Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Любимый»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Методы оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли

Анализ коммерческой деятельности предприятия тесно связан с анализом финансово-хозяйственной деятельности [33, с. 141]. В настоящее время не существует единого подхода к оценке эффективности коммерческой деятельности торговых предприятий. Для ее оценки чаще всего используют систему показателей, содержание которых в каждом конкретном случае определяется жизненным циклом предприятия, его размером, назначением анализа и другими параметрами [3, с. 64].

Эффективность любой коммерческой деятельности торгового предприятия, и особенно закупочной, имеет огромное значение для ее функционирования в целом. Для предприятия важны как количественные, так и качественные измерения оценки эффективности закупок для поддержания их нормальной конкурентоспособности [7, с. 133]:

1. Длительность оборачиваемости запасов:

где V – выручка от реализации;

Т – остаток товаров на конец периода.

2. Длительность оборота:

где – длительность периода, дней.

3. Коэффициент загрузки в обороте:

Управление товарным ассортиментом – одно из важнейших и значимых направлений деятельности торгового предприятия [8, с. 26]. Но нередко оценка товарооборота вызывает определенные сложности. Существующие методы обладают преимуществами и недостатками. Например, факторный анализ может дать исключительно количественную оценку влияния того или иного фактора на конечный показатель. Кроме того, он позволяет сделать анализ одного показателя без сопоставления его с альтернативными. Главным недостатком факторного анализа является то, что он дает анализ только причин, приведших процесс к определенному результату, а не следствия, что для планирования товарного ассортимента недопустимо.

Одним из методов организации эффективной закупочной деятельности является метод ABC-анализа. Данный метод применяется для анализа товарного запаса, закупаемой продукции, поставщиков [11, с. 75]. Все зависит от предмета анализа и его критериев.

Одним из основных направлений закупочной деятельности является формирование ассортимента. Эффективность данной работы определяет такой показатель, как рентабельность ассортимента. Под рентабельным ассортиментом понимают такой ассортиментный набор, который в совокупности гарантированно приносит предприятию запланированную заранее прибыль.

Алгоритм построения модели анализа продаж и рентабельности состоит из трех этапов [42, с. 34].


Этап 1. Матрица, дающая оценку товарной позиции с точки зрения рынка. В качестве характеристики каждой товарной позиции используется параметр Kn – удельный вес продукта в общем объеме сбыта предприятия в течение базового периода. Для каждого продукта параметр Kn вычисляется по формуле [43, с. 66]:

где Kni – удельный вес i-го продукта в общем объеме сбыта предприятия;

Yni – объем продаж i-го продукта в денежном исчислении за базовый период.

Yno – суммарный объем продаж в денежном исчислении за базовый период (чаще всего в качестве базового периода рассматривается год).

Параметр Tn характеризует вклад продукта в изменение суммарного темпа объемов продаж и вычисляется для каждой товарной позиции по формуле [43, с. 66]:

где Tni – вклад i-го продукта в изменение суммарного темпа объемов продаж;

Ani – коэффициент тренда i-го продукта в течение базового периода;

Ano – коэффициент тренда суммарного объема сбыта в течение базового периода.

Этап 2. Матрица, дающая оценку позиции с точки зрения финансовой эффективности. По аналогии с этапом 1 используются параметры K и T. В качестве характеристики каждой товарной позиции используется параметр Kp – процент рентабельности продукта в течение базового периода. Для каждой товарной позиции параметр Kp вычисляется по формуле [43, с. 66]:

где Kpi – процент рентабельности i-го продукта в течение базового периода;

Ypi – рентабельность i-го продукта в денежном исчислении за базовый период;

Yci – себестоимость i-го продукта в денежном исчислении за базовый период.

Параметр Tр характеризует вклад каждого продукта в изменение суммарного процента рентабельности предприятия и вычисляется для товарной позиции по формуле [43, с. 66]:

где Tpi – вклад i-го продукта в изменение суммарного процента рентабельности;

Api – коэффициент тренда i-го продукта в течение базового периода;

Apo – коэффициент тренда суммарного процента рентабельности в течение базового периода.

Этап 3. Сопоставление двух матриц и формирование первичных выводов относительно товарных позиций ассортиментного ряда.

Каждая товарная позиция в соответствии с ее рейтингом попадает в один из квадрантов «A», «B», «C», «D» матрицы «Анализ продаж» и квадрантов «1», «2», «3», «4» матрицы «Анализ рентабельности» [8, с. 28].

Оценочные комбинации товарных позиций и предварительные стратегии к каждой комбинации представлены в таблице 1.


Таблица 1

Выбор стратегии по управлению товарным ассортиментом

Рентабельность

Продажи

Группа «A»

Группа «B»

Группа «C»

Группа «D»

Группа «1»

Возможные

стратегии:

инновация в

существующей

группе товаров

Возможные

стратегии:

- модификация;

- ребрендинг,

репозиционирование

Возможные

стратегии:

- модификация;

- ребрендинг,

репозиционирование;

- полная

элиминация

Возможные

стратегии:

инновация в

существующей

группе товаров

Группа «2»

Возможные

стратегии:

модификация

Возможные

стратегии:

- модификация;

- ребрендинг,

репозиционирование

Возможные

стратегии:

- модификация;

- ребрендинг,

репозиционирование;

- полная элиминация

Возможные

стратегии:

модификация

Группа «3»

Возможные

стратегии:

- модификация;

- частичная

элиминация

Возможные

стратегии:

- частичная

элиминация;

- модификация

Возможные

стратегии:

полная элиминация

Возможные

стратегии:

- полная

элиминация;

- модификация

Группа «4»

Возможные

стратегии:

инновация в

существующей

группе товаров

Возможные

стратегии:

- модификация;

- ребрендинг,

репозиционирование

Возможные

стратегии:

- модификация;

- ребрендинг,

репозиционирование;

- полная элиминация

Возможные

стратегии:

инновация в

существующей

группе товаров

Таблица составлена по: 35, с. 28

В основу таблицы легли три основные стратегии управления товарным ассортиментом: инновация, модификация и элиминация товара.

2. ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЮБИМЫЙ»


2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Любимый»

Общество с ограниченной ответственностью «Любимый» создано 18 апреля 1995 г. в городе Нижневартовске [48]. Организация создана с целью осуществления коммерческой деятельности и получения прибыли. Основными видами деятельности ООО «Любимый» являются оптовая и розничная торговля: косметическими и товарами личной гигиены; текстильными изделиями; галантерейными изделиями; парфюмерными и косметическими товарами; чистящими средствами; прочими бытовыми товарами и др. [15].

В настоящее время сеть магазинов «Любимый» является крупной торговой компанией, в структуру которой входит 25 розничных магазинов в г. Нижневартовске и 27 розничных магазинов в Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе и Томской области. Кроме того, организацией осуществляется обслуживание оптовых покупателей.

ООО «Любимый» развивалось в несколько этапов:

1) 1995 г. – сдача товара под реализацию в магазины города;

2) 1996 г. – появление собственной розничной сети в виде торговых павильонов на городском рынке;

3) 1998 г. – открытие первого магазина (магазин «Бытовая химия»).

ООО «Любимый» работает со многими заводами-производителями различных городов России: ОАО Косметическая фирма «Весна» г. Самара и др. Кроме того, «Любимый» является официальным представителем (дистрибьютором) таких крупных косметических компаний, как ООО «S C Jonson», СНГ ООО «Unilever», ЗАО «Colgate Palmolive», «Henkel», ОАО «Сибиар», ЗАО «Л’Ореаль», ООО «Интерхемал», ООО «Биогард-Трейд», ООО «Химик», ОАО «Компания Арнест», ООО «Первое решение» и др. и имеет с ними контракты на прямые поставки товара.

Конечной и основной целью работы организации с поставщиками является выход на максимально возможное число прямых поставок от российских заводов-изготовителей и дистрибьюторов ведущих зарубежных фирм. Работая с прямыми поставщиками, организация стремится к снижению торговых наценок, что достигается за счет больших объемов продаж и максимальных скидок, получаемых за счет прямых поставок.

Благодаря хорошо налаженной работе с поставщиками, ООО «Любимый» имеет возможность предоставления своим покупателям достаточно обширного (около 30 тысяч наименований) ассортимента товара.

Важную роль в достижении высокого уровня лояльности покупателей играет большой ассортимент, кроме того, в магазинах постоянно проводятся различные акции по товару, розыгрыши призов. Покупатели имеют возможность безналичного расчета пластиковым картам, льготным категориям граждан предоставляется скидка 5%. Основной целью работы организации с потребителями является максимальное развитие розничной сети в соответствии с современными требованиями и стандартами; улучшение качества обслуживания оптовых покупателей по скорости и точности.


Для эффективного управления организацией ООО «Любимый» имеет линейно-функциональную организационную структуру (приложение 1). Численность персонала сети магазинов «Любимый» по состоянию на 31 декабря 2018 года составляет 272 человека (таблица 2).

Таблица 2

Динамика списочной численности персонала в разрезе категорий

Категории

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Абсолютное отклонение

2017 / 2016 гг.

2018 / 2017 гг.

Чел.

Уд. вес, %

Чел.

Уд. вес, %

Чел.

Уд. вес, %

Чел.

Темп роста, %

Чел.

Темп роста, %

Административно-управленческий персонал

8

3,35

10

4,08

10

3,68

2

125,00

0

100,00

Окончание таблицы 2

Специалисты

74

30,96

81

33,06

97

35,66

7

109,46

16

119,75

Рабочие

157

65,69

154

62,86

165

60,66

-3

98,09

11

107,14

Итого среднесписочная численность работников

239

100,00

245

100,00

272

100,00

6

102,51

27

111,02

Таблица составлена по: 38

Из таблицы 2 следует, что численность персонала возросла в 2018 г. на 27 человек или 11,02%. Изменение численности работников связано с ростом объема продаж и расширением торговых площадей.

В таблице 3 представлены основные финансовые результаты деятельности организации в течение анализируемого периода.

Таблица 3

Динамика финансовых результатов деятельности организации

Показатели

Значение показателя, тыс. руб.

Отклонение

2017 / 2016 гг.

2018 / 2017 гг.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Тыс. руб.

Темп роста, %

Тыс. руб.

Темп роста, %

Выручка

144777

185235

184754

40458

127,95

-481

99,74

Себестоимость

107626

131694

133703

24068

122,36

2009

101,53

Прибыль от продаж

8184

8291

14227

107

101,31

5936

171,60

Чистая прибыль

2242

3413

7837

1171

152,23

4424

229,62