Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Любимый»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность и содержание коммерческой деятельности предприятия розничной торговли
1.2. Методы оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли
2. ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЮБИМЫЙ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Любимый»
2.2. Оценка торгово-закупочной деятельности ООО «Любимый»
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛЮБИМЫЙ»
Таблица составлена по: 14; 39
Полученные результаты позволяют отметить, что ООО «Любимый» характеризуется зависимостью от внешних источников финансирования, поскольку коэффициент автономии не достигает нормативного значения (<0,5), а, следовательно, доля собственных средств в общей величине источников финансирования составляет менее 50%.
На зависимость ООО «Любимый» от внешних источников средств и сохранении финансовой устойчивости также указывает значение коэффициента соотношения заемных и собственных средств. В течение трех лет происходит положительное снижение данного коэффициента на 1,983.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает отсутствие собственного оборотного капитала, т.е. отрицательное значение коэффициента, свидетельствует о том, что все оборотные средства организации и, возможно, часть внеоборотных активов сформированы за счет заемных источников. Однако, так же заметна положительная динамика роста коэффициента в течение рассматриваемого периода, но нормативного значения он не достиг.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами свидетельствует о невозможности проведения независимой финансовой политики. Данный коэффициент показывает критическое финансовое состояние ООО «Любимый».
Следует отметить также отрицательное значение коэффициента маневренности собственного оборотного капитала, что означает низкую финансовую устойчивость в сочетании с тем, что средства вложены в медленно реализуемые активы (основные средства), а оборотный капитал формировался за счет заемных средств. Хотя динамика показывает положительное увеличение показателя с -0,557 до 0,091 за три года (но все равно ниже оптимального уровня в 20-50%). Как видно, соблюдается равенство показателя постоянного актива и показателя маневренности собственных средств, которые при сложении равняются единице.
Коэффициент краткосрочной задолженности показывает наличие лишь краткосрочных источников в структуре заемных средств, что является негативным фактом, который характеризует ухудшение структуры баланса и повышение риска утраты финансовой устойчивости.
Более детально уровень платежеспособности отражает анализ при помощи финансовых коэффициентов (таблица 8).
Таблица 8
Динамика коэффициентов ликвидности
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение |
|
2017 / 2016 гг. |
2018 / 2017 гг. |
||||
Коэффициент текущей ликвидности |
0,833 |
0,896 |
1,067 |
0,063 |
0,171 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
0,234 |
0,339 |
0,335 |
0,106 |
-0,004 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,028 |
0,054 |
0,086 |
0,027 |
0,031 |
Таблица составлена по: 14; 39
Нижняя граница коэффициента текущей ликвидности указывает на то, что оборотных средств недостаточно, чтобы покрыть свои краткосрочные обязательства. В 2017 г. коэффициент возрос на 0,063, при этом не достигнув нормативного значения. За 2018 г. коэффициент увеличился на 0,171, превысив 1, что свидетельствует о рациональном вложении своих средств и улучшении эффективности их использования. Значение коэффициента срочной ликвидности также свидетельствует о недостаточности ликвидных активов для погашения краткосрочной кредиторской задолженности. Динамика показателей абсолютной ликвидности свидетельствуют о росте платежеспособности организации, поскольку коэффициент имеет значение, несоответствующее допустимому.
На протяжении анализируемого периода коэффициенты ликвидности находятся вне рамок нормативных значений. В целом показатели ликвидности возросли, однако организация не является платежеспособной.
Основные показатели рентабельности приведены в таблице 9.
