Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (ООО «ФРОНТСТРОЙ»).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Понятие мотивации персонала
1.2. Система мотивации персонала на предприятии
1.3. Описание мотивационных типов работников предприятий
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОТИВАЦИОННЫХ ТИПОВ РАБОТНИКОВ КОМПАНИИ ООО «ФРОНТСТРОЙ»
2.1. Краткая характеристика компании ООО «ФронтСтрой»
2.2. Характеристика персонала компании «ФронтСтрой»
2.3. Определение мотивационных типов и уровня трудовой мотивации работников компании
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ КОМПАНИИ ООО «ФРОНТСТРОЙ»
3.1. Способы системы премирования работников компании
3.2. Разработка нематериальной мотивации работников компании
Приложение 1. Человек как сочетание чистых мотивационных типов
Приложение 2. Мотивационный тест «Motype» Герчикова
1. Ваше Имя
2. Пол
3. Возраст (лет):
4. Ваше образование
5. Что Вы больше всего цените в своей работе? Можете дать один или два варианта ответа: |
Что я в основном сам решаю, что и как мне делать |
||||||||||||||||||||||||||||||
Что она дает мне возможность проявить то, что я знаю и умею |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Что я чувствую себя полезным и нужным |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Что мне за нее относительно неплохо платят |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Особенно ничего не ценю, но эта работа мне хорошо знакома и привычна |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Другое |
|||||||||||||||||||||||||||||||
6. Какое выражение из перечисленных Вам подходит более всего? Дайте только один ответ: |
Я могу обеспечить своим трудом себе и своей семье приличный доход |
||||||||||||||||||||||||||||||
В своей работе я - полный хозяин |
|||||||||||||||||||||||||||||||
У меня достаточно знаний и опыта, чтобы справиться с любыми трудностями в моей работе |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Я - ценный, незаменимый для организации работник |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Я всегда выполняю то, что от меня требуют |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Другое |
|||||||||||||||||||||||||||||||
7. Как Вы предпочитаете работать? Можете дать один или два варианта ответа: |
Предпочитаю делать то, что знакомо, привычно |
||||||||||||||||||||||||||||||
Нужно, чтобы в работе постоянно появлялось что-то новое, чтобы не стоять на месте |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Чтобы было точно известно, что нужно сделать и что я за это получу |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Предпочитаю работать под полную личную ответственность. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Готов(а) делать все, что нужно для организации |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Другое |
|||||||||||||||||||||||||||||||
8. Допустим, что Вам предлагают другую работу в Вашей организации. При каких условиях Вы бы на это согласились? Можете дать один или два варианта ответа: |
Если предложат намного более высокую зарплату |
||||||||||||||||||||||||||||||
Если другая работа будет более творческой, интересней, чем нынешняя |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Если новая работа даст мне больше самостоятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Если это очень нужно для организации |
|||||||||||||||||||||||||||||||
При всех случаях я предпочел (предпочла) бы остаться на той работе, к которой привык (привыкла) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Другое |
|||||||||||||||||||||||||||||||
9. Попробуйте определить, что для Вас означает Ваш заработок? Можете дать один или два варианта ответа: |
Плата за время и усилия, потраченные на выполнение работы |
||||||||||||||||||||||||||||||
Это, прежде всего, плата за мои знания, квалификацию |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Оплата за мой трудовой вклад в общие результаты деятельности организации |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Мне нужен гарантированный заработок - пусть небольшой, но чтобы он был |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Какой бы он ни был, я его заработал(а) сам(а) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Другое |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос |
Ответы |
||||||||||||||||||||||||||||||
Очень важно |
Не очень важно |
Совсем не важно |
|||||||||||||||||||||||||||||
10. Как Вы относитесь к перечисленным источникам дохода? Дайте только один ответ по каждой строке, который больше всего соответствует Вашему мнению: |
Заработная плата и премии; пенсии; стипендии |
||||||||||||||||||||||||||||||
Доплаты за квалификацию |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Доплаты за тяжелые и вредные условия работы |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Социальные выплаты и льготы, пособия |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Доходы от капитала, акций |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Любые дополнительные приработки |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Приработки, но не любые, а только по своей специальности |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Доходы от личного хозяйства, дачного участка и т.п. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Выигрыш в лотерею, казино и пр. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
11. На каких принципах, по-вашему, должны строиться отношения между работником и организацией? |
Работник должен относиться к организации, как к своему дому, отдавать ей все и вместе переживать трудности и подъемы |
||||||||||||||||||||||||||||||
Работник продает организации свой труд и, если ему не дают хорошую цену, он вправе найти другого покупателя |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Работник приходит в организацию для самореализации и относится к ней, как к месту реализации своих способностей |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Работник тратит на организацию свои силы, а организация должна взамен гарантировать ему зарплату и социальные блага |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Другое |
|||||||||||||||||||||||||||||||
12. Как Вы считаете, почему в процессе работы люди проявляют инициативу, вносят различные предложения? |
Чувствуют особую ответственность за свою работу |
||||||||||||||||||||||||||||||
