Файл: Роль мотивации в поведении организации (Трудовая мотивация: структура, элементы и связи).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Трудовая мотивация: структура, элементы и связи
1.2 Механизм функционирования мотивации
Таблица 1.1.Ценностные ориентации российских работников в процессе труда
Глава 2. Трудовая мотивация специалистов организаций сферы информационных технологий
2.1 Психологические особенности специалистов, занятых в сфере информационных технологий
Удовлетворенность трудом в общем виде означает оценку работником условий, в которых протекает трудовой процесс, опосредованную оценкой уровня реализации ожиданий личности, осуществляющей трудовую деятельность. Удовлетворенность трудом – понятие собирательное, отражающее иерархически организованное явление.
Согласно мнению Е.П.Ильина[10], удовлетворенность, являясь оценочным отношением, определяет долгосрочную мотивационную установку. Грачев А.А.[11] предлагает понимать удовлетворенность как положительное переживание человеком своего отношения к наиболее значимым компонентам среды жизнедеятельности.
Изучение места удовлетворенности в мотивационном комплексе показало, что в его основе лежит увлеченность работой, включенность в нее. Степень увлеченности работой не только дифференцирует работников по типам мотивации, но и обуславливает удовлетворенность работой и удовольствие от нее. Более того, удовлетворенность работой детерменирует удовлетворенность жизнью и уверенность в завтрашнем дне, то есть является основой социального самочувствия работника. У человека, который работает в организации, работа заполняет большую часть жизненного пространства и определяет его отношение к жизни.
Связь мотивации и удовлетворенности обозначена в теории двух факторов или двухфакторной теории Ф.Герцберга. Автор считает, что на производительность или эффективность влияют различия в мотивации. Ф. Херцберг[12] исходил из того, что в основе высокой производительности лежит удовлетворенность трудом. В результате своих экспериментов он определил различие между неудовлетворенностью и отсутствием удовлетворенности. Таким образом, удовлетворенность и неудовлетворенность трудом образуют две независимые шкалы.
В итоге Герцберг обозначил две группы факторов, оказывающие мотивирующее воздействие и не оказывающие воздействие на поведение. Первая группа – гигиенические факторы, являющиеся внешними для работы. К ним относятся зарплата, условия труда, распорядок и режим работы, политика компании, контроль со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными, статус и безопасность. При отсутствии или неполноценности гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность работой. В то же время достаточное их развитие не будет приводить к высокой мотивации работников, а будет лишь способствовать отсутствию неудовлетворенности.
Вторая группа факторов была названа мотиваторами, которые определяют состояние удовлетворенности человека работой. К ним относятся достижение успеха, признание достижений, содержание работы, ответственность за результаты своего труда, возможность роста. Отсутствие или неадекватность
«мотиваторов» не приводят к неудовлетворенности работой. Их наличие вызывает удовлетворение и побуждает работников к повышению эффективности деятельности. На основе концепции двух факторов Ф. Херцберг сделал вывод о том, что при наличии у работников чувства неудовлетворенности следует воздействовать на улучшение гигиенических факторов.
Остановимся подробнее на второй группе факторов относительно особенностей их проявления в организациях сферы информационных технологий.
Достижение успеха играет огромную роль в характере работы разработчика программного продукта. Разработчик «самомотивируется» собственным успехом при поиске правильного пути решения задачи. Вдохновляясь полученным результатом, он рад делать следующий шаг и стремиться к новым победам.
Признание достижений – личное или публичное выражение благодарности за особые результаты работы, профессиональную компетентность. В небольших коллективах это проще выразить устно со стороны руководства, но для специалистов, создающих программное обеспечение, не менее важно и обозначение факта их заслуг в виртуальных источниках или благодарность в письменном виде.
Самостоятельность для «творцов» программных продуктов проявляется в предоставлении свободы выбора способов решения проблемы. Иногда бывает, что поиск идет долго и сложно. В таких случаях разработчики могут отвлечься на свои интересы по созданию чего-то, что совершенно не связано с разрабатываемым проектом. Известны случаи, что так рождался новый сервис или продукт, который впоследствии компания начинала развивать и успешно внедрять. Каждый специалист сферы информационных технологий обладает специфическим уровнем творческой активности, и, следовательно, не одинаковой с другим производительностью.
Работа сама по себе. Развитие навыков специалиста сферы информационных технологий и получение опыта расширяют кругозор в данной области, способствуют желанию развиваться в определенной области с использованием того инструментария, который он считает интересным для себя. Труд в условиях адаптированного под себя организационного порядка на собственном рабочем месте и с помощью настроенного программного обеспечения является важным фактором его мотивации, позволяя ему быть высокопроизводительным работником.
Ответственность - важное качество в любой работе, проявляющееся по-разному у любого специалиста в компании с любым типом организации. Для сотрудников, стоящих у «истоков» создания организации в сфере информационных технологий, характерен высокий уровень ответственности за все процессы, происходящие в компании. Из-за этого часто в течение долгого времени возникают сложности при делегировании полномочий подчиненности в выполнении тех или иных задач. Подходя к работе творчески, специалист сферы информационных технологий всегда стремится сделать ее наиболее общим способом для последующей адаптации под конкретные задачи.
Возможность роста. Большинству специалистов, занимающихся разработкой программного продукта, не очень свойственно стремление к карьерному росту, несмотря на то, что профессионально они готовы активно расти, приобретая бóльшие полномочия и ответственность. Важнее карьерного роста для специалистов сферы информационных технологий становится профессиональный рост, поэтому сотрудники данной категории вынуждены постоянно учиться. Они часто получают знания случайным образом и не рассматривают образовательный процесс как систему в целом.
Особенностью работы специалистов сферы информационных технологий является «соревновательный» мотив в команде. При написании общего кода у разработчиков часто появляется стремление превзойти своего
коллегу по части быстроты нахождения решения, совершения минимального количества ошибок и пр. Такой способ кратковременно, но часто мотивирует специалиста сферы информационных технологий выполнить работу быстро и качественно. Руководство объявляет конкурсы, выделяя определенный критерий для выбора победителя, поощряя его потом за лучшие результаты.
Более поздние исследования внесли некоторые коррективы в теорию Герцберга. Было доказано, что «внешние» (гигиенические) факторы могут мотивировать к высокому уровню производительности так же, как и внутренние факторы (мотиваторы). Можно предположить, что здесь играют роль определенные индивидуальные различия в относительной значимости для человека внутренних и внешних факторов. Экспериментально было подтверждено, что люди с высоким уровнем потребности в достижении, в самоуважении и самоактуализации в большей степени подвержены действию внутренних факторов, или мотиваторов. У людей с низкой потребностью в достижениях ответственность, самостоятельность и риск будут, скорее, вызывать стресс и снижение удовлетворенности (мотивации).
Герцберг предложил способ перейти от «гигиены» к мотивации при помощи процесса, названного им «обогащением работы». Он исходит из того, что единственный способ, которым можно мотивировать работников, - это сделать работу более содержательной и интересной для работников. С точки зрения Герцберга, только работа «сама по себе» может мотивировать человека на постоянный эффективный труд. Усложнение рабочих заданий, постановка проблем, требующих решения, большая ответственность мобилизуют работника, усиливают его интерес к выполняемой работе, а, следовательно, формируют мотивы достижения успеха.
Развили и систематизировали представления Герцберга относительно методов обогащения труда и повышения мотивационного потенциала работы Дж. Хакман и Г. Олдхэм[13]. Их концепция, названная моделью ключевых характеристик, определяет оптимальные направления «реорганизации труда». Согласно этой модели высокую трудовую мотивацию определяют следующие психологические состояния работников:
- Осознание смысла работы. Если работники считают работу слишком простой и бесцельной, то мотивация будет низкой.
- Чувство ответственности за качество и количество произведенной продукции.
- Осведомленность о результатах. При отсутствии обратной связи, показывающей работникам, насколько хорошо они выполняют задание, их мотивация снижается.
Психологические состояния работников, определяющие силу трудовой мотивации, вызывают следующие основные характеристики работы:
- разнообразие навыков, их степень и, соответственно, спектр умений – степень, в которой выполнение работы требует решения различных задач, использования разнообразных знаний, навыков и способностей;
- целостность задачи – степень, в которой работа требует целостной и определенной задачи или этапа работы от начала до конца с видимым результатом;
- значимость задания – степень осознания работником значения выполняемых заданий для других людей, организации или общества;
- автономность – та степень, в которой данная работа предоставляет работнику свободу, независимость и самостоятельность в планировании своих действий. Самостоятельность в работе заставляет работников испытывать чувство личной ответственности за результаты своего труда;
- обратная связь – степень, в которой выполнение рабочих заданий сопровождается получением прямой и ясной информации относительно эффективности работы и о степени соответствия результатов труда и рабочего поведения установленным требованиям.
Модель ключевых характеристик утверждает, что указанные три критические психологические состояния (значимость, ответственность за результаты работы и знание результатов) определяют рабочие результаты, а именно: мотивацию, производительность труда и качество работы,
удовлетворенность трудом, число невыходов на работу и текучесть кадров. Если работник выполняет такую работу, которая предполагает высокий уровень всех пяти ключевых характеристик, то он будет высоко мотивирован и удовлетворен своей работой.
Согласно Хакману и Олдхэму[14], на мотивацию работой оказывают влияние следующие условия:
- Удовлетворенность работника условиями работы и рабочим окружением
- Наличие потребности роста у работника, стремление к самореализации
Особенность потребности роста в том, что она не имеет предела для своего удовлетворения, и как только достигается состояние удовлетворенности, то это же состояние и стимулирует работника на дальнейшие действия по удовлетворению вновь возникшей потребности роста.
- Уровень знаний, умений и навыков работника
Наличие достаточного уровня знаний, умений и навыков положительно влияет на восприятие факторов содержания работы и мотивационный потенциал работы.
- Отношение к работе
Отношение к работе является критериальной основой поведения работника, которое определяет его решения и действия в работе. Положительное отношение к работе создается в результате удовлетворения актуальных потребностей работника посредством выполнения работы, и наоборот.
Работа для человека в организации – средство для достижения индивидуальных целей. Личные цели, потребности, интересы определяют особенности поведения работника на работе и мотивированность при выполнении работы. Содержание работы не имеет смысла без ее интерпретации работником, так же, как действия работника, оторванные от особенностей содержания работы. Хакман и Олдхэм в этой же теории и определили, что мотивация работой является результатом воздействия содержания работы на
работника, то есть поведение работника определяется ситуацией и личностными качествами работника. Можно предположить, что между работой и работником существует взаимодействие в виде взаимного влияния работника на содержание работы, а содержания работы на состояние работника.
Зарубежные исследователи подчеркивают взаимосвязь внутренней мотивации с креативностью, которая определяется как способность генерировать новые и полезные идеи (Amabile, 1983). Неоднократно доказано, что внутренне мотивированный человек имеет тенденцию быть более гибким в познавательном плане (McGraw, Fiala, 1982), с большей вероятностью предпочтет сложность и новизну (Pittman, Emergy, Boggiano, 1982), использует нетрадиционные подходы, проявит настойчивость и креативность (Amabile, Koestner, Ryan, 1998). В данном случае речь идет о внутренней мотивации, с которой связано развитие позитивного эмоционального настроя человека к деятельности, высокой работоспособности и психологического благополучия в труде (Deci, Ryan, 1975, 1985; Вakker, 2013; Чирков, 1996, 1997; Орлов, 1990). Внутренняя мотивация подразумевает, что работник проявляет интерес непосредственно к работе, независимо от внешнего вознаграждения или стимулирующего воздействия, а выполнение работы, в свою очередь, приводит к удовлетворению внутренних потребностей.