Файл: Общие основания назначения пенсии по старости (Источники права пенсионного обеспечения по старости в РФ).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика пенсионного обеспечения по старости
§ 1.1. Источники права пенсионного обеспечения по старости в РФ
§ 1.2. Понятие и признаки пенсии по старости
1.2.1. Трактовка определения «пенсия по старости»
1.2.2. Характерные черты пенсии по старости
§ 1.3. Классификация пенсий по старости
Глава 2. Особенности установления страховой и социальной пенсии по старости
§ 2.1. Общеустановленные критерии, дающие право обращения за назначением пенсии по старости
Таблица №2
Условия назначения страховой пенсии по старости государственным гражданским служащим (с учетом поэтапного увеличения в переходный период общего пенсионного возраста, стажа и величины ИПК)[128]
Год приобретения права на страховую пенсию по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона №400-ФЗ (по состоянию на 31.12.2016) |
Год назначения страховой пенсии по старости госслужащим |
Условия выхода на пенсию по старости на общих основаниях |
||||
Возраст, по достижении которого государственному гражданскому служащему назначается страховая пенсия по старости |
Продолжительность стажа (на год назначения страховой пенсии по старости) |
Стаж госслужащих, необходимый для установления государственного пенсионного обеспечения за выслугу лет (на год назначения пенсии за выслугу лет[129]), дополнительно к которому назначается доля страховой пенсии по старости |
Минимальное значение ИПК (на год назначения страховой пенсии по старости) |
|||
Мужчины-госслужащие |
Женщины-госслужащие |
|||||
2018 |
2019 |
V2+12 месяцев[130] |
10 лет |
16 лет 6 месяцев |
16,2 |
|
61 год |
56 лет |
|||||
1 полугодие 2019 г. |
2 полугодие 2020 г. |
V2+18 месяцев 61,5 год |
V2+18 месяцев 56,5 лет |
11 лет |
17 лет |
18,6 |
2 полугодие 2019 г. |
1 полугодие 2021 г. |
12 лет |
17 лет 6 месяцев |
21 |
||
2020 |
2022 |
V2+24 месяца |
13 лет |
18 лет |
23,4 |
|
62 года |
57 лет |
|||||
2021 |
2024 |
V2+36 месяцев |
15 и более лет |
19 лет |
28,2 |
|
63 года |
58 лет |
|||||
2022 |
2026 |
V2+48 месяцев |
15 и более лет |
20 и более лет |
30 и более баллов |
|
64 года |
59 лет |
|||||
2023 |
2028 |
V2+60 месяцев |
V2+60 месяцев |
15 и более лет |
20 и более лет |
30 и более баллов |
65 лет |
60 лет |
|||||
2024 |
2030 |
V2+60 месяцев |
V2+72 месяца |
15 и более лет |
20 и более лет |
30 и более баллов |
65 лет |
61 год |
|||||
2025 |
2032 |
V2+60 месяцев |
V2+84 месяца |
15 и более лет |
20 и более лет |
30 и более баллов |
65 лет |
62 года |
|||||
2026 и последующие годы |
2034 |
V2+60 месяцев |
V2+96 месяцев |
15 и более лет |
20 и более лет |
30 и более баллов |
65 лет |
63 года |
Отечественные юристы акцентируют внимание будущих пенсионеров на том, что если по меньшей мере один законодательно установленный пункт, позволяющий получать страховую пенсию по старости, не выполнен (в том числе в случае, когда официальный стаж составляет менее установленного п.2 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ[131]), то нетрудоспособные граждане[132] имеют право претендовать только на нетрудовую социальную пенсию по старости, выплачиваемую из средств федерального бюджета.[133]
Обратившись к подпункту 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (к которой отсылает п.4 ст.11), можно выявить, что для получения государственного социального пенсионного пособия по старости на общих основаниях необходимо соблюдение условия о достижении определенных возрастных границ. Нужно уточнить, что необходимый для установления бюджетной социальной пенсии возрастной ценз выше, предусмотренного статьей 8 закона «О страховых пенсиях», но возраст аналогично дифференцируется по половому признаку.
В отношении лиц, поименованных в подпункте 5 пункта 1, действуют переходные положения, связанные с постепенным увеличением общего возраста, подобные тем, что установлены для граждан, перечисленных в части 1 и части 1.1 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ. Возраст, по достижении которого появляется право на пенсию по государственному социальному пенсионному обеспечению, зависит от года назначения пенсии по старости и регламентируется Приложением №1, которым с 1 января 2019 года дополнен Федеральный закон №166-ФЗ (см. подробнее Таблицу №3).
В течение нескольких следующих лет, начиная с 2019 года, срок приобретения права на бюджетную социальную пенсию ежегодно с отметки 65 и 60 лет (соответственно для мужчин и женщин) [134] будет повышаться на 12 месяцев, пока не достигнет установленной величины. Согласно поправкам, вступившим в силу с 1 января 2019 года, по окончании действия переходных положений (в 2028 году) мужчины будут приобретать право на соцпенсию по старости с 70 лет, а женщины – с 65 лет.[135] Лица младше этих возрастных критериев права на получение государственного социального пенсионного обеспечения по старости иметь не будут.
В соответствии с внесенными изменениями, воспользоваться правом, сохраняющим возможность оформить социальную пенсию без учета новых нормативных положений, могут граждане, указанные в пп.5 п.1 ст.11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», которые достигли общеустановленного возраста до 1 января 2019 года (65 и 60 лет - соответственно мужчины и женщины), но не обратились за ее назначением.[136]
Следует подчеркнуть, что положения о льготном праве выхода на социальную пенсию лиц, перечисленных в пунктах 2 и 4 статьи 10 Федерального закона №350-ФЗ, тождественны тем, что установлены данным законодательным актом для граждан, которым назначается страховая пенсия по старости.
Гражданам, которые должны были оформить государственную соцпенсию по нормам, действовавшим до вступления в силу поправок в 2019-2020 годах, социальная пенсия по старости может быть назначена на полгода раньше нового пенсионного возраста[137], указанного в Приложении №1 Федерального закона №166-ФЗ (см. Таблицу №3).
Поэтапный рост значения возраста, необходимого для назначения государственного пенсионного обеспечения по старости (на общих основаниях)
Год приобретения права на социальную пенсию по старости в соответствии с пп.5 п.1 ст.11 Федерального закона №166-ФЗ (по состоянию на 31.12.2018) |
Год назначения социальной пенсии по старости |
Возраст, по достижении которого назначается социальной пенсии по старости[138] |
|
Мужчины |
Женщины |
||
2019 |
2020 |
V3+12 месяцев[139] |
|
65,5 |
60,5 |
||
2020 |
2022 |
V3+24 месяца |
|
66,5 |
61,5 |
||
2021 |
2024 |
V3+36 месяцев |
|
68 |
63 |
||
2022 |
2026 |
V3+48 месяцев |
|
69 |
64 |
||
2023 и последующие годы |
2028 |
V3+60 месяцев |
|
70 |
65 |
На первый взгляд может показаться, будто требование о достижении установленного возраста является единственным. Некоторые специалисты в области права социального обеспечения, давая сжатую характеристику бюджетным социальным пенсиям по старости, отмечают, что для получения данного вида пенсии «достаточно иметь возраст, определенный в законодательстве».[140]
Причина существования такого суждения, вероятнее всего, кроется в проведении параллелей между страховой пенсионной выплатой, требующей наличия соответствующего стажа, и нестраховой, устанавливаемой вне связи с трудовой деятельностью.
Однако, когда акценты при выявлении основных положений, необходимых для назначения государственного социального пенсионного пособия, расставляются подобным образом, нередко из вида упускается немаловажная деталь. Конкретизируя указания, упомянутые в пп.5 п. 1 статьи 11 Федерального закона №166-ФЗ, обнаруживаем, что назначение государственной социальной пенсии по старости зависит от категории получателей. Так, для лиц без гражданства и иностранных граждан дополнительным основанием приобретения права на получение государственного пенсионного обеспечения является постоянное проживание в России не менее 15 лет.
Кроме того, статьей 24 законодательного акта установлено, что социальная пенсия по старости не назначается гражданам, переехавшим на постоянное жительство за границу, а также тем, кто имеет одновременно с постоянным жительством в России постоянное жительство за пределами нашей страны.[141]
Дальнейший обзор статьи 11 закона №166-ФЗ позволяет выявить еще одну существенную особенность – отнесение лиц, которым по закону полагается выплата государственной социальной пенсии (вместо страховой пенсии), к категории незанятого населения.[142] Упомянутое требование базируется на положениях пункта 5 статьи 11, устанавливающего, что в период выполнения работ и иной деятельности, приносящей доход, социальная пенсия по старости не выплачивается.[143]
По справедливой оценке В.Ш. Шайхатдинова, указанная категория граждан не может пользоваться правом получения социальной пенсии по старости при осуществлении оплачиваемой работы, поскольку наличие у них иного заработка или дохода противоречило бы началам статьи 2 Федерального закона №166-ФЗ, определяющим, что социальная пенсия относится к основному источнику средств существования. [144]
Проводя параллели между страховой и социальной пенсией по старости, нельзя не обратить внимания, что возобновление оплачиваемой трудовой деятельности пенсионерами, которым назначена страховая пенсия по старости, законодательству РФ не противоречит (в отличие от нормативных ограничений, действующих в отношении получателей бюджетной соцпенсии по старости).
Нужно добавить, что некоторые представители юридического сообщества (И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов) относят к еще одному из оснований назначения бюджетной социальной пенсии по старости полное отсутствие или недостаточную величину продолжительности стажа,[145] однако законодательные нормы, регулирующие правоотношения в области государственного пенсионного обеспечения, указаний о необходимом размере стажа для категории лиц, перечисленных в статье 11, не содержат. В данном случае упомянутую особенность правильнее причислить к обстоятельствам,[146] из-за которых гражданину назначается выплата социальной пенсии из средств федерального бюджета, а не страховой из бюджета ПФР (на последнюю гражданин вполне может иметь право, но по определенным причинам он не в состоянии реализовать все обязательные условия, требуемые для ее назначения). Что касается требования в отношении наличия законодательно установленного стажа, то оно больше соотносится с условиями, предъявляемыми к претендентам на получение страховой пенсии.
§ 2.2. Факультативные основания назначения пенсии
Нередко правоведы, перечисляя условия, необходимые для назначения страховой пенсии по старости, руководствуются только положениями статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» и статьи 11 Федерального закона « О государственном пенсионном обеспечении в РФ», не акцентируя внимания на других законодательных нормах этих правовых актов.
К тому же отечественные юристы, описывая особенности назначения пенсий по старости, не комментируют дополнительные требования, которые необходимо соблюсти будущему пенсионеру, перечисленные не только в федеральных законах №400-ФЗ и №166-ФЗ, но и в иных источниках российской правовой системы.
1. Регистрация в системе индивидуального (персонифицированного) учета
Право гражданина на страховую пенсию определяет его регистрация в системе индивидуального (персонифицированного) учета по обязательному страхованию, которая подтверждается документом, содержащим сведения о присвоенном ему страховом номере индивидуального лицевого счета[147] (СНИЛС – идентификатор сведений о физическом лице[148]).
Такая регистрация и открытие индивидуального лицевого счета (электронного документа, где хранится информация о зарегистрированном лице[149]) осуществляется Пенсионным фондом РФ на основании поданного заявления.[150] Она необходима для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета с целью оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых пенсий, назначаемых на основе учтенных в выплатных делах (в соответствии с результатами труда и получаемого дохода, определяющего размер будущей пенсии) страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов.[151]
Индивидуальный (персонифицированный) учет производится в процессе всей трудовой деятельности застрахованных лиц[152] (включая периоды выполнения оплачиваемой работы пенсионерами) для целей реализации их прав в системе ОПС по пенсионному обеспечению.
Обязательное отнесение претендентов на получение пенсионного страхового обеспечения по старости к числу застрахованных лиц,[153] которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, регламентировано статьей 4 Федерального закона №400-ФЗ. Данное положение соответствует нормам Федерального закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», определяющим их в качестве субъектов правоотношений по ОПС и устанавливающим пунктом 1 статьи 7 категории физических лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.