Из-за стремления реализовать свои знания и опыт, выйти за установленные работой рамки |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Чаще всего из-за желания улучшить работу своей организации |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Просто хотят «выделиться» или завоевать расположение начальства |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Хотят заработать, поскольку всякая полезная инициатива должна вознаграждаться |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Другое |
|||||||||||||||||||||||||||||||
13. Какое суждение о коллективной работе Вам ближе? |
Коллектив для меня очень важен, одному хороших результатов не добиться |
||||||||||||||||||||||||||||||
Предпочитаю работать автономно, но чувствую себя так же хорошо, когда работаю вместе с интересными людьми |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Мне нужна свобода действий, а коллектив чаще всего эту свободу ограничивает |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Можно работать и в коллективе, но платить должны по личным результатам |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Мне нравится работать в коллективе, так как там я среди своих |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Другое |
|||||||||||||||||||||||||||||||
14. Представьте себе, что у Вас появилась возможность стать совладельцем Вашей организации. Воспользуетесь ли Вы этой возможностью? |
Да, так как я смогу участвовать в управлении организацией |
||||||||||||||||||||||||||||||
Да, потому что это может увеличить мой доход |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Да, так как настоящий работник должен быть совладельцем |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Вряд ли - на заработке это не скажется, участие в управлении меня не интересует, а работе это помешает |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Нет, не нужны мне лишние заботы |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Другое |
|||||||||||||||||||||||||||||||
15. Представьте, пожалуйста, что Вы сейчас ищете работу. Вам предлагают несколько работ. Какую из них Вы выберете? |
Наиболее интересную, творческую |
||||||||||||||||||||||||||||||
Наиболее самостоятельную, независимую |
|||||||||||||||||||||||||||||||
За которую больше платят |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Чтобы за не слишком большие деньги не требовалось особенно «надрываться» |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Не могу представить, что я уйду из нашей организации |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Другое |
|||||||||||||||||||||||||||||||
16. Что Вы, прежде всего, учитываете, когда оцениваете успехи другого работника в Вашей организации? |
Его зарплату, доходы, материальное положение |
||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень его профессионализма, квалификации |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Насколько хорошо он «устроился» |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Насколько его уважают в организации |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Насколько он самостоятелен, независим |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Другое |
|||||||||||||||||||||||||||||||
17. Если положение в Вашей организации ухудшится, на какие перемены в Вашей работе и положении Вы согласитесь ради того, чтобы остаться на работе? |
Освоить новую профессию |
||||||||||||||||||||||||||||||
Работать неполный рабочий день или перейти на менее квалифицированную работу и меньше получать |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Перейти на менее удобный режим работы |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Работать более интенсивно |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Соглашусь просто терпеть, потому что деваться некуда |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Скорее всего я просто уйду из этой организации |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Другое |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Если Вы НЕ руководитель - отметьте ответ "другое" и переходите к вопросу 19 |
Возможность принимать самостоятельные, ответственные решения |
||||||||||||||||||||||||||||||
Возможность принести наибольшую пользу организации |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Высокий уровень оплаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Возможность организовывать работу других людей |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Возможность наилучшим образом применить свои знания и умения |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Ничего особенно не привлекает, за положение руководителя не держусь |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Другое |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Если Вы - руководитель - отметье ответ "другое", Вы уже ответили в вопросе 18 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Приложение 3. Направления использования модели Герчикова
Таблица 1
Как стимулировать сотрудников с разными типами мотивации
Формы стимулирова ния |
Мотивационный тип |
||||
Инструменталь ный |
Профессиналь ный |
Патриотичес кий |
Хозяйский |
Люмпенизи- рованный |
|
Негативные |
Нейтральна |
Запрещена |
Применима |
Запрещена |
Базовая |
Денежные |
Базовая |
Применима |
Нейтральна |
Применима |
Нейтральна |
Натуральные |
Применима |
Нейтральна |
Применима |
Нейтральна |
Базовая |
Моральные |
Запрещена |
Применима |
Базовая |
Нейтральна |
Нейтральна |
Патернализм |
Запрещена |
Запрещена |
Применима |
Запрещена |
Базовая |
Организацион ные |
Нейтральна |
Базовая |
Нейтральна |
Применима |
Запрещена |
Участие в управлении |
Нейтральна |
Применима |
Применима |
Базовая |
Запрещена |
Таблица 2
Предпочтительные типы мотивации при расстановке персонала
Тип деятельности |
Позиция |
Тип мотивации |
Исполнитель работ с четко измеримым результатом |
Менеджер по продажам |
Инструментальная |
Исполнитель на автономной работе |
Агент, торговый представитель |
Хозяйская, профессиональная, |
Исполнитель на простых работах |
Слесарь-ремонтник |
Инструментальная |
Исполнитель на простых работах |
Оператор полуавтоматической машины |
Инструментальная, избегательная |
Исполнитель на простых работах |
Фальцовщик |
Люмпенская |
Специалист с функциональным характером |
Менеджер по маркетингу, HR-специалист |
Профессиональная |
Руководитель подразделения |
Начальник отдела или цеха |
Хозяйская и патриотическая |
Высший управляющий |
Генеральный директор |
Хозяйская |
Приложение 4. Тест «Формирование положительной групповой мотивации» (методика Розановой В.А.)
