Файл: Общие основания назначения пенсии по старости (Источники права пенсионного обеспечения по старости в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица №2

Условия назначения страховой пенсии по старости государственным гражданским служащим (с учетом поэтапного увеличения в переходный период общего пенсионного возраста, стажа и величины ИПК)[128]

Год приобретения права на страховую пенсию по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона №400-ФЗ

(по состоянию на 31.12.2016)

Год назначения страховой пенсии по старости госслужащим

Условия выхода на пенсию по старости на общих основаниях

Возраст, по достижении которого государственному гражданскому служащему назначается страховая пенсия по старости

Продолжительность стажа (на год назначения страховой пенсии по старости)

Стаж госслужащих, необходимый для установления государственного пенсионного обеспечения за выслугу лет (на год назначения пенсии за выслугу лет[129]), дополнительно к которому назначается доля страховой пенсии по старости

Минимальное значение ИПК (на год назначения страховой пенсии по старости)

Мужчины-госслужащие

Женщины-госслужащие

2018

2019

V2+12 месяцев[130]

10 лет

16 лет 6 месяцев

16,2

61 год

56 лет

1 полугодие 2019 г.

2 полугодие 2020 г.

V2+18 месяцев

61,5 год

V2+18 месяцев

56,5 лет

11 лет

17 лет

18,6

2 полугодие 2019 г.

1 полугодие 2021 г.

12 лет

17 лет 6 месяцев

21

2020

2022

V2+24 месяца

13 лет

18 лет

23,4

62 года

57 лет

2021

2024

V2+36 месяцев

15 и более лет

19 лет

28,2

63 года

58 лет

2022

2026

V2+48 месяцев

15 и более лет

20 и более лет

30 и более баллов

64 года

59 лет

2023

2028

V2+60 месяцев

V2+60 месяцев

15 и более лет

20 и более лет

30 и более баллов

65 лет

60 лет

2024

2030

V2+60 месяцев

V2+72 месяца

15 и более лет

20 и более лет

30 и более баллов

65 лет

61 год

2025

2032

V2+60 месяцев

V2+84 месяца

15 и более лет

20 и более лет

30 и более баллов

65 лет

62 года

2026 и последующие годы

2034

V2+60 месяцев

V2+96 месяцев

15 и более лет

20 и более лет

30 и более баллов

65 лет

63 года


Отечественные юристы акцентируют внимание будущих пенсионеров на том, что если по меньшей мере один законодательно установленный пункт, позволяющий получать страховую пенсию по старости, не выполнен (в том числе в случае, когда официальный стаж составляет менее установленного п.2 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ[131]), то нетрудоспособные граждане[132] имеют право претендовать только на нетрудовую социальную пенсию по старости, выплачиваемую из средств федерального бюджета.[133]

Обратившись к подпункту 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (к которой отсылает п.4 ст.11), можно выявить, что для получения государственного социального пенсионного пособия по старости на общих основаниях необходимо соблюдение условия о достижении определенных возрастных границ. Нужно уточнить, что необходимый для установления бюджетной социальной пенсии возрастной ценз выше, предусмотренного статьей 8 закона «О страховых пенсиях», но возраст аналогично дифференцируется по половому признаку.

В отношении лиц, поименованных в подпункте 5 пункта 1, действуют переходные положения, связанные с постепенным увеличением общего возраста, подобные тем, что установлены для граждан, перечисленных в части 1 и части 1.1 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ. Возраст, по достижении которого появляется право на пенсию по государственному социальному пенсионному обеспечению, зависит от года назначения пенсии по старости и регламентируется Приложением №1, которым с 1 января 2019 года дополнен Федеральный закон №166-ФЗ (см. подробнее Таблицу №3).

В течение нескольких следующих лет, начиная с 2019 года, срок приобретения права на бюджетную социальную пенсию ежегодно с отметки 65 и 60 лет (соответственно для мужчин и женщин) [134] будет повышаться на 12 месяцев, пока не достигнет установленной величины. Согласно поправкам, вступившим в силу с 1 января 2019 года, по окончании действия переходных положений (в 2028 году) мужчины будут приобретать право на соцпенсию по старости с 70 лет, а женщины – с 65 лет.[135] Лица младше этих возрастных критериев права на получение государственного социального пенсионного обеспечения по старости иметь не будут.

В соответствии с внесенными изменениями, воспользоваться правом, сохраняющим возможность оформить социальную пенсию без учета новых нормативных положений, могут граждане, указанные в пп.5 п.1 ст.11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», которые достигли общеустановленного возраста до 1 января 2019 года (65 и 60 лет - соответственно мужчины и женщины), но не обратились за ее назначением.[136]


Следует подчеркнуть, что положения о льготном праве выхода на социальную пенсию лиц, перечисленных в пунктах 2 и 4 статьи 10 Федерального закона №350-ФЗ, тождественны тем, что установлены данным законодательным актом для граждан, которым назначается страховая пенсия по старости.

Гражданам, которые должны были оформить государственную соцпенсию по нормам, действовавшим до вступления в силу поправок в 2019-2020 годах, социальная пенсия по старости может быть назначена на полгода раньше нового пенсионного возраста[137], указанного в Приложении №1 Федерального закона №166-ФЗ (см. Таблицу №3).

Таблица №3

Поэтапный рост значения возраста, необходимого для назначения государственного пенсионного обеспечения по старости (на общих основаниях)

Год приобретения права на социальную пенсию по старости в соответствии с пп.5 п.1 ст.11 Федерального закона №166-ФЗ

(по состоянию на 31.12.2018)

Год назначения социальной пенсии по старости

Возраст, по достижении которого назначается социальной пенсии по старости[138]

Мужчины

Женщины

2019

2020

V3+12 месяцев[139]

65,5

60,5

2020

2022

V3+24 месяца

66,5

61,5

2021

2024

V3+36 месяцев

68

63

2022

2026

V3+48 месяцев

69

64

2023 и последующие годы

2028

V3+60 месяцев

70

65

На первый взгляд может показаться, будто требование о достижении установленного возраста является единственным. Некоторые специалисты в области права социального обеспечения, давая сжатую характеристику бюджетным социальным пенсиям по старости, отмечают, что для получения данного вида пенсии «достаточно иметь возраст, определенный в законодательстве».[140]

Причина существования такого суждения, вероятнее всего, кроется в проведении параллелей между страховой пенсионной выплатой, требующей наличия соответствующего стажа, и нестраховой, устанавливаемой вне связи с трудовой деятельностью.


Однако, когда акценты при выявлении основных положений, необходимых для назначения государственного социального пенсионного пособия, расставляются подобным образом, нередко из вида упускается немаловажная деталь. Конкретизируя указания, упомянутые в пп.5 п. 1 статьи 11 Федерального закона №166-ФЗ, обнаруживаем, что назначение государственной социальной пенсии по старости зависит от категории получателей. Так, для лиц без гражданства и иностранных граждан дополнительным основанием приобретения права на получение государственного пенсионного обеспечения является постоянное проживание в России не менее 15 лет.

Кроме того, статьей 24 законодательного акта установлено, что социальная пенсия по старости не назначается гражданам, переехавшим на постоянное жительство за границу, а также тем, кто имеет одновременно с постоянным жительством в России постоянное жительство за пределами нашей страны.[141]

Дальнейший обзор статьи 11 закона №166-ФЗ позволяет выявить еще одну существенную особенность – отнесение лиц, которым по закону полагается выплата государственной социальной пенсии (вместо страховой пенсии), к категории незанятого населения.[142] Упомянутое требование базируется на положениях пункта 5 статьи 11, устанавливающего, что в период выполнения работ и иной деятельности, приносящей доход, социальная пенсия по старости не выплачивается.[143]

По справедливой оценке В.Ш. Шайхатдинова, указанная категория граждан не может пользоваться правом получения социальной пенсии по старости при осуществлении оплачиваемой работы, поскольку наличие у них иного заработка или дохода противоречило бы началам статьи 2 Федерального закона №166-ФЗ, определяющим, что социальная пенсия относится к основному источнику средств существования. [144]

Проводя параллели между страховой и социальной пенсией по старости, нельзя не обратить внимания, что возобновление оплачиваемой трудовой деятельности пенсионерами, которым назначена страховая пенсия по старости, законодательству РФ не противоречит (в отличие от нормативных ограничений, действующих в отношении получателей бюджетной соцпенсии по старости).

Нужно добавить, что некоторые представители юридического сообщества (И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов) относят к еще одному из оснований назначения бюджетной социальной пенсии по старости полное отсутствие или недостаточную величину продолжительности стажа,[145] однако законодательные нормы, регулирующие правоотношения в области государственного пенсионного обеспечения, указаний о необходимом размере стажа для категории лиц, перечисленных в статье 11, не содержат. В данном случае упомянутую особенность правильнее причислить к обстоятельствам,[146] из-за которых гражданину назначается выплата социальной пенсии из средств федерального бюджета, а не страховой из бюджета ПФР (на последнюю гражданин вполне может иметь право, но по определенным причинам он не в состоянии реализовать все обязательные условия, требуемые для ее назначения). Что касается требования в отношении наличия законодательно установленного стажа, то оно больше соотносится с условиями, предъявляемыми к претендентам на получение страховой пенсии.


§ 2.2. Факультативные основания назначения пенсии

Нередко правоведы, перечисляя условия, необходимые для назначения страховой пенсии по старости, руководствуются только положениями статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» и статьи 11 Федерального закона « О государственном пенсионном обеспечении в РФ», не акцентируя внимания на других законодательных нормах этих правовых актов.

К тому же отечественные юристы, описывая особенности назначения пенсий по старости, не комментируют дополнительные требования, которые необходимо соблюсти будущему пенсионеру, перечисленные не только в федеральных законах №400-ФЗ и №166-ФЗ, но и в иных источниках российской правовой системы.

1. Регистрация в системе индивидуального (персонифицированного) учета

Право гражданина на страховую пенсию определяет его регистрация в системе индивидуального (персонифицированного) учета по обязательному страхованию, которая подтверждается документом, содержащим сведения о присвоенном ему страховом номере индивидуального лицевого счета[147] (СНИЛС – идентификатор сведений о физическом лице[148]).

Такая регистрация и открытие индивидуального лицевого счета (электронного документа, где хранится информация о зарегистрированном лице[149]) осуществляется Пенсионным фондом РФ на основании поданного заявления.[150] Она необходима для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета с целью оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате  страховых пенсий, назначаемых на основе учтенных в выплатных делах (в соответствии с результатами труда и получаемого дохода, определяющего размер будущей пенсии) страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов.[151]

Индивидуальный (персонифицированный) учет производится в процессе всей трудовой деятельности застрахованных лиц[152] (включая периоды выполнения оплачиваемой работы пенсионерами) для целей реализации их прав в системе ОПС по пенсионному обеспечению.

Обязательное отнесение претендентов на получение пенсионного страхового обеспечения по старости к числу застрахованных лиц,[153] которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, регламентировано статьей 4 Федерального закона №400-ФЗ. Данное положение соответствует нормам Федерального закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», определяющим их в качестве субъектов правоотношений по ОПС и устанавливающим пунктом 1 статьи 7 категории физических лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.