Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Теоретические подходы к изучению поведения в конфликтных ситуациях).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к изучению поведения в конфликтных ситуациях
1.2. Анализ структуры конфликта
1.3. Исследование методов управления конфликтами в организации
2. Анализ поведения в конфликтных ситуациях сотрудников АО «Тандер» филиал в г.Великий Новгород
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ конфликтных ситуаций в коллективе
2.3. Исследование причин, порождающих конфликты в организации
2.4. Разработка предложений по разрешению и управлению конфликтными ситуациями
Органами управления АО «Тандер» являются:
- Совет директоров;
- Правление;
- Генеральный директор.
Рассмотрим экономические показатели деятельности АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород:
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2016 г. к 2014 г |
|
абсол. |
темп прироста, % |
||||
Объем продаж, тыс. руб. |
673428 |
821468 |
943167 |
269739 |
140,05 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
545563 |
647841 |
742130 |
196567 |
136,03 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
127865 |
173627 |
201037 |
73172 |
157,23 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
55039 |
74562 |
91563 |
36524 |
166,36 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
805 |
897 |
983 |
178 |
122,11 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % |
8,17 |
9,08 |
9,71 |
1,54 |
- |
Производительность труда, тыс. руб. |
836,56 |
915,79 |
959,48 |
122,92 |
114,69 |
Из таблицы 1 следует, что за последние 3 года объем продаж АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород вырос на 269739 тыс.руб. или 40,05%. При этом себестоимость проданных товаров увеличилась на 196567 тыс.руб. или 36,03%. Рост объема продаж связан как с открытием новых магазинов на территории города, так и увеличением цен на товары в связи с инфляцией.
Как положительный факт следует отметить увеличение валовой прибыли на 73172 тыс.руб. или 57,23% и чистой прибыли на 36524 тыс.руб. или 66,36% (рисунок 3):
Рисунок 3 – Динамика показателей прибыли АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород
За 2014-2016 год среднесписочная численность работников АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород увеличилась на 178 человек или 22,11% в связи с открытием новых магазинов на территории города.
Рентабельность продаж по чистой прибыли имеет тенденцию к росту (на 1,54 процентных пункта) (рисунок 4).
Рисунок 4 - Динамика рентабельности продаж по чистой прибыли АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород
Производительность труда сотрудников АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород за 2014-2016 годы выросла на 122,92 тыс.руб. или 14,69%.
Таким образом, АО «Тандер» является владельцем крупнейшей по числу магазинов и территории их покрытия сети продуктовых супермаркетов-дискаунтеров в России под единой торговой маркой «Магнит».
2.2. Анализ конфликтных ситуаций в коллективе
Деловые отношения сотрудников АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород основаны на законности, доверии, честности и этичности ведения дел. Это относится ко всем внутренним и внешним контактам и взаимодействиям.
Конфликт интересов негативно сказывается на качестве работы и может нанести весомый ущерб АО «Тандер». Конфликт интересов возникает, когда появляется личная заинтересованность сотрудника в совершении компанией каких либо действий, которая может повлиять на надлежащее исполнение данным сотрудником своих профессиональных обязанностей. Он может возникнуть, когда руководитель, должностное лицо или сотрудник осуществляет какие-либо действия в личных интересах, что негативно сказывается на выполнении ими своих должностных обязанностей в АО «Тандер» честно и эффективно, а также если руководитель, должностное лицо или сотрудник или член его семьи, получает некие личные выгоды в результате какой-либо сделки или сделок компании.
Разногласия между структурными подразделениями АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород были, есть и будут всегда. Конфликты не влияют на рабочий процесс до тех пор, пока не приобретают регулярный и системный характер.
Один из самых частых конфликтов - между отделами продаж и бухгалтерии. Основная причина конфликтов между сотрудниками заключается в том, что оптовые клиенты затягивают сдачу документов, закрывающих сделки. Для решения этой проблемы менеджерам разъясняют необходимость вовремя предоставить договора, счета и акты от заказчиков. Кроме того, сотрудник не получает премии, если не представил бухгалтерских документов по сделке. К сожалению, очень часто сотрудники бухгалтерии воспринимаются коллегами из отдела продаж как навязчивые, вечно что-то требующие и всем недовольные люди, чья задача - просто перебирать бумажки. В результате случаются конфликты и недопонимания.
Менеджер - это в первую очередь продавец, его цель - продать товар. Продвинутый менеджер еще может добровольно проконтролировать поступление оплаты от клиента, да и то только в том, случае, если от этого непосредственно зависит его собственная заработная плата. На этом этапе большинство менеджеров пытается поставить жирную точку в коммуникациях с бухгалтерией, и дальше начинаются конфликты. Основная проблема подобных конфликтов в том, что менеджерам важные для бухгалтера документы неинтересны. Они искренне не понимают, зачем нужна эта бумажная волокита. Оплата проведена, услуги оказаны, клиент доволен - и это главное.
С этими неблагоприятными моментами АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород боролся в два этапа.
Первый этап - информирование. Первым шагом стало создание и размещение на сервере в общем доступе аналога Википедии по бухгалтерии, где было рассмотрено несколько самых важных бухгалтерских тем, с которыми соприкасаются менеджеры по продажам. Простым языком преподали азы бухгалтерии, объяснили, с чего все начинается, что такое договор, счет, акт, товарная накладная, счет-фактура, для чего они нужны и почему бухгалтер так нервничает, когда этих документов нет. Был поднят на обсуждение и вопрос о налогообложении при заключении договоров с физическими лицами. АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород время от времени привлекает к работе над проектами фотографов, дизайнеров и других фрилансеров, выписывая им гонорары, поэтому обязано соответственно выплачивать все положенные по закону налоги, а значит, вовремя и правильно оформлять все документы.
Второй шаг стал более болезненным для сотрудников: АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород решил внести уточнения в положение о премировании. Раньше менеджер получал премию при соблюдении двух факторов: надлежащей продажи продукции и наличия платы от клиента. Все остальное его не касалось. С 2017 года этот список дополнился третьим пунктом, в котором учитывается наличие закрывающих документов: если есть подписанный с двух сторон акт, сданный в бухгалтерию, значит, премия будет обязательно. Также клиенты не всегда придают значение «бумажкам» и могут случайно выслать документы, например, на ошибочный адрес. Теперь в обязанности менеджера входит контроль этого процесса.
Нельзя сказать, что нововведение прошло гладко: были и недопонимание, и сложности, и даже подозрения в том, что руководство хочет лишить премии сотрудников. Компании удалось пережить эти негативные моменты, и сегодня можно сказать, что решение было правильным. Благодаря изменениям упорядочился документооборот компании и 80 % документов сдаются вовремя.
Рассмотренный конфликт между структурными подразделениями АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород не является единственным. Этот список можно продолжить, но главная причина заключается в отсутствии налаженной коммуникации и общих целей, а также в незнании функций другого отдела.
Разберем один из межличностных конфликтов, который произошел в коммерческом отделе АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород.
АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород часто приглашает к себе на прохождение стажировок студентов и выпускников вузов. Работники помогают студентам набраться опыта и ознакомиться с производственной деятельностью, а сотрудникам АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород сотрудничество со студентами помогает разгрузить своих работников от рутинной работы и позволить заниматься другими не мало важными делами.
Стажеры работают в АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород с 09 до 17 часов каждый день, в то время как административно-управленческий персонал официально работает лишь на час дольше и получают за это заработную плату, премии и так далее. Также стажеры, как и работники офиса, занимаются абсолютно той же самой работой, что и работники АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород, однако они не получают никаких бонусов, должны периодически «отчитываться» о проделанной за день работе своим наставникам и каждый раз уведомлять работников о необходимости либо прийти немного позже, либо уйти немного раньше.
Такая постановка работы подразумевается, так как АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород берет себе стажера, потому что его надо контролировать, исправлять или направлять в работе, следить, чтобы все задания выполнялись четко и правильно. К тому же стажеры знают, что особой самостоятельности в работе не будет. Однако, АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород в этом плане ставит работу стажеров немного в другие рамки.
Во-первых, работа рутинная, что быстро надоедает стажерам, так как они пришли научиться не только одному навыку, а приобрести как можно больше новых знаний и навыков, которые они в своем учебном заведении получить не смогут.
Во-вторых, ограничение «свободы» очень снижает мотивацию стажеров на выполнение заданий качественно и без погрешностей.
В-третьих, практически полный день у стажеров при том, что в компании на летний период практически у каждого сотрудника есть помощник, не только ограничивает свободу студента, у которого есть желание не только набраться опыта, но также и заниматься своими личными делами. Многим студентам больше 18 лет и каждый раз отчитываться за лишний час работы или просьба уйти на обед на час или два часа позже обычного у незнакомого им человека не только снижает мотивацию для работы, но и может служить причиной возгорания конфликтной ситуации.
Такая ситуация служит причинами возникновения конфликтов.
Так, молодая девушка, студентка 3 курса Санкт-Петербургского Экономического Университета, помогавшая сотруднице коммерческого отдела, занималась сбором данных об объемах закупок товаров, при этом находясь в офисе, где сидят практически все сотрудники. Стажер обзванивала покупателей и записывала данные, чтобы потом представить их своей начальнице. Во время телефонных собеседований сотрудницы АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород, сидевшие рядом, крайне громко переговаривались, причем тема переговоров была практически не связана с работой и очень затрудняла стажеру общение по телефону с клиентами. В конечном счете стажер вежливо попросила сотрудниц разговаривать потише, на что последовала не очень лицеприятная реакция в виде игнорирования просьбы. Студентка поначалу продолжила работать, однако, стала немного громче разговаривать по телефону, что клиентам было слышно, и с другой стороны для того, чтобы продемонстрировать сотрудницам, на сколько это мешает работе и общению. На такое поведение у сотрудниц компании последовала крайне грубая реакция, они попросили стажера тише разговаривать и не мешать им работать, хотя на тот момент работал больше практикант, а они вели переговоры, которые можно было отложить на после рабочее время.
Во-первых, такая реакция не только смутила стажера и ей пришлось обратиться к своему руководителю с просьбой о помощи, которая в итоге тоже выслушала слова работников о том, что мешали им работать, а не наоборот, как это было. Во-вторых, данная ситуация показала, что к практикантам в АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород относятся не очень хорошо и не ценят их работу, хотя задания и просьбы они выполняют наравне с остальными работниками компании.
Этот конфликт относится к внутриорганизационным, как и большинство других конфликтов, возникавших в АО «Тандер» Филиал в г.Великий Новгород. Таковым этот конфликт является, потому что стороны боролись скорее за ресурсы, то есть время работы и условия, при которых эта работа может выполняться на должном уровне, в данном случае это была тишина и спокойная атмосфера вокруг сотрудников. Противоречие между участниками в данной ситуации также носило иррациональный характер, в виду того, что все стороны конфликта руководствовались эмоциями. В данной ситуации конфликтующие стороны не думали о реальных последствиях для организации и рабочих моментах, которые выполнялись не идеально и могли потом вызвать серьезные проблемы для менеджмента компании.