№ |
Преобладающие факторы |
Оценка в баллах |
Преобладающие факторы |
1 |
Высокий уровень сплоченности группы |
7654321 |
Низкий уровень сплоченности группы |
2 |
Высокая активность членов группы |
7654321 |
Низкая активность членов группы |
3 |
Нормальные межличностные отношения в группе |
7654321 |
Плохие межличностные отношения в группе |
4 |
Отсутствие конфликтов в группе |
7654321 |
Наличие конфликтов в группе |
5 |
Высокий уровень групповой совместимости |
7654321 |
Низкий уровень групповой совместимости |
6 |
Личностное осмысление организационных целей и их принятие |
7654321 |
Непринятие работниками организационных целей |
7 |
Признание авторитета руководителя |
7654321 |
Члены группы не принимают авторитета руководителя |
8 |
Уважение к компетентности руководителя |
7654321 |
Члены группы не отдают должного компетентности руководителя |
9 |
Признание лидерских качеств руководителя |
7654321 |
Члены группы не считают своего руководителя лидером |
10 |
Наличие доверительных отношений членов группы с руководителем |
7654321 |
Отсутствие доверительных отношений членов группы с руководителем |
11 |
Участие членов группы в процессе принятия решений |
7654321 |
Непринятие членами группы участия в обсуждении и принятии решений |
12 |
Есть условия для выражения творческого потенциала членов группы |
7654321 |
Нет условий для выражения творческого потенциала членов группы |
13 |
Стремление принять ответственность членами группы за выполняемую работу |
7654321 |
Отсутствие стремления у членов группы принимать ответственность за выполняемую работу |
14 |
Наличие хорошего психологического климата в группе |
7654321 |
Наличие плохого психологического климата в группе |
15 |
Высокий уровень контроля за действиями каждого члена группы |
7654321 |
Низкий уровень контроля за действиями каждого члена группы |
16 |
Наличие активной жизненной позиции внутри группы |
7654321 |
Отсутствие активной жизненной позиции внутри группы |
17 |
Стремление к самореализации у членов группы |
7654321 |
Отсутствие стремления к самореализации у членов группы |
18 |
Высокая степень согласованности действий |
7654321 |
Слабая степень согласованности у членов группы |
19 |
Сформированность общегрупповых ценностей |
7654321 |
Отсутствие общегрупповых ценностей |
20 |
Отсутствие стрессов внутри группы |
7654321 |
Наличие стрессов внутри группы |
21 |
Желание работать в группе |
7654321 |
Стремление членов группы работать индивидуально |
22 |
Положительное отношение руководителя к своим подчиненным |
7654321 |
Отрицательное отношение руководителя к членам рабочей группы |
23 |
Положительное отношение членов группы к своему руководителю |
7654321 |
Отрицательное отношение членов группы к своему руководителю |
24 |
Принятие нравственных норм поведения внутри группы |
7654321 |
Отсутствие нравственных норм поведения внутри группы |
25 |
Умение проявлять самостоятельность в решении поставленных задач членами группы |
7654321 |
Отсутствие стремления самостоятельно решать поставленные задачи у членов группы |
Оценка результатов:
25 – 48 баллов: группа отрицательно мотивирована;
49 – 74 баллов: группа слабо мотивирована;
75 –125 баллов: группа недостаточно мотивирована на получение положительных результатов;
126 – 151 баллов: группа в достаточной степени мотивирована на достижение успеха в деятельности;
152 – 175 баллов: группа положительно мотивирована на успех в деятельности.