязи в народном хозяйстве, формирования финансовых, товарных и информационных систем, повышения благосостояния населения.
В реальных условиях хозяйственной деятельности торговому предприятию целесообразно периодически проводить всесторонний финансовый анализ своего состояния, в том числе организации коммерческой деятельности, в целях выявления недостатков в работе предприятия, причин их возникновения и разработки конкретных рекомендаций по улучшению деятельности. В частности особую актуальность представляет анализ товарооборота, поскольку товары обеспечивают непрерывность деятельности предприятия. Финансовое положение торгового предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, обращаются в реальные денежные средства.
Достижение главной цели торгового предприятия зависит от эффективности организации коммерческой деятельности, в частности ритмичности работы предприятия, правильной организации закупочно-сбытовой деятельности, эффективности формирования товарных запасов предприятия.
Цель настоящей работы заключается в комплексном исследовании организации коммерческой деятельности, а также в разработке мероприятий по повышению ее эффективности. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
– раскрыть сущность и содержание коммерческой деятельности предприятия розничной торговли;
– рассмотреть методы оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли;
– исследовать организационно-экономические показатели деятельности торговой организации ООО «Любимый»;
– провести оценку торгово-закупочной деятельности ООО «Любимый»;
– разработать и обосновать мероприятия направленные на повышение эффективности коммерческой деятельности торговой организации ООО «Любимый».
Объектом исследования является коммерческая деятельность общества с ограниченной ответственностью «Любимый».
Предмет исследования составляют экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе организации коммерческой деятельности торгового предприятия.
Теоретической основой послужили фундаментальные положения, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономической теории, финансово-экономического анализа, финансового менеджмента, теории и практики управления финансами, посвященные организации и развитию коммерческой деятельности: И.Т. Абдукаримов, В.В. Бакаева, И.А. Бланк, О.А. Бондарькова, В.И. Бросалин, М.В. Булгакова, С.Н. Виноградова, Л.П. Гаврилов, Л.П. Дашков, Д. Джоббер, Н.В. Ермакова, А.И. Карпович, В.В. Ковалев, Н.Н. Крылова, Э.В. Минько, Л.В. Осипова, Ю.В. Подповетная, Ф.П. Половцева, И.М. Синяева, Н.А. Томилова, М.А. Федорова, Л.В. Щеглова и др.
При написании курсовой работы использованы различные методы исследования – общетеоретический, сравнение и сопоставление, статистический и аналитический, графический, метод наблюдения, а также инструменты математического моделирования.
Эмпирической базой исследования выступили учредительные документы и другие локальные нормативные акты торговая организация ООО «Любимый», годовые отчеты организации за период 2016-2018 годы, а также финансовая отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о товарообороте и запасах товаров).
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии научных и методологических положений, дополняющих теорию оценки коммерческой деятельности на основе управления товарными запасами. Это определяет важность овладения теоретическими знаниями и практическими навыками оценки организации коммерческой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты ориентированы на применение торговыми предприятиями при формировании стратегии развития коммерческой деятельности.
Структура и объем курсовой работы обусловлены логикой проведения исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность и содержание коммерческой деятельности предприятия розничной торговли
Коммерческая деятельность – широкое и сложное понятие, которое заключает в себе комплекс приемов и методов, обеспечивающих максимальную выгодность любой торговой операции для каждого из партнеров при учете интересов конечного потребителя [35, с. 17].
На современном этапе в официальных источниках, в экономической учебной литературе нет единого мнения в отношении сущности и экономического содержания категории «коммерческая деятельность».
Гражданский кодекс РФ в ст. 2 определяет, что предпринимательской, является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли [2, с. 9], а в ст. 50 ГК РФ указывается, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве таковой цели [2, с. 46].
Исходя из данных положений, следует вывод, что в соответствии с законодательством России коммерческая деятельность является частью предпринимательской деятельности, основной целью которой является получение прибыли.
В отечественной и зарубежной экономической литературе существуют различные определения коммерческой деятельности.
Экономический словарь дает следующее понятие коммерческой деятельности: «коммерческая деятельность – это система целенаправленных мероприятий, процедур и видов работ по обеспечению рентабельного функционирования объекта в условиях товарно-денежных отношений, вид деятельности, ориентированный на получение дохода» [45, с. 183].
Бросалин В.И., Крылова Н.Н. рассматривают тесную связь коммерческой деятельности и торгового дела и понимают коммерческую деятельность как часть предпринимательской деятельности [24, с. 4].
Федорова М.А. дает определение коммерческой деятельности как процесс торгового обмена товарами и услугами между субъектами хозяйствования в соответствии со сложившейся и действующей законодательной базой, принятыми нормативно-правовыми актами, конечной целью которого будет являться получение прибыли [50, с. 115].
Минько Э.В. определяет коммерцию как вид деятельности служб торгового предприятия, который направлен на обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами [30, с. 14].
Гаврилов Л.П. определяет коммерцию как торговую и торгово-посредническую деятельность, продажу или содействие продаже товаров и услуг [17, с. 19].
Таким образом, вышеприведенные определения имеют сходство. Следовательно, понятие «коммерческая деятельность» можно трактовать следующим образом: коммерческая деятельность – это часть предпринимательской деятельности, включающая в себя операции предприятия по осуществлению торговых сделок с целью получения дохода.
Основной целью коммерческой деятельности считается превышение доходов над расходами, т.е. достижение максимальной прибыли или еще более высокой рентабельности [19, с. 5]. Основными задачами коммерческой деятельности являются:
– исследование рынка;
– повышение договорной дисциплины;
– поддержание долгосрочных отношений с поставщиками;
– отношения с партнерами, построенные на взаимовыгоде;
– повышение эффективности коммерческой деятельности компании.
Торговая деятельность, удовлетворяя потребности и требования покупателей, является конечным результатом деятельности предприятий. Особую роль играет коммерческая деятельность, связанная с реализацией совокупности мер по доведению продукции от производителя до покупателя.
Поэтому коммерческая деятельность включает в себя [12, с. 22]:
– анализ спроса и определение необходимости в товарах;
– установление поставщиков товаров и налаживание с ними хозяйственных и торговых связей;
– организацию оптовой продажи товаров;
– организацию розничной продажи товаров;
– рекламно-информационную деятельность;
– расширение ассортимента товаров и управление товарными запасами;
– оказание торговых услуг.
Цели коммерческой деятельности обусловливают ее содержание:
– установление партнерских и хозяйственных связей с субъектами рынка;
– анализ и изучение источников приобретения товаров;
– согласование связи изготовления и потребления товаров, которые ориентированы на спрос потребителей (объем, ассортимент и обновление выпускаемых товаров);
– реализация купли и продажи продукции с учетом рыночной среды;
– расширение имеющихся целевых рынков товаров и перспективное их развитие;
– уменьшение издержек обращения товаров [4, с. 32].
Коммерческая деятельность на предприятиях розничной торговли состоит из следующих этапов [32, с. 35]:
– изучение и прогнозирование потребительского спроса. Спрос представляет собой форму рыночной проявления потребности. Анализ и прогнозирование покупательского спроса позволяет обеспечить правильное соотношение между объемом производства и потребления. Дает возможность активно действовать на промышленность в целях расширения и обновления ассортимента;
– формирование оптимального ассортимента товаров. Установление оптимального ассортимента зависит от типа и специализации торгового предприятия. Этот этап состоит из АВС анализа ассортимента;
– рекламная деятельность. Реклама необходима для реализации различных задач предприятия, в том числе и для увеличения прибыли;
– выбор наиболее рентабельных методов продажи товаров. Это важнейший этап коммерческой работы розничных торговых предприятий. Эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота торгового предприятия, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу.
– организация оказания товарных услуг покупателям. Организация оказания товарных услуг связана с оказанием помощи покупателям при использовании товаров, связанных с созданием благоприятной обстановки для посещения торгового предприятия.
Заключающим этапом коммерческой работы на предприятиях розничной торговли является организация розничных продаж товаров в торговом зале [46, с. 136]. Эффективно организованная продажа товаров позволяет увеличить товарооборот торгового предприятия, улучшает спрос населения и обеспечивает прибыльную работу всего предприятия [10, с. 97].
Таким образом, коммерческую деятельность следует рассматривать как одну из форм предпринимательской деятельности. Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли [49, с. 11]. Коммерческой деятельности в розничной торговле принадлежит особая роль, связанная с выполнением комплекса мер по завершению процесса товародвижения (доведению товаров до конечного потребителя).