Таблица 9
Динамика показателей рентабельности, %
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение |
|
2017 / 2016 гг. |
2018 / 2017 гг. |
||||
Рентабельность продаж по прибыли от продаж |
5,65 |
4,48 |
7,70 |
-1,17 |
3,22 |
Рентабельность продаж по валовой прибыли |
25,66 |
28,90 |
27,63 |
3,24 |
-1,27 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
1,55 |
1,84 |
4,24 |
0,29 |
2,4 |
Рентабельность собственного капитала |
19,75 |
24,38 |
34,05 |
4,63 |
9,67 |
Рентабельность активов |
4,55 |
6,70 |
14,43 |
2,15 |
7,73 |
Рентабельность внеоборотных активов |
12,68 |
19,14 |
37,47 |
6,46 |
18,33 |
Окончание таблицы 9
Рентабельность оборотных активов |
7,09 |
10,30 |
23,47 |
3,21 |
13,17 |
Рентабельность реализованной продукции |
5,99 |
4,69 |
8,34 |
-1,3 |
3,65 |
Таблица составлена по: 14; 39
Увеличение рентабельности продаж по чистой прибыли в 2018 г. на 2,4 процентных пункта связано со снижением себестоимости и увеличением чистой прибыли. Увеличение рентабельности реализованной продукции также является следствием снижения себестоимости. Кроме того, значительный рост рентабельности оборотных активов демонстрирует увеличение эффективности организации ведения хозяйственной деятельности. В целом, большинство показателей рентабельности за анализируемый период имеют положительную динамику.
Таким образом, динамику баланса ООО «Любимый» можно расценить как положительную, характерную для динамично развивающегося организации. Рост активов баланса и получение чистой прибыли – все это признаки положительной динамики и стабильности развития организации. Однако преобладание заемных средств и наличие необоснованной кредиторской задолженности характеризуют структуру баланса организации, как неоптимальную. Анализ финансовой деятельности ООО «Любимый» также показал, что в 2016-2017 гг. деятельность организации была сопряжена с наращиванием объема продаж, что повлекло за собой увеличение финансовых результатов. Вместе с тем анализ финансовой устойчивости свидетельствует о неустойчивом финансовом состоянии организации, при котором возможен риск банкротства.
2.2. Оценка торгово-закупочной деятельности ООО «Любимый»
Учитывая направления деятельности ООО «Любимый», необходимо провести анализ торгово-закупочной деятельности организации (таблица 10).
Таблица 10
Структурно-динамический анализ движения товаров
Показатели |
Значение показателя, тыс. руб. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2017 / 2016 гг. |
2018 / 2017 гг. |
2017 / 2016 гг. |
2018 / 2017 гг. |
|
Динамический анализ |
|||||||
Оптовый оборот |
23830 |
22802 |
19824 |
-1028 |
-2978 |
95,69 |
86,94 |
Розничный оборот |
120947 |
162433 |
164930 |
41486 |
2497 |
134,30 |
101,54 |
Товарооборот, всего |
144777 |
185235 |
184754 |
40458 |
-481 |
127,95 |
99,74 |
Структурный анализ |
|||||||
Оптовый оборот |
16,46 |
12,31 |
10,73 |
-4,15 |
-1,58 |
74,79 |
87,16 |
Розничный оборот |
83,54 |
87,69 |
89,27 |
4,15 |
1,58 |
104,97 |
101,80 |
Товарооборот, всего |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
- |
- |
- |
- |
Таблица составлена по: 37
На рост розничного товарооборота в целом оказало влияние увеличение ассортимента товаров, вызванное эффективной закупочной деятельностью и конкурентоспособной ценой на реализуемый товар, в частности по группе «бытовая химия».
В структуре товарооборота можно отметить преобладание розничного товарооборота и увеличение его доли в динамике. В то же время абсолютные показатели торговой деятельности в динамике за 2016-2018 гг. не претерпели значительных изменений.
Анализ показывает, что наиболее весомый вклад в объем реализации товаров организации вносит розничная торговля. Доля этой отрасли в общем объеме реализации за 2018 г. достигает 89,27%.
Основным факторным показателем снижения уровня объема реализации в динамике является оптовый товарооборот, где уровень снижения в 2017 г. составил 1028 тыс. руб. и 2978 тыс. руб. в 2018 г. Основным фактором роста совокупного товарооборота является процесс перехода потребителей на более дорогостоящие товары и услуги.
Темпы роста розничного отпуска демонстрируют положительную тенденцию. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. объем розничной реализации товаров возрос на 34,3%. Подобная тенденция обусловлена ростом средней стоимости объема товаров, реализуемых в розницу.
