Файл: Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия».pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ОР план 2019 год = Ор 2018 года * Тр ср /100 (3.2)
ВР план 2019 год = Ор 2018 года * Тр ср /100 * 365 (3.3)
Где ОР – однодневная реализация;
ВР – выручка от реализации товаров.
В таблице 3.2 определим планируемый объем реализации товаров на 2018 год в целом и в среднем за день.
Таблица 3.2 - Планируемая реализация товаров ООО «Стройматериал-СПБ» на 2019 год в среднем за день и в целом за год (укрупнённая группировка)
Товарные группы |
Однодн. Реализация, тыс. руб. |
Средний темп роста, % |
Однодн. Реализация, тыс. руб. |
Годов. Реал, тыс. руб. |
2018 год |
2019 год |
2019 год |
||
Кирпичи |
12,44 |
106,25 |
13,22 |
4824 |
Строительные смеси |
9,79 |
108,74 |
10,65 |
3886 |
Лакокрасочная продукция |
8,72 |
104,86 |
9,14 |
3338 |
Шифер |
14,01 |
107,16 |
15,01 |
5480 |
Прочие строительные материалы |
6,05 |
130,18 |
7,88 |
2875 |
Итого |
51 |
108,91 |
55,54 |
20273 |
Второй этап – выявление наиболее значимых видов товаров с помощью метода АВС анализа.
На основании данных таблицы 3.2 проранжируем годовую реализацию товаров на 2019 год и определим категории запасы методом АВС анализа в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Определение планируемого объема реализации товаров по категориям методом АВС - анализа
Виды товаров |
Реализация товаров, тыс. руб. в 2019 году |
---|---|
Шифер |
5480 |
Кирпичи |
4824 |
Итого по группе А |
10304 |
Строительные смеси |
3886 |
Лакокрасочная продукция |
3338 |
Итого по группе В |
7223 |
Прочие строительные материалы |
2875 |
Итого по группе С |
2875 |
Категория А – наиболее значимые товары, объем реализации которых превышает 4000 тыс. руб.;
Категория В – менее значимые товары, объем реализации которых от 3000 до 4000 тыс. руб.;
Категория С – наименее значимые товары, объем реализации которх менее 3000 тыс. руб.
На основании данных таблицы 3.3 видно, что объем реализации составляет:
- по группе А - 10304 тыс. руб.,
- по группе В – 7223 тыс. руб.,
- по группе С – 2875 тыс. руб.
Таким образом, структура реализации товаров по выделенным группам предполагает, что 51% реализованных товаров придется на группу А, 35% на группу В и 14% на группу С.
Рисунок 3.1 - Структура реализации товаров по категориям
Третий этап – выделение наиболее значимых видов товаров с точки зрения затрат на хранение и транспортировку.
На основании данных таблицы 3.3 и сведений о стоимости хранения и транспортировки товаров составим таблицу 3.4.
Таблица 3.4 - Выделение наиболее значимых товаров с точки зрения стоимости хранения и затрат на транспортировку (укрупнённая группировка)
Виды товаров |
Реал. продукция |
Стоим транспор-тировки |
Стоим. хранения |
Итого тр.+хр. |
Скоррект стоим тр. и хр |
Кате-гория |
Шифер |
5480 |
110 |
384 |
493 |
310 |
Х |
Кирпичи |
4824 |
145 |
289 |
434 |
250 |
У |
Итого по группе А |
10304 |
254 |
673 |
927 |
560 |
|
Строительные смеси |
3886 |
187 |
280 |
467 |
255 |
У |
Лакокрасочная продукция |
3338 |
36 |
77 |
113 |
66 |
Z |
Итого по группе В |
7223 |
223 |
357 |
580 |
321 |
|
Прочие строительные материалы |
2875 |
3 |
6 |
9 |
5 |
Z |
Итого по группе С |
2875 |
3 |
6 |
9 |
5 |
|
Всего |
20402 |
480 |
1036 |
1516 |
886 |
На основании таблицы видно, что стоимость хранения и транспортировки всех товаров составит 1516 тыс. руб. При этом стоимость транспортировки составляет 32% от общей стоимости затрат на хранение и транспортировку, а стоимость хранения составляет 68% от стоимости затрат на хранение и транспортировку. То есть стоимость хранения корректируем на коэффициент 0,68, а стоимость транспортировки на 0,32. В итоге получаем скорректированную стоимость хранения и транспортировки.
