Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
Опросник применяется для самооценки уровня удовлетворенности работой, как личности, так и коллектива в целом, а также выбор некоторых эффективных методов мотивации трудовой активности. Он содержит 14 утверждений. Каждое утверждение может быть оценено от 1 до 5 баллов. Итоговый показатель может колебаться от 14 до 70 баллов. Бланк опросника и ключ в Приложении 3.
Если результат равен 40 баллам и более, то есть основания говорить о неудовлетворенности профессиональной деятельностью. И, напротив, если он меньше 40 баллов, можно судить об удовлетворенности работой.
Настоящая методика может также применяться для оценки удовлетворенности работой целого коллектива (группы). В таком случае используются средние величины показателей. При этом оценка результатов производится по следующей шкале;
15-20 баллов - вполне удовлетворены работой;
21-32 балла - удовлетворены;
33-44 балла - не вполне удовлетворены;
45-60 баллов - не удовлетворены;
более 60 баллов - крайне не удовлетворены.
Анализ и обсуждение результатов исследования
С помощью методики исследования организационной культуры (OCAI) в организации ООО «Властелин» были получены первичные данные, они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Первичные данные по методике диагностики организационной культуры (OCAI) в организации ООО «Властелин»
Типы культуры Работники |
Теперь |
Предпочтительно |
||||||
А |
В |
С |
D |
А |
В |
С |
D |
|
1 |
160 |
140 |
160 |
240 |
280 |
110 |
130 |
180 |
2 |
140 |
180 |
170 |
210 |
280 |
90 |
130 |
200 |
3 |
100 |
90 |
290 |
220 |
140 |
280 |
170 |
110 |
4 |
140 |
100 |
210 |
250 |
140 |
240 |
210 |
110 |
5 |
120 |
170 |
220 |
190 |
320 |
170 |
150 |
160 |
6 |
215 |
100 |
220 |
165 |
220 |
90 |
235 |
165 |
7 |
75 |
75 |
250 |
300 |
75 |
75 |
250 |
300 |
8 |
170 |
180 |
140 |
210 |
130 |
80 |
190 |
300 |
9 |
130 |
120 |
260 |
190 |
205 |
135 |
205 |
165 |
10 |
210 |
165 |
110 |
195 |
230 |
180 |
130 |
160 |
11 |
105 |
115 |
250 |
230 |
170 |
185 |
175 |
170 |
12 |
155 |
155 |
195 |
195 |
185 |
175 |
455 |
185 |
13 |
135 |
135 |
175 |
255 |
265 |
165 |
135 |
135 |
14 |
165 |
140 |
190 |
205 |
225 |
170 |
125 |
160 |
15 |
215 |
145 |
135 |
195 |
150 |
200 |
200 |
150 |
16 |
100 |
90 |
290 |
220 |
140 |
280 |
170 |
110 |
17 |
140 |
100 |
210 |
250 |
140 |
240 |
210 |
110 |
18 |
120 |
170 |
220 |
190 |
320 |
170 |
150 |
160 |
19 |
215 |
100 |
220 |
165 |
220 |
90 |
235 |
165 |
20 |
75 |
75 |
250 |
300 |
75 |
75 |
250 |
300 |
Анализ первичных данных представлен в таблице 2 и на рисунке 1.
Таблица 2
Результаты по методики исследования организационной культуры (OCAI) в организации ООО «Властелин»
№ |
Тип организационной культуры |
имеющейся организационной культуры |
предпочтительной организационной культуры |
1 |
клановая |
260,7 |
493,6 |
2 |
адхократична |
280,7 |
365 |
3 |
рыночная |
440 |
300,7 |
4 |
иерархическая |
497,2 |
343,6 |
Рисунок 1. Графический профиль имеющейся и предпочтительной организационной культуры в организации ООО «Властелин»
Примечание:
- Профиль имеющейся организационной культуры организации ООО «Властелин».
- Профиль предпочтительной организационной культуры организации ООО «Властелин».
1 - клановая культура;
2 - адхократическая культура;
3 - рыночная культура;
4 - иерархическая культура.
Как видно из таблицы 2 и рисунка 1, на сегодняшний момент в данной организации доминируют типы иерархической и рыночной организационных культур с небольшим преобладанием иерархического типа организационной культуры. Следовательно, работа в данной организации четко структурирована и формализована. Действия и поведение работников подчиняются нормам и правилам, зафиксированным в определенных документах. Всех членов подразделения связывают формальные отношения. Имеется тенденция стремления к неизменности и стабильности. Согласно профиля предпочтительной организационной культуры можно сделать вывод, что сотрудники организации желали бы, чтобы доминировал тип клановой организационной культуры.
На рисунке 1 видно, что различия между текущим и предпочитаемым типом организационной культуры в данном подразделении незначительны на осях адхократической и рыночной типов культур. Тогда как различия между имеющимися и предпочитаемыми уровнями клановой и иерархической типов организационных культур относительно велики.
Таким образом, в организации ООО «Властелин», с классическим типом, где сотрудники находятся в офисе перед непосредственным руководителем, выявляется доминирующие типы иерархической и рыночной организационных культур с преобладанием иерархического типа организационной культуры.
С помощью методики исследования организационной культуры (OCAI) в организации ООО «Марс» были получены первичные данные, они представлены в