Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Современная правовая основа местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Местное самоуправление является одним из наиважнейших институтов современного общества. В настоящее время именно оно является единовременно формой самоорганизации граждан и (в ином качестве) составной частью нашего общества. Так же оно служит проявлением публичной власти - инструментом демократического участия граждан в управлении совместными делами, элементом рыночной экономической системы. Местное самоуправление восполняет недочеты рынка в части оказания услуг населению и управлению хозяйственной деятельности.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что  интерес к проблемам управления местной власти не исчезает, а наоборот усиливается, вопросы становления местного самоуправления признаны федеральной властью одной из главных задач государства. Местное самоуправление в Российской Федерации имеет исторические истоки, хотя нынешняя ситуация и отличается от той, что была раньше, но при выборе оптимальной системы организации местного самоуправления не нужно забывать об историческом опыте при формировании нормативно-правовой базы определяющей деятельность органов местной власти.

В настоящее время уже можно оценить фактическую реализацию Федерального закона  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года, оценить достоинства и недостатки установившейся формы местного самоуправления, представить перспективы развития российской муниципальной системы.

Система органов местного самоуправления описывается в главном законе страны - Конституции РФ и включает в себя список органов местного самоуправления, учреждаемых в каждом муниципальном образовании. Система органов местного самоуправления, как самостоятельный раздел науки муниципального права, разработан сравнительно неплохо. Проблемам становления системы органов местного самоуправления в научной литературе уделяется сегодня достаточно большое внимание. Но не все вопросы организации и работы органов местной власти, определения их местоположения и значения в структуре публичной власти изучены всесторонне. Некоторые современные ученые обращают внимание на недочеты, связанные с применением на практике  настоящего законодательства о местном самоуправлении.  

Объектом изучения курсовой работы является местное самоуправление в России. Действующее законодательство определяет систему местного самоуправления, давая точные значения муниципальным образованиям. 


Предмет исследования - недочеты работы, развития и изменения системы органов местной власти.

Целью работы является исследование теоретических основ организации системы и структуры органов местного самоуправления.

Цели исследования обусловили постановку и решение следующих задач  работы:

1. Определить современную правовую основу местного самоуправления;

2. Рассмотреть структуру органов местного самоуправления;

3. Определить правовой статус органов местного самоуправления;

4. Рассмотреть компетенцию органов местного самоуправления;

5. Оценить проблемы развития системы органов местного самоуправления в РФ и наметить возможные пути их решения.

Теоретическую основу курсовой работы определяют федеральные, региональные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов местной власти, действующие (и ранее действовавшие) нормативно-правовые акты и другие источники права в Российской Федерации, работы теоретиков и практиков.  Помимо этого, в работе так же были проанализированы учебные пособия, справочники, монографии, периодические издания, которые позволили наиболее разносторонне выяснить заявленную проблему.

Заметный вклад в разработку теории местного самоуправления внесли А.А. Акмалова, Г. В. Барабашев, В. А. Баранчиков, Н. С. Бондарь, Т. М. Бялкина, И. В. Выдрин, Ю. А. Дмитриев, М. А. Краснов, Е. М. Ковешников, А. Н. Кокотов, Е. Е. Некрасов, Л. А. Нудненко, И. И. Овчинников, Н.Л. Пешин, Н. В. Постовой, А. С. Прудников, В. В. Пылин, М. И. Семенов, А. А. Сергеев, В. А. Сивицкий, А. Я. Слива, Н. С. Тимофеев, А. А. Уваров, К. Ф. Шеремет, Е. С. Шугрина и др.

В последние годы  появились работы Л. А. Андреевой, Д. А. Баринова, А. С. Борисова, А. Е. Гавришева, О. В. Кудряковой, С. Н. Лопатина по отдельным вопросам правотворчества органов местного самоуправления. 

Методологическую основу исследования составили: общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: сравнительного правоведения, системно-структурный, историко-юридический и конкретно-социологический.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


1.1 Современная правовая основа местного самоуправления

Местная власть в России представляет собой один из главных институтов современного общества. На сегодняшний день оно является единовременно формой самоорганизации населения и составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (рычагом демократического участия населения в управлении делами своего муниципалитета) и элементом рыночной экономической системы (дополняя недочеты рынка в части оказания услуг гражданам и управлении хозяйственной деятельности)[1]

Принимая во внимание специфику устроенной независимости местной власти, которой описывается настоящий этап становления и реформирования местной власти, а также обоснованность вышеуказанного этапа в истории развития необходимо рассмотреть реформирование конституционно-правовых основ местной власти на современном уровне развития.

Местное самоуправление - это «формирование власти в муниципалитетах, предполагающее собственное решение гражданами вопросов муниципального значения». Настоящая и эффективная местная власть может быть только при наличии некоторых предпосылок и факторов, которые в своей общности составляют основы местной власти. Одна из таких главных основ - это правовая основа местной власти[2].

 Правовая основа местной власти - это система нормативно-правовых актов, которые обеспечивают четкое регулирование вопросов становления и развития деятельности местной власти в России. Правовую основу местной власти в России составляют:

- Европейская хартия местного самоуправления;

- Конституция России;

- федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;

 - конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации; уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления (Приложение 1).

На основании статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России - это составная и неотъемлемая часть ее правовой системы. Если международным договором России определены другие правила, чем предусмотренные законом, то используются правила международного договора»[3].


 Для примера, один из таких актов международного права, важнейший элемент правовой основы местной власти в России – это подписанная от имени России и вступившая в силу для России с 01 сентября 1998 года Европейская хартия местной власти 28 февраля 1996 года. Она ратифицирована Федеральным собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 11.04.98 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления»), создана и утверждена Советом Европы 15 октября 1985 года.

 Европейская хартия местной власти дает определение местной власти (ст. 3), также определяет общие принципы закрепления полномочий самоуправления  (ст. 4),  устанавливает  гарантии  защиты  муниципалитета  местной властью (ст. 5), право местной власти устанавливать свои внутренние административные структуры (ст. 6). Помимо этого, она содержит положения об условиях реализации деятельности на местном уровне (ст. 7). Содержит информацию об истоках финансирования органов местной власти (ст.9), об административном контроле над работой органов местной власти (ст.8), а также устанавливает право органов местной власти на объединение (ст. 10) и право на судебную поддержку для обеспечения полного осуществления ими своих обязанностей (ст.11)[4].

 Также Европейская хартия местной власти определяет обязательства государств, ратифицировавших ее, в том числе Россию. Так, на основании статьи 2 «принцип местной власти должен быть постановлен во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государств». Россия как союзник этого договора берет на себя обязанности по соблюдению утвержденного статьей 12 минимального уровня гарантий становления и работы местной власти на отдельной территории. Европейская хартия местной власти определяет ответственность государств - членов Совета Европы, в том числе России, отправлять Генеральному секретарю Совета Европы всю нужную информацию о нормативно-правовых актах и других мерах, предпринятых для того, чтобы соответствовать Европейской хартии местного самоуправления.

 Тем самым, Европейская хартия местной власти, которая является основным звеном правовой системы регулирования местной власти в России, определяет не только главные принципы и положения правового разграничения местной власти, но и наименьшие необходимые рамки по количеству и содержанию иных элементов правовой основы: Конституции РФ, федеральных законов, касающихся вопросов местной власти и др.[5]


 Конституция РФ - это главный закон государства, который имеет отдельное место в правовой системе местной власти. В ней определяются главные принципы формирования и развития деятельности местной власти в России, «видятся общие контуры устройства самой родной к гражданам власти - органов местной власти», устанавливаются общие принципы формирования и деятельности муниципальной власти, одинаковые для всей структуры местной власти в муниципалитетах России.

 В первую очередь, на основании статьи 12 «в России утверждается и гарантируется местная власть». Конституция РФ имеет отдельную главу о местной власти из четырех статей (ст. 130-133), а, помимо этого, перечень положений имеется в ст.ст. 8, 9, 15, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 68 Конституции РФ. С точки зрения формирования и принципов местной власти главное значение занимают такие конституционные утверждения:

- местная власть в рамках своих полномочий имеет право принимать решения самостоятельно;

- органы местной власти не входят в структуру органов государственной власти;

- местная власть охраняет право самостоятельного решения гражданами вопросов муниципального значения, собственности, использования и распределения муниципальным имуществом;

- местная власть реализуется населением при помощи референдумов, разных выборов, иных форм своего волеизъявления, на основании выборных и иных органов местной власти;

- форма органов местной власти выбирается гражданами самостоятельно;

- смена границ территорий муниципалитетов, в которых реализуется местная власть, может быть с учетом мнения граждан именно этих территорий.

 В Конституции РФ имеются и иные важные утверждения, описывающие сущность, структуру и гарантии местной власти. Таким образом, определяется, что оно реализуется с учетом исторических и других местных традиций. Конституция РФ определяет главные предметы ведения органов местной власти:

- распределение муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение муниципального бюджета;

- определение муниципальных налогов и сборов;

- реализация охраны общественного порядка;

- другие вопросы местного значения.

Конституцией РФ утверждены такие гарантии местной власти:

- право на использование судебной защиты;

- право на компенсацию разных расходов, которые возникли в ходе работы и решений, утвержденных органами государственной власти;

- запрет на ограничение прав местной власти[6].