В таблице 3.5 представлены совмещенные результаты АВС и ХYZ – анализа.
Таблица 3.5 - Совмещенные результаты АВС и ХYZ – анализа (укрупнённая группировка)
X |
Y |
Z |
|
A |
Шифер |
Кирпичи |
- |
B |
- |
Строительные смеси |
Лакокрасочная продукция |
C |
- |
- |
Прочие строительные материалы |
Пятый этап - мероприятия по совершенствованию управления запасами каждой из выделенных категорий запасов.
Рекомендуемая стратегия управления запасами в соответствии с выявленной значимостью товаров приведена в таблице 3.6.
Таблица 3.6 - Рекомендуемая стратегия управления запасами в соответствии с выявленной значимостью товаров
Виды товаров |
Рекомендуемая стратегия управления запасами |
Шифер |
Планирование потребности в запасах на основе оптимизации затрат на хранение и транспортировку |
Кирпичи |
Создание страхового запаса |
Строительные смеси |
1/2 От первоначального страхового запаса |
Лакокрасочная продукция |
Без создания страхового запаса |
Прочие строительные материалы |
Запас не создается |
Далее определим размер запаса по товарам в соответствии с предложенной стратегией в таблице 3.7.
Таблица 3.7 - Размер запаса по товарам в соответствии с предложенной стратегией
Виды товаров |
Фактический размер запасов, тыс. руб. |
Планируемый размер запасов, тыс. руб. |
Излишек запасов, тыс. руб. |
---|---|---|---|
Шифер |
59 |
51 |
8 |
Кирпичи |
84 |
40 |
44 |
Строительные смеси |
66 |
37 |
29 |
Лакокрасочная продукция |
182 |
37 |
145 |
Прочие строительные материалы |
14 |
0 |
14 |
Итого |
405 |
164 |
241 |
Планируемый размер запасов по кирпичам оставляем действующую методику управления запасами, в соответствии с которой норма запаса кирпичей должна составить:
13,22 тыс. руб. * 3 дня = 39,66 тыс. руб. или примерно 40 тыс. руб.
Излишек запаса составит: 84-40=44 тыс. руб.
Планируемый размер запасов по строительным смесям должен составить:
10,65 тыс. руб. * (3+1/2*1) = 10,65 тыс. руб. *3,5 дня = 37,28 тыс. руб.
Излишек запаса составит: 66-37=29 тыс. руб.
Планируемый размер запасов по лакокрасочной продукции должен составить:
9,14 тыс. руб. * 4 дня = 36,56 тыс. руб. или примерно 37 тыс. руб.
Экономия от снижения расходов на хранение и транспортировку в связи с установленными нормативами запасов рассчитана в таблице 3.8.
Таблица 3.8 - Экономия от снижения расходов на хранение и транспортировку в связи с установленными нормативами запасов
Виды продукции |
Излишек запасов, тыс. руб. |
Излишек запасов, шт. |
Зфр, тыс. руб. |
Зхр, тыс. руб. |
Итого экономия затрат, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=3*(4+5) |
Шифер |
8 |
7 |
23,99 |
83,97 |
756 |
Кирпичи |
44 |
12 |
108,65 |
217,31 |
3912 |
Строительные смеси |
29 |
12 |
113,94 |
170,48 |
3413 |
Лакокрасочная продукция |
145 |
85 |
18,58 |
39,74 |
4957 |
Прочие строительные материалы |
14 |
6 |
4,75 |
2,28 |
42 |
Итого |
241 |
13080 |
Таким образом, в результате применения оптимальной стратегии управления запасами предприятие получит экономию затрат в сумме 13080 тыс. руб.
Внедрение данной системы управления запасами потребует расходов на обучение специалистов компании в сумме 2000 тыс. руб., расходов на консультационные услуги в сумме 6000 тыс. руб.
В итоге экономический эффект от ее внедрения составит:
13080-8000=5080 тыс. руб.
Эффективность ее внедрения составит:
5080/8000*100% = 63,50%.
3.2. Выбор наиболее рационального поставщика
Наиболее рационального поставщика предлагается выбирать путем внедрения стандарта «СМК качества поставщика».
Для оценки качества поставщика предлагается использовать следующий алгоритм.
1.Провести адаптацию опросника, приведенного в Приложении 3 для оценки качества поставщика.
2. Провести тестирование опросника и нормирование шкалы оценок.
3. Сделать оценку системы менеджмента качества поставщика с помощью опросника:
1)предоставить опросник представителям поставщиков опросник и инструкции по его заполнению.
2)заполнение поставщиком опросника и подготовка запрашиваемой информации;
3)поставщик проводит численный подсчет результатов самооценки;
4) поставщик анализирует свои сильные и слабые стороны по данным полученной оценки;
5)проводится анализ предоставленных поставщиком документов и проводится корректировка оценочной шкалы, определяется достоверность результатов самооценки.
4.По итогам оценки определяется необходимость в проведении полного аудита менеджмента качества поставщика.
В таблице 3.9 приведена характеристика поставщиков предприятия по критериям надежность цена и качество. Данные приведены по данным предоставленным товароведом предприятия. Выбор данных критериев был сделан на основе консультаций с товароведом.
Таблица 3.9 - Характеристика поставщиков по критериям надежность, цена и качество
Поставщики |
Надежность |
Цена |
Качество |
ООО «ДМС» |
высокая |
средняя |
среднее |
ООО ФФ |
средняя |
высокая |
высокое |
ООО «ДРГ» |
низкая |
низкая |
среднее |
ООО «АФ» |
высокая |
высокая |
высокое |
ООО «Дар» |
низкая |
высокая |
высокое |
ООО «Вега» |
средняя |
высокая |
низкая |
ООО «Сабо» |
высокая |
средняя |
низкая |
ООО «СТРОЙМАРКТ» |
высокая |
высокая |
высокое |
ООО «ГФ» |
средняя |
средняя |
высокое |
ООО «ПРФ» |
высокая |
средняя |
высокое |
ООО «Лера» |
низкая |
средняя |
среднее |
ООО «Вега» |
низкая |
высокая |
высокое |
ООО «Ротонда» |
высокая |
средняя |
среднее |
ООО "ПЦ" |
средняя |
низкая |
низкое |
ООО «Сторн» |
средняя |
средняя |
среднее |
ХКТ |
средняя |
средняя |
среднее |
В таблице 3.10 приведена характеристика поставщиков по критериям срок доставки, условия оплаты и условия доставки.
Таблица 3.10 - Характеристика поставщиков по сроку доставки, условию оплаты и условиям доставки
Поставщики |
Срок доставки |
Условия оплаты |
Условия доставки |
---|---|---|---|
ООО «ДМС» |
1 день |
фиксированные |
своим транспортом |
ООО ФФ |
1 день |
зависят от объемов |
транспортом поставщика, цена включена |
ООО «ДРГ» |
2 дня |
гибкие |
своим транспортом |
ООО«АФ» |
1 день |
фиксированные |
транспортом поставщика, цена не включена |
ООО «Дар», |
2 дня |
фиксированные |
своим транспортом |
ООО «Вега» |
1 день |
гибкие |
транспортом поставщика, цена включена |
ООО «Сабо» |
1 день |
фиксированные |
своим транспортом |
ООО «СТРОЙМАРКТ» |
1 день |
зависят от объемов |
транспортом поставщика, цена не включена |
ООО «ГФ» |
1 день |
фиксированные |
транспортом поставщика, цена включена |
ООО«ПРФ» |
1 день |
гибкие |
своим транспортом |
ООО«Лера» |
1 день |
зависят от объемов |
транспортом поставщика, цена не включена |
ООО «Вега» |
2 дня |
фиксированные |
своим транспортом |