Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Современная правовая основа местного самоуправления).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Современная правовая основа местного самоуправления
1.2 Структура органов местного самоуправления
1.3 Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
2.1 Актуальные проблемы регулирования деятельности органов местного самоуправления
2.2 Предложения по совершенствованию системы органов местного самоуправления
Определяя органы местной власти вне структуры органов государственной власти, Конституция РФ в то же время дает возможность наделения этих органов разными государственными функциями. В некоторых случаях им должны быть переданы нужные материальные и финансовые средства, а исполнение полномочий - контролироваться государством.
Статья 72 Конституции РФ определяет утверждение общих принципов становления местной власти к совместному ведению России ее субъектов. По предметам общего ведения на основании статьи 76 Конституции РФ «утверждаются федеральные законы и согласованные согласно вышеуказанным законам и другие нормативно-правовые акты субъектов России». Другими словами, федеральное законодательство о местной власти представляет собой «юридическую основу для правового обеспечения местной власти субъектами России». Оно определяет совместные для всех субъектов России подходы к проблемам становления и развития правовой базы местной власти, дает описание главных понятий и терминов, которые используются при правовом регулировании муниципальных отношений.
Главные истоки формирования и работы органов местной власти, утверждаемые Конституцией РФ, взяли свое развитие в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 ноября 2003 г. №131-ФЗ. Вышеуказанный закон согласно Конституции РФ устанавливает роль местной власти в реализации народовластия, правовые, экономические и финансовые базы местной власти и государственные гарантии ее работы, определяет общие принципы формирования местной власти в России.
Федеральные органы государственной власти должны обеспечивать соответствие законодательства субъектов России о местной власти Конституции РФ и нормативно-правовым федеральным законам[7].
Целям реализации федеральных гарантий избирательных прав населения при выборах органов местной власти и должностных лиц муниципального самоуправления обеспечивает Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан России избирать и быть избранными в органы муниципалитета» от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы, охраняющие право на осуществление конституционных прав населения России избирать и быть избранными в органы муниципалитетов в случаях нарушения этих прав.
Основные принципы становления и работы муниципальной службы и главная база правового положения муниципального служащего в России описаны Федеральным законом «О муниципальной службе в России» от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ. Вышеуказанный закон утверждает положения муниципальной должности, муниципальной службы, разряды, ограничения, поощрения, ответственность, гарантии муниципальных служащих и иные факторы муниципальной службы.
Очень важную роль на пути становления правовой основы местной власти определили Указы Президента России и Постановления Правительства России по фактам местной власти[8].
Россия состоит из одинаковых по правам субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республика - это государство, имеющее свою конституцию, а иные субъекты России - уставы. Конституции и уставы субъектов России обязаны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству, они имеют главенство на всей территории России. Именно поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов России пункты о местной власти не должны противостоять главным началам и факторам организации местной власти, утвержденным Конституцией РФ и до этого указанными федеральными законами. Как уже говорилось, формирование главных принципов организации местной власти относится к предметам общего ведения России и также ее субъектов, по которым утверждаются нормативно-правовые акты и принимаемые согласно с ними законы и другие законы и постановления субъектов России.
Основная роль отведена органам государственной власти субъектов России в формировании и реализации системы гарантий местной власти. Они должны обеспечить:
- гарантии денежной самостоятельности местной власти;
- сбалансированность маленьких местных бюджетов на основе определений маленькой бюджетной обеспеченности;
- государственные наименьшие социальные стандарты;
- компенсацию местной власти разных непредусмотренных расходов, которые возникли в итоге решений, утвержденных органами государственной власти субъектов России;
- защиту прав населения на реализацию местной власти[9].
Органы государственной власти субъектов России утверждают свои программы развития местной власти. При этом они реализуют контроль над соблюдением законов о местной власти, обеспечивают соответствие законов субъектов России о местной власти Конституции РФ и федеративным законам. Помимо этого, органы государственной власти субъектов России имеют право наделять органы местной власти разными полномочиями субъектов России с одновременной переправой денежных и финансовых средств, нужных для реализации переданных полномочий и осуществлять контроль над их работой.
Но работа по формированию законодательства субъектов России проходит весьма по-разному. Лишь в некоторой части субъектов России правовую основу можно считать приемлемой, в иных случаях законодательство или не принимается, или утверждается с большими нарушениями федерального законодательства.
Таким образом, при наличии большого разнообразия в подходах к регулированию конкретных вопросов местного самоуправления, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, недопустимо нарушение основ организации и деятельности местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Также можно отметить, что необходимый элемент правовой основы местного самоуправления - уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований предопределили признаваемые и гарантируемые Конституцией Российской Федерации организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления.
Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности местного самоуправления: регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении и др.[10]
1.2 Структура органов местного самоуправления
В настоящее время одним из концептуально значимых вопросов, возникших в ходе практической реализации нового законодательства о местном самоуправлении, стало выстраивание действенной системы органов местного самоуправления в муниципальных образованиях.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией РФ устанавливаются общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяются государственные гарантии его осуществления.
Согласно статье 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[11].
В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют:
1) представительный орган муниципального образования;
2) глава муниципального образования;
3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
4) контрольно-счетный орган муниципального образования;
5) иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения[12].
При этом наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Нужно отметить, что структура органов местной власти - это составная часть ее системы. Последней берется не только набор органов местной власти, работа между ними, основная структура разных органов местной власти, но и полномочия органов, должностных лиц, нормативно-правовая основа их работы, материально-денежные ресурсы.[13]
Органы местной власти для реализации задач и полномочий публичного муниципального управления имеют возможность на эти полномочия и компетенцию.
Основным является владение выборных органов местной власти муниципалитетов и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципалитета). Процедура формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местной власти, а также другие вопросы становления и реализации деятельности вышеуказанных органов утверждаются уставом МО. Название главного органа МО, главы МО, муниципальной администрации определяются законодательством субъекта России с учетом исторических и других местных традиций.
Представительным органом МО служит выборный орган местной власти, имеющий право представлять интересы граждан и осуществлять от его имени решения, относящиеся к территории муниципалитета. Этот орган включает в себя депутатов, которые избираются гражданами путем всеобщего равного и прямого избирательного голосования при тайном решении на основе относящихся к этому нормативно-правовых актов России и субъектов России. Представительный орган МО может реализовывать свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от определенной численности депутатов. Устав МО утверждает численный состав представительного органа муниципалитета и его права и обязанности.
Представительный орган муниципалитета принимает решения в коллегиальном порядке. В отдельную компетенцию этого выборного органа входят:
— утверждение устава муниципалитета и внесение в него изменений;
— распределение муниципального бюджета и отчета о его реализации; установление, изменение и отмена муниципальных налогов и сборов согласно законодательству России о налогах и сборах;
— разработка планов и программ становления и работы МО, разработка отчетов о его реализации;
— утверждение порядка управления и распределения муниципальным имуществом, которое находится в муниципальной собственности;
— утверждение порядка принятия решений об организации и реорганизации, ликвидации муниципальных организаций и учреждений, а также о формировании тарифов на услуги муниципальных организаций и учреждений;
— утверждение порядка участия МО в работе по межмуниципальному сотрудничеству;
— утверждение порядка материально-технической и организационной реализации работы органов местной власти;
— контроль над работой органов местной власти и должностными лицами местной власти полномочий по решению вопросов муниципалитета.[14]
Другие полномочия представительных органов МО описываются федеральными законами и принимаемыми согласно им конституциями (уставами), законами субъектов России, уставами МО.
Органы местной власти владеют определенными разными законами и другими нормативно-правовыми актами (уставами МО) полномочиями, под которыми принимается компетенция вышеуказанных органов публичной власти.
Глава МО считается высшим должностным лицом муниципалитета и уполномочивается уставом МО собственными компетенциями по решению вопросов муниципального значения. Глава МО подконтролен и подотчетен гражданам и представительному органу МО. Указанный Закон описывает случаи раннего прекращения полномочий главы МО (например: смерть, отставка по собственному желанию, отказ от должности, отзыв избирателями).[15]