Файл: Отличие бухгалтерского учёта и налогового учёта(Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объектами налогового учета являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения. Согласно ст. 247 НК РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов [16].

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде, сумму остатков расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом.

В ст. 313 НК РФ установлено несколько правил налогового учета:

  • налогоплательщик обязан самостоятельно организовать систему налогового учета. Ответственность за неправильность ведения либо отсутствие налогового учета несет налогоплательщик;
  • налогоплательщик должен исходить из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть необходимо обеспечить неизменность ранее выбранной системы налогового учета из года в год (из одного налогового периода в другой);
  • порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике организации для целей налогообложения налогом на прибыль организаций утверждаемой соответствующим приказом руководителя [16].

Налоговый учет можно вести в общеустановленных регистрах бухгалтерского учета, в которые при необходимости вводятся соответствующие изменения, или использовать специальные регистры налогового учета [14, c. 242].

В системе налогового учета выделают, как правило, три основные функции:

  • фискальная;
  • информационная;
  • контрольная [5, c.580].

Сущность фискальной функции состоит в том, что благодаря правильной постановке и ведению налогового учета выполняется основное назначение налогов – пополнение доходной части бюджета для обеспечения возложенных на государство задач.

Информационная функция налогового учета состоит в предоставлении информации как для самого налогоплательщика, так и для налоговых органов о правильности и полноте исчисления налогов, сборов и страховых взносов, а также о финансовом положении налогоплательщика.

Путем составления и представления налоговой отчетности обеспечивается возможность контроля данных налогового учета и взаимной сверки и сопоставления показателей между собой – в этом заключается контрольная функция налогового учета [10, c.1551].

Отметим, что в более широком смысле налоговый учет является системой определения облагаемой базы по всем налогам, сборам, страховым взносам, предусмотренным налоговым законодательством РФ, то есть включает в себя весь спектр налогового законодательства, в том числе и принятых в соответствии с ним региональных и местных нормативных актов по вопросам налогообложения [13, c.71]. Следовательно, в учетной политике организации в целях налогообложения вопросы учета налогов и сборов не должны ограничиваться лишь налогом на прибыль.


1.2. Методологические аспекты бухгалтерского и налогового учета

Методологические основы бухгалтерского и налогового учета раскрываются в учетной политике для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения соответственно. Порядок формирования учетной политики в бухгалтерском учете закреплен в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденном приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ред. от 28.04.2017) [24]. В данном бухгалтерском стандарте отражены порядок формирования, изменения и раскрытия информации об учетной политике организации. Раздел «Формирование учетной политики» раскрывает порядок формирования и утверждения ведения бухгалтерского учета; формирование возложено на главного бухгалтера, а утверждение - на руководителя организации [11, c.9] .

Раздел «Раскрытие учетной политики» позволяет выяснить, какое место в учетной политике занимают методологические и организационно-технические аспекты:

а) методические аспекты определяют:

  • установление границ основных средств, порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
  • порядок отражения на счетах операций приобретения и заготовки материальных ценностей, метод оценки материально-производственных запасов и расчета их фактической себестоимости;
  • варианты учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
  • перечень резервов предстоящих расходов и платежей, порядок создания резервов по сомнительным долгам, порядок учета и финансирования ремонта основных средств и др. [17, c.342];

б) организационно-технические аспекты включают:

  • выбор формы бухгалтерского учета и организацию работы бухгалтерии;
  • систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля, технологию обработки информации;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • план счетов бухгалтерского учета и др. [17, c. 342].

Таким образом, при формировании учетной политики организации нужно иметь в виду, что, так как учетная политика утверждается приказом руководителя организации, то после его подписания учетная политика как документ приобретает юридическую силу, поэтому она должна охватывать весь перечень необходимых методологических пунктов, принятый за отчетный год. Указанный перечень может изменяться в зависимости от конкретных условий хозяйствования и размера организации [9].


Изменения учетной политики должны быть обоснованными, оформляться в установленном порядке и вводиться с начала года. Данные изменения отражаются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО) предусматривают отражение в учете и отчетности последствия изменения учетной политики, так как они могут оказать или способны оказать существенное влияние на результаты деятельности организации [12, c.258]. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествовавшие отчетному. Эти корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности, при этом учетные записи не делаются.

Таким образом, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и использования (придания гласности) учетной информации, что позволяет расширить возможности организации в сфере бухгалтерского учета, применяя те или альтернативные способы учета объектов бухгалтерского учета.

Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена в нескольких главах НК РФ:

  • глава 21 «Налог на добавленную стоимость» (ст. 167 НК РФ);
  • глава 25 «Налог на прибыль организаций» (ст. 313 НК РФ);

  • глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» (п. 2 ст. 339 НК РФ);
  • глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» (п. 16 ст. 346.38 НК РФ) [16].

К методам ведения налогового учета относятся:

  • введение специальных показателей налогового учета, рассчитываемых на базе данных бухгалтерского учета;
  • установление методики формирования налоговых показателей;
  • определение способов ведения налогового учета;
  • установление специальных форм регистров налогового учета [5, c.584].

Под учетной политикой организации для целей налогообложения понимается принятая в организации совокупность методических и организационно-технических способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о налоговых обязательствах.

В процессе формирования учетной политики устанавливаются организационно-методические аспекты ведения налогового учета:

  • порядок организации раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;
  • принципы и порядок организации налогового учета видов деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;
  • способы ведения налогового учета;
  • технология обработки налоговой информации;
  • формы аналитических регистров налогового учета и другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета;
  • организация документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета [9].

Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать подходы организации к вопросам: определения налоговой базы по налогу на прибыль и формированию налоговых обязательств перед бюджетом; оценки имущества с целью определения выручки от его реализации; распределения убытков между налоговыми периодами.

НК РФ определены способы ведения налогового учета по следующим аспектам учетной политики:

  • классификация доходов и расходов, порядок их признания;
  • методы оценки сырья и материалов, покупных товаров;
  • методы оценки остатков незавершенного производства и готовой продукции;
  • методы начисления амортизации;
  • порядок формирования резервов;
  • порядок переноса убытка на будущее;
  • периодичность уплаты в бюджет налога на прибыль [16].

Учетная политика для целей налогообложения должна быть отражена в документации организации как организационно-распорядительный документ. Организация может выбрать один из двух вариантов составления учетной налоговой политики:

  • отразить отдельные вопросы по каждому налогу в соответствующих разделах единого приказа об учетной налоговой политике;
  • составить для каждого налога отдельную учетную политику и утвердить их в качестве приложений к приказу об учетной политике для целей налогообложения [9].

Важно учесть, что налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений - как уже существующих, так и тех, которые будут созданы в будущем [11, c.127].

Таким образом, основой методологии ведения бухгалтерского и налогового учета является соответствующая учетная политика, формируемая в организации в первом случае на основе требований ПБУ, во втором – на основе требований НК РФ; при этом способы учета могут как совпадать, так и существенно различаться.

1.3. Сходство и различия бухгалтерского и налогового учета

Бухгалтерское и налоговое законодательство являются смежными. Основой важнейших налоговых баз - доходов и расходов, имущества являются объективные экономические категории, выражаемые в конкретных объектах бухгалтерского учета. Глава 25 НК РФ [16], определяя порядок учета для целей налогообложения, использует бухгалтерскую терминологию: основные средства, материально-производственные запасы, незавершенное производство, доходы и расходы, - которая имеет принципиальный экономический смысл лишь в целях бухгалтерского учета. Основные правила как бухгалтерского, так и налогового учета и их ведения определены на уровне федерального законодательства.


Ведение учета основывается на первичных учетных документах, оформленных надлежащим образом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете [9]. Порядок ведения бухгалтерского и налогового учета закрепляется в документах по учетной политике.

Ключевые критерии различия между бухгалтерским и налоговым учетом представлены в Приложении 1 [12, c.260].

Разница между бухгалтерским и налоговым учетом обусловлена разницей в перечне событий по признанию доходов или расходов.  Таким образом, основные различия между налоговым и бухгалтерским учетом, которые являются аргументами в пользу обособления последнего:

  • бухгалтерский учет является с одной стороны обособленным видом экономической деятельности, с другой - наукой, тогда как налоговый учет представляет собой лишь вид деятельности, при этом проблемными аспектами в данном случае можно считать вопросы организации, техники и технологии его ведения;
  • бухгалтерский учет как практическая деятельность и наука оперирует экономическими категориями, налоговый же учет как практическая деятельность жестко регламентирован налоговым законодательством;
  • цели ведения налогового и бухгалтерского учета отличаются как частичное и общее: бухгалтерский учет охватывает весь комплекс проблем, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, налоговый учет - только одно направление - взаимоотношения организации - налогоплательщика с государством по вопросам уплаты налогов;
  • отличие цели ведения учета предопределяет специфические задачи, которые ставит перед собой налоговый учет, а именно: формирование базы для начисления налогов; контроль за правильностью начисления, своевременность уплаты налогов налогоплательщиком со стороны контролирующих органов; анализ налоговых платежей с целью оптимизации налогообложения;
  • решение задач налогового учета осуществляется через реализацию фискальной, информационной и контрольной, в бухгалтерском учете вместо фискальной функции действует аналитическая функция [13, c.79]].

Oдним из отличий является предназначение бухгалтерской и налоговой отчетности: если по данным первой характеризуется финансовое состояние предприятия, то по данным второй - состояние расчетов с соответствующими налогами и сборами. Поскольку бухгалтерский и налоговый учет имеют различные цели, то разные способы оценки активов, обязательств, доходов, расходов и, как следствие, – разные финансовые результаты, - то работа бухгалтерского персонала и налоговых органов существенно усложняется.