Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Современная правовая основа местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Определяя органы местной власти вне структуры органов государственной власти, Конституция РФ в то же время дает возможность наделения этих органов разными государственными функциями. В некоторых случаях им должны быть переданы нужные материальные и финансовые средства, а исполнение полномочий - контролироваться государством.

 Статья 72 Конституции РФ определяет утверждение общих принципов становления местной власти к совместному ведению России ее субъектов. По предметам общего ведения на основании статьи 76 Конституции РФ «утверждаются федеральные законы и согласованные согласно вышеуказанным законам и другие нормативно-правовые акты субъектов России». Другими словами, федеральное законодательство о местной власти представляет собой «юридическую основу для правового обеспечения местной власти субъектами России». Оно определяет совместные для всех субъектов России подходы к проблемам становления и развития правовой базы местной власти, дает описание главных понятий и терминов, которые используются при правовом регулировании муниципальных отношений.

 Главные истоки формирования и работы  органов местной власти, утверждаемые Конституцией РФ, взяли свое развитие в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 ноября 2003 г. №131-ФЗ. Вышеуказанный закон согласно Конституции РФ устанавливает роль местной власти в реализации народовластия, правовые, экономические и финансовые базы местной власти и государственные гарантии ее работы, определяет общие принципы формирования местной власти в России.

Федеральные органы государственной власти должны обеспечивать соответствие законодательства субъектов России о местной власти Конституции РФ и нормативно-правовым федеральным законам[7].

Целям реализации федеральных гарантий избирательных прав населения при выборах органов местной власти и должностных лиц муниципального самоуправления обеспечивает Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан России избирать и быть избранными в органы муниципалитета» от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы, охраняющие право на осуществление конституционных прав населения России избирать и быть избранными в органы муниципалитетов в случаях нарушения этих прав.

Основные принципы становления и работы муниципальной службы и главная база правового положения муниципального служащего в России описаны Федеральным законом «О муниципальной службе в России» от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ. Вышеуказанный закон утверждает положения муниципальной должности,   муниципальной   службы,   разряды,   ограничения,   поощрения, ответственность,  гарантии  муниципальных  служащих  и  иные  факторы муниципальной службы.


 Очень важную роль на пути становления правовой основы местной власти определили Указы Президента России и Постановления Правительства России по фактам местной власти[8].

Россия состоит из одинаковых по правам субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республика - это государство, имеющее свою конституцию, а иные субъекты России - уставы. Конституции и уставы субъектов России обязаны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству, они имеют главенство на всей территории России. Именно поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов России пункты о местной власти не должны противостоять главным началам и факторам организации местной власти, утвержденным  Конституцией  РФ  и  до этого  указанными федеральными законами. Как уже говорилось, формирование главных принципов организации местной власти относится к предметам общего ведения России и также ее субъектов, по которым утверждаются нормативно-правовые акты и принимаемые согласно с ними законы и другие законы и постановления субъектов России.

Основная роль отведена органам государственной власти субъектов России в формировании и реализации системы гарантий местной власти. Они должны обеспечить:

- гарантии денежной самостоятельности местной власти;

- сбалансированность маленьких местных бюджетов на основе определений маленькой бюджетной обеспеченности;

- государственные наименьшие социальные стандарты;

- компенсацию местной власти разных непредусмотренных расходов, которые возникли в итоге решений, утвержденных органами государственной власти субъектов России;

- защиту прав населения на реализацию местной власти[9].

Органы государственной власти субъектов России утверждают свои программы развития местной власти. При этом они реализуют контроль над соблюдением законов о местной власти, обеспечивают соответствие законов субъектов России о местной власти Конституции РФ и федеративным законам. Помимо этого, органы государственной власти субъектов России имеют право наделять органы местной власти разными полномочиями субъектов России с одновременной переправой денежных и финансовых средств, нужных для реализации переданных полномочий и осуществлять контроль над их работой.

 Но работа по формированию законодательства субъектов России проходит весьма по-разному. Лишь в некоторой части субъектов России правовую основу можно считать приемлемой, в иных случаях законодательство или не принимается, или утверждается с большими нарушениями федерального законодательства.  


Таким образом, при наличии большого разнообразия в подходах к регулированию конкретных вопросов местного самоуправления, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, недопустимо нарушение основ организации и деятельности местного самоуправления,   установленных   Конституцией   Российской   Федерации   и федеральными законами.

 Также можно отметить, что необходимый элемент правовой основы местного самоуправления - уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований предопределили признаваемые и гарантируемые Конституцией Российской Федерации организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления.

Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности местного самоуправления: регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении и др.[10]

1.2 Структура органов местного самоуправления

В настоящее время одним из концептуально значимых вопросов, возникших в ходе практической реализации нового законодательства о местном самоуправлении, стало выстраивание действенной системы органов местного самоуправления в муниципальных образованиях.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией РФ устанавливаются общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяются государственные гарантии его осуществления.


Согласно статье 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[11].

В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют:

1) представительный орган муниципального образования;

2) глава муниципального образования;

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

4) контрольно-счетный орган муниципального образования;

5) иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения[12].

При этом наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Нужно отметить, что структура органов местной власти - это составная часть ее системы. Последней берется не только набор органов местной власти, работа между ними, основная структура разных органов местной власти, но и полномочия органов, должностных лиц, нормативно-правовая основа их работы, материально-денежные ресурсы.[13]

Органы местной власти для реализации задач и полномочий публичного муниципального управления имеют возможность на эти полномочия и компетенцию.

Основным является владение выборных органов местной власти муниципалитетов и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципалитета). Процедура формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местной власти, а также другие вопросы становления и реализации деятельности вышеуказанных органов утверждаются уставом МО. Название главного органа МО, главы МО, муниципальной администрации определяются законодательством субъекта России с учетом исторических и других местных традиций.


Представительным органом МО служит выборный орган местной власти, имеющий право представлять интересы граждан и осуществлять от его имени решения, относящиеся к территории муниципалитета. Этот орган включает в себя депутатов, которые избираются гражданами путем всеобщего равного и прямого избирательного голосования при тайном решении на основе относящихся к этому нормативно-правовых актов России и субъектов России. Представительный орган МО может реализовывать свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от определенной численности депутатов. Устав МО утверждает численный состав представительного органа муниципалитета и его права и обязанности.

Представительный орган муниципалитета принимает решения в коллегиальном порядке. В отдельную компетенцию этого выборного органа входят:

— утверждение устава муниципалитета и внесение в него изменений;

— распределение муниципального бюджета и отчета о его реализации; установление, изменение и отмена муниципальных налогов и сборов согласно законодательству России о налогах и сборах;

— разработка планов и программ становления и работы МО, разработка отчетов о его реализации;

— утверждение порядка управления и распределения муниципальным имуществом, которое находится в муниципальной собственности;

— утверждение порядка принятия решений об организации и реорганизации, ликвидации муниципальных организаций и учреждений, а также о формировании тарифов на услуги муниципальных организаций и учреждений;

— утверждение порядка участия МО в работе по межмуниципальному сотрудничеству;

— утверждение порядка материально-технической и организационной реализации работы органов местной власти;

— контроль над работой органов местной власти и должностными лицами местной власти полномочий по решению вопросов муниципалитета.[14]

Другие полномочия представительных органов МО описываются федеральными законами и принимаемыми согласно им конституциями (уставами), законами субъектов России, уставами МО.

Органы местной власти владеют определенными разными законами и другими нормативно-правовыми актами (уставами МО) полномочиями, под которыми принимается компетенция вышеуказанных органов публичной власти.

Глава МО считается высшим должностным лицом муниципалитета и уполномочивается уставом МО собственными компетенциями по решению вопросов муниципального значения. Глава МО подконтролен и подотчетен гражданам и представительному органу МО. Указанный Закон описывает случаи раннего прекращения полномочий главы МО (например: смерть, отставка по собственному желанию, отказ от должности, отзыв избирателями).[15]