В целом, анализ экономического и финансового положения организации свидетельствует об увеличении удельного веса розничной реализации через торговый зал и, соответственно, уменьшении части оптовой реализации товаров.
Эффективность движения товаров характеризуется их оборачиваемостью, анализ которой представлен в таблице 11.
Таблица 11
Анализ эффективности товарооборота
Показатели |
Значение показателя, тыс. руб. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2017 / 2016 гг. |
2018 / 2017 гг. |
2017 / 2016 гг. |
2018 / 2017 гг. |
|
Остаток товаров на конец периода, тыс. руб. |
39958 |
34334 |
31058 |
-5624 |
-3276 |
85,93 |
90,46 |
Длительность периода, дней |
360 |
360 |
360 |
- |
- |
- |
- |
Коэффициент оборачиваемости товаров |
3,62 |
5,40 |
5,95 |
1,78 |
0,55 |
149,17 |
110,19 |
Длительность оборота, дни |
99,45 |
66,67 |
60,50 |
-32,78 |
-6,17 |
67,04 |
90,75 |
Коэффициент загрузки средств в обороте |
0,28 |
0,19 |
0,17 |
-0,09 |
-0,02 |
67,86 |
89,47 |
Таблица составлена по: 37
Скорость оборота готовой продукции в 2017 году составила 66 дней, что на 33 дня меньше значения 2016 года. Рост коэффициента оборачиваемости товаров означает увеличение спроса на товары, реализуемые организацией.
В результате анализа отчетов о движении товаров были выявлены товары, пользующиеся наибольшим спросом: бытовая химия; хозяйственные товары; косметика и парфюмерия.
Структура ассортимента представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структурированная модель анализа движения ассортимента в 2018 г.
Представленные группы товаров имеют высокие уровни продаж, однако в большинстве своем товары имеют ярко выраженную сезонность.
Рис. 2. Динамика темпов роста товарооборота по месяцам
Темпы роста объемов розничного и оптового оборотов товаров имеют некоторые различия в течение анализируемого периода. Наибольший разрыв в показателях наблюдается в июне и августе, что связано с увеличением фактических объемов продаж в данные периоды.
Динамика товарооборота по группам товаров представлена в таблице 12.
Таблица 12
Динамика товарооборота по группам товаров
Показатели |
Ед. изм. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Абсолютное отклонение |
|
2017 / 2016 гг. |
2018 / 2017 гг. |
|||||
Бытовая химия |
тыс. руб. |
44953 |
53014 |
55740 |
8061 |
2726 |
% |
31,05 |
28,62 |
30,17 |
-2,43 |
1,55 |
|
Хозяйственные товары |
тыс. руб. |
20761 |
30619 |
29302 |
9858 |
-1317 |
% |
14,34 |
16,53 |
15,86 |
2,19 |
-0,67 |
|
Косметика и парфюмерия |
тыс. руб. |
35557 |
35880 |
34438 |
323 |
-1442 |
% |
24,56 |
19,37 |
18,64 |
-5,19 |
-0,73 |
|
Нижнее белье, чулочно-носочные изделия |
тыс. руб. |
9483 |
17635 |
15316 |
8152 |
-2319 |
% |
6,55 |
9,52 |
8,29 |
2,97 |
-1,23 |
|
Посуда |
тыс. руб. |
6921 |
11522 |
13155 |
4601 |
1633 |
% |
4,78 |
6,22 |
7,12 |
1,44 |
0,9 |
|
Товары для детей |
тыс. руб. |
19038 |
22117 |
21062 |
3079 |
-1055 |
% |
13,15 |
11,94 |
11,40 |
-1,21 |
-0,54 |
|
Канцелярские товары |
тыс. руб. |
8064 |
14448 |
15741 |
6384 |
1293 |
% |
5,57 |
7,8 |
8,52 |
2,23 |
0,72 |
|
Товарооборот |
тыс. руб. |
144777 |
185235 |
184754 |
40458 |
-481 |
% |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |