Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Современная правовая основа местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обобщение опыта регионов, возможно, целесообразно и по другим направлениям. Например, по организационным вопросам (межведомственному взаимодействию на уровне субъектов Федерации, взаимодействию между региональными органами власти и органами местного самоуправлению, проведению социологических опросов и др.), по методикам сопоставления муниципальных образований (в частности, регионы могут сравнивать все муниципальные образования по их группам, соответственно, интерес представляют используемые подходы к группировке муниципальных образований) и т. д. и т. п.

Второе направление методической поддержки регионов касается разработки рекомендаций по планированию показателей оценки эффективности деятельности органов МСУ. По этим вопросам федеральные власти вообще не предложили никаких рекомендаций или инструкций, хотя вопрос очень сложный.

Третье направление работы по совершенствованию системы оценки эффективности деятельности органов МСУ — это проработка вопроса о создании такой системы, которая позволяла бы сравнивать муниципальные образования по всем субъектам Федерации. На сегодняшний день многие вопросы решаются в рамках методики региональными властями (это дополнительные показатели, нормативные значения показателей и др.). С одной стороны, это правильный подход, о многих особенностях регионов и муниципалитетов гораздо лучше осведомлены власти на местах.

С другой стороны, такой подход не позволяет сравнивать муниципалитеты друг с другом. Возможна разработка дополнительной, скорее всего упрощенной, методики оценки эффективности деятельности органов МСУ именно для сравнения муниципалитетов.

Наконец, четвертое перспективное направление совершенствования системы оценки эффективности деятельности органов МСУ — разработка системы оценки для поселений. Задача эта непростая, требующая решения целого ряда вопросов, в том числе:

• разработки системы показателей для оценки эффективности деятельности органов МСУ поселений, соответствующей вопросам местного значения поселений;

• проработки вопроса о встраивании системы оценки эффективности деятельности органов МСУ поселений в общую систему оценки эффективности деятельности органов власти всех уровней (в том числе решение вопроса о возложении ответственности за организацию такой оценки на органы МСУ муниципальных районов или органы власти субъектов Федерации);

• оценки кадрового потенциала и финансовых возможностей поселений для проведения оценки эффективности деятельности их органов МСУ;


• совершенствования системы российской статистики, позволяющей адекватно оценивать эффективность деятельности органов МСУ поселений[24].

Даже если в ближайшее время оценка эффективности деятельности органов МСУ поселений и не представляется возможной, рано или поздно к этому вопросу все равно стоит вернуться.

Тем самым, в заключение первой главы выпускной квалификационной работы можно подвести следующие итоги:

Институты местной власти в России имеют давнюю историю, описанную особенностями Российского государства, отображенными в специфике географических и демографических факторов, а также его традициями.

В процессе развития реформы местной власти в настоящей России можно и нужно приобщать исторический опыт правового регулирования местной власти, что будет плодотворно сказываться на формировании благоприятных условий социально-экономического развития территорий и повышению качества жизни граждан России.

Местная власть в России представляет собой один из главных институтов сегодняшнего общества. Сегодня оно является совместно формой самоорганизации населения страны и составной частью гражданского сообщества, уровнем публичной власти и элементом рыночной экономической структуры.

Правовая база местной власти видится как структура нормативно-правовых актов помогающих эффективной регулировке вопросов становления и развития местной власти в России.

Система органов местного самоуправления - организационно упорядоченная совокупность органов местного самоуправления в рамках конкретного муниципального образования, закрепленных в действующем законодательстве, имеющих самостоятельный статус, обладающих собственной компетенцией, находящихся во взаимосвязи, взаимозависимости и объединенных едиными целями и задачами по решению вопросов местного значения в интересах населения.

Структура органов местного самоуправления - внутреннее содержание и строение системы органов местного самоуправления, представляющее собой перечень входящих в систему органов местного самоуправления органов. Они выполняют определенные функции и имеющих (или не имеющих) внутренние подразделения в зависимости от вида муниципального образования, численности населения, проживающего на данной территории, а также с учетом исторических и местных традиций.


ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 Актуальные проблемы регулирования деятельности органов местного самоуправления

В Конституции РФ отмечено, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Также они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления[25].

Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, следовательно, является самостоятельным образованием. На местном уровне решаются вопросы местного значения, специально на то уполномоченные органы осуществляют координацию, регулирование, упорядочение его деятельности. На них возложен груз ответственности, можно сказать, обязанностей перед населением соответствующего муниципального образования.

Однако органы местного самоуправления вряд ли можно считать самостоятельными властными структурами, «поскольку они в последнее время почти повсеместно оказались «встроенными» в вертикаль государственной исполнительной власти. Конституционная формула местного самоуправления как самостоятельного и под свою ответственность решения населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения не реализована, поскольку и институты непосредственной демократии не функционируют в необходимом качестве, и представительная демократия в местном самоуправлении не справляется со своими задачами»[26].

Представительный орган местного самоуправления с наибольшей полнотой выражает интересы населения, от их имени принимает решения по наиболее значимым местным вопросам.

В реальной жизни все наоборот, происходит изменение демократической сущности местного самоуправления. Вопросы местного значения решают органы местного самоуправления, у населения ограничены возможности непосредственного влияния на проводимую ими политику.

По Федеральному Закону от 6 октября 2003 г № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган может состоять как из глав поселений, входящих в состав муниципального района, так и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей или может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании»[27]. А представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.


Таким образом, предусмотрены разные способы выборов, но наиболее распространенной проблемой на сегодняшний день является коррупционность данной процедуры, избрание определенного круга «избранных» лиц, использование всяких методов для достижения неправомерных целей.

Законодательством РФ предусмотрено, что выборы являются свободными и добровольными, участие осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании[28]. Однако, на практике, выбор определенного кандидата является навязанным, состав представительного органа формируется из наиболее «востребованных» для правящей элиты лиц. Население, будучи осведомленным про такую деятельность, не выступает против нее, боясь наступления неблагоприятных последствий.

С другой стороны, свобода и добровольность иногда могут посодействовать избранию определенного депутата, путем подделки подписей, подписанием бюллетеней за других лиц.

Вместе с тем, на представительный орган возложены исключительные полномочия, от которых зависит благополучие, благосостояние дальнейшего развития муниципального образования. Представительный орган незаменимый, обязательный орган в структуре органов местного самоуправления. Существенную роль в регулировании муниципальных выборов играют также уставы муниципальных образований, устанавливающие некоторые принципиальные положения, существенно отличающие порядок выборов муниципальных органов в одних муниципальных образованиях от других.

Спорным остается вопрос применения на муниципальных выборах разных избирательных систем. Согласно, Федеральному закону от 21.07.2005 N 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Следовательно, возникает проблема точного определения избирательной системы, поскольку достаточная гибкость этих законодательных установлений, предусматривает возможность самостоятельного выбора субъектами Федерации видов избирательных систем и решающую роль самих муниципальных образований в этом деле.

На практике пределы усмотрения субъектов РФ, при определении применения устанавливаемых ими избирательных систем в муниципальных образованиях оказались весьма широки. Законами устанавливается численность избирателей в муниципальных образованиях безотносительно к видам муниципальных образований, виды муниципальных образований безотносительно к численности проживающих в них избирателей, наконец, сочетание видов муниципальных образований и численности избирателей в них.


В настоящее время местные выборы представительного органа в большинстве случаев проходят по мажоритарной системе. Пропорциональная и смешанная избирательная система на муниципальных выборах получила распространение в наиболее крупных муниципалитетах, а именно в городских или муниципальных районах.

Пропорциональная избирательная система по выборам депутатов местного самоуправления отводит возможности для участия в выборах всех зарегистрированных избирательных объединений (политических партий, общественных организаций). Даже незначительные политические партии смогут войти в состав выборного представительного органа местного самоуправления, показывая, что во властных структурах задействованы и элита, и так называемая оппозиция. Между тем законодательство предоставляет право выдвигать кандидатов или списка кандидатов только политическим партиям общефедерального уровня, создание же региональных и местных партий, призванных выражать местные интересы, в нашей стране не предусмотрено, тогда как на уровне местного самоуправления речь идет об интересах и потребностях местного сообщества связанные с повседневной жизнью.

Таким образом, пропорциональная система способствует снижению активности населения муниципальных образований, возможностей общественного контроля по отношению к выборным лицам. Смешанная избирательная система, сочетает в себе и мажоритарную и пропорциональную избирательную систему, без ущемления прав. В то же время смешанная избирательная система приводит к тому, что территориальное расположение избирательных округов увеличивается в два раза, а соответственно – количество избирателей с их проблемами и наказами. Объединение округов ведет к тому, что два действующих депутата, ранее работавших бок о бок, становятся конкурентами друг другу. «Списочные» же депутаты муниципального образования, исходя из сложившейся практики депутатов Государственной Думы РФ и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, избранных по партийным спискам, станут далеки от народа, их избравшего, связь с избирателями будет полностью потеряна до следующих выборов. Эта же проблема может сложиться при пропорциональной избирательной системе местных выборов[29].

Таким образом, не существует единого подхода к формированию местных органов, кто-то дает предпочтение мажоритарной системе, другой – пропорциональной, а третьи – смешанной. Наиболее благоприятным выходом является оставление на усмотрение муниципальных образований способа избрания местных депутатов, с обязательным закреплением в региональном законодательстве, с учетом численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования.