Файл: Общие основания назначения пенсии по старости (Источники права пенсионного обеспечения по старости в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российские законодатели внесли изменения в ряд национальных законодательных актов, руководствуясь международными правовыми нормами, которые регулируют пенсионное обеспечение по старости и устанавливают, что возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия, не должен превышать 65 лет или такой возраст, который определен компетентными властями с учетом работоспособности пожилых лиц в стране.[98]

Ключевую роль в вопросе увеличения возрастных критериев сыграло принятие 3 октября 2018 года Федерального закона №350-ФЗ. Согласно правовому документу окончательные параметры установятся только в 2028 году (см. Таблицу №1): по завершении переходного периода к получателям страховой пенсии будут относиться, как уже отмечено, мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие 60 лет.[99]

В соответствии с заданной скоростью общего поступательного изменения пенсионного возраста его рост составит 12 месяцев в год.[100]

При этом статьей 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ регламентировано установление страховой пенсии по старости без учета изменений, утвержденных этим законодательным актом,[101] для граждан, которые не реализовали до 1 января 2019 года право выхода на пенсию в связи с достижением общеустановленного возраста.[102]

Кроме того, положениями названной статьи установлен льготный порядок назначения страховой пенсии по старости[103] для тех, кто достигнет в период с 2019 года по 2020 год возраста, указанного в части 1 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2018 года).[104] Для таких граждан предусмотрено назначение пенсии не более чем за шесть месяцев до достижения возраста, установившегося в соответствии с Приложением №6[105] (которым был дополнен Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Говоря об изменении возрастных параметров, нельзя не вспомнить, что ранее решение о повышении возрастных ограничений было принято в отношении граждан, замещающих государственные должности. С 2017 года для чиновников всех уровней действует норма, устанавливающая новые возрастные лимиты, дающие возможность воспользоваться правом выхода на пенсию по старости.  

Так, Федеральным законом от 23 мая 2016 года №143-ФЗ, внесшим изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», был


- повышен предельный возраст пребывания на гражданской службе с 60 до 65 лет,[106]

- Федеральный закон №400-ФЗ дополнен положениями, устанавливающими новые возрастные нормативы, в соответствии с которыми госслужащим назначается страховая пенсия по старости (а именно частью 1.1 статьи 8 и Приложением 5 к нормативно-правому акту).[107]

В рамках поэтапного перехода к новым значениям (в соответствии с нормами, вступившими в силу с 1 января 2017 года и действовавшими до внесения поправок, утвержденных в октябре 2018 года) пенсионный возраст этой категории работников должен был увеличиваться каждый год на полгода.[108] Согласно новой редакции Федерального закона №400-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2019 года, такой темп повышения возраста (раз в год на 6 месяцев) сохранится до 2021 года, после чего он будет расти в ускоренном режиме – ежегодно на 12 месяцев.[109]

В полной мере положение заработает для мужчин-госслужащих с 2028 года, когда им будет назначаться обеспечение после 65 лет, женщины, относящиеся к этой группе, будут выходить на пенсию на два года раньше мужчин (в 63 года) с 2034 года (см. Таблицу №2).

В период действия переходных положений предпенсионерам (которыми согласно изменениям, внесенным в Закон «О занятости населения РФ», считаются граждане за 5 лет до достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости),[110] желающим самостоятельно определить возраст, в котором у них возникнет право обращения за пенсией, следует руководствоваться расчетными формулами, приведенными в Приложениях к законодательному акту.

Ключевые промежуточные цифры, устанавливающие на переходный период возрастные границы для застрахованных категорий лиц, которые указаны в частях 1 и 1.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, приведены в Таблицах №1 и№2 настоящей курсовой работы.

2. Наличие минимального стажа

Право на пенсию по старости гарантируется лицам, которые по достижении установленного российским законодательством возраста приобрели стаж, предусматривающий как минимум 15 лет уплаты взносов или работы по найму.

Дефиниция «страховой стаж» приведена непосредственно в законодательном акте, устанавливающем правоотношения в сфере страхового пенсионного обеспечения по старости, выплачиваемого за счет средств ПФР.


В соответствии с положениями Главы I Федерального закона №400-ФЗ «страховой стаж» – это «учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж».[111]

Конвенция МОТ №102 определяет данное понятие следующим образом. Согласно нормам Главы 1 ратифицированного Россией международного акта «термин «стаж» означает либо период уплаты взносов, либо период работы по найму, либо период проживания, а также любое сочетание этих периодов, как это может быть установлено».[112]

Хотя порядок учета стажа является отдельной темой исследования, тем не менее, этот вопрос нельзя обойти стороной.

Периоды, включаемые в страховой стаж, перечислены в Главе III Федерального закона №400-ФЗ. Специфика установления страхового стажа, дающего право выхода на пенсию, заключается в том, что в него засчитывается не только время оплачиваемой работы и другой трудовой деятельности, приносящей заработок (например, осуществление деятельности самозанятым населением, от которой они получают доход), когда трудоспособные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, но и «нестраховые» периоды.

Таким образом, при оценке пенсионных прав в страховой стаж включается время, когда лица, обратившиеся за назначением страховой пенсии, проходили службу в рядах ВС РФ или иную службу, приравненную к военной в соответствии с Законом от 12.02.1993 №4468-1; осуществляли уход за ребенком, инвалидом 1 группы или лицом достигшим 80 лет; получали выплаты по безработице, а также иные периоды, предусмотренные статьей 12 Федерального закона «О страховых пенсиях».[113]

Отмеченные в правовом акте «нестраховые» периоды, включаемые в стаж наравне с периодами работы, учитываются при назначении страховой пенсии только при условии, что им предшествовала или за ними следовала трудовая деятельность, с которой производилась уплата страховых взносов на ОПС, при этом длительность рабочего стажа значения не имеет.[114]

Время, когда граждане не работали в связи временной нетрудоспособностью, нахождением в отпуске, и за ними сохранялось место работы, относятся к периодам занятости,[115] поэтому при исчислении стажа, требуемого для установления права на пенсионные выплаты по старости, они включаются в него по общим правилам, утвержденным для расчета страхового (рабочего) стажа.


Минимальное значение страхового стажа в России, определенного законодательно для установления страховой пенсии по старости – 15 лет.[116]

На основании переходных положений пп.1-2 ст.35 и Приложения 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» начиная с 2015 года продолжительность стажа с установленной ранее величины (5 лет страхового стажа) каждый год увеличивается на 1 год.[117] В 2019 году длительность страхового стажа, при наличии которого назначается рассматриваемый вид пенсии, составляет не ниже 10 лет.[118]

Полностью программа увеличения минимального страхового стажа будет запущена в 2024 году, когда страховые выплаты смогут получать лица, имеющие продолжительность стажа 15 и более лет на день достижения пенсионного возраста, предусмотренного ст.8 Федерального закона №400-ФЗ (см. Таблицу №1).

С 2017 года поэтапному увеличению подвергся и профессиональный стаж работников, занимающих должности государственной гражданской службы. В 2016 году (в год утверждения норм, направленных на рост продолжительности трудовой деятельности госслужащих, учитываемой при оформлении пенсии за выслугу лет, к которой дополнительно устанавливается доля страховой пенсии по старости[119]) требовалось наличие стажа на госслужбе не менее 15 лет.[120]

После вступления в силу Федерального закона №143-ФЗ от 23 мая 2016 года за счет ежегодного (начиная с 1 января 2017 года) повышения величины специального стажа на 6 месяцев[121] размер необходимого при назначении пенсии спецстажа для государственных служащих достиг к 2019 году 16 лет 6 месяцев.[122]

Необходимый стаж для назначения пенсии данной категории граждан, претендующей на получение страховой пенсии по старости и государственного пенсионного обеспечения за выслугу лет, окончательно установится на отметке 20 лет в 2026 году (см. Таблицу №2).

3. Минимальная сумма пенсионных баллов (ИПК)

Общие требования, предъявляемые к претендентам на получение пенсионных выплат, включают такой элемент как наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30.

Расшифровывается понятие индивидуальный пенсионный коэффициент в статье 3 Федерального закона «О страховых пенсиях». Приведенная в законе трактовка, характеризует ИПК как «параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии».[123]


С 2015 по 2025 годы величина пенсионных баллов, минимум которых требуется заработать для назначения пенсии, каждый год увеличивается на 2,4.[124] В период адаптации сумма необходимых для установления страховой пенсии по старости ИПК определяется в зависимости от года обращения за назначением пенсии (см. Таблицу №1 и №2). По состоянию на 2019 год право на назначение страхового пособия по старости имеют граждане, накопившие на день достижения установленного пенсионного возраста не менее 16,2 пенсионных баллов.

Минимальная сумма ИПК, определенная п.3 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ в размере 30 пенсионных баллов, зафиксируется к 2025 году.

Таблица №1

Условия назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях (с учетом поэтапного перехода к новым значениям общего пенсионного возраста, стажа и величины ИПК)

Год приобретения права на страховую пенсию по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона №400-ФЗ

(по состоянию на 31.12.2018)

Год назначения страховой пенсии по старости

Условия выхода на пенсию по старости на общих основаниях[125]

Возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости на общих основаниях[126]

Необходимый стаж для назначения страховой пенсии по старости

Минимальное значение ИПК

Мужчины

Женщины

1 полугодие 2019 г.

2 полугодие 2019 г.

V1+12 месяцев

60,5 лет

V1+12 месяцев

55,5 лет

10 лет

16,2

2 полугодие 2019 г.

1 полугодие 2020 г.

11 лет

18,6

1 полугодие 2020 г.

2 полугодие 2021 г.

V1+24 месяца

61,5 год

V1+24 месяца

56,5 лет

12 лет

21

2 полугодие 2020 г.

1 полугодие 2022 г.

13 лет

23,4

2021

2024

V1+36 месяцев

15 и более лет

28,2

63 года

58 лет

2022

2026

V1+48 месяцев

15 и более лет

30 и более баллов[127]

64 года

59 лет

2023 и последующие годы

2028

V1+60 месяцев

15 и более лет

30 и более баллов

65 лет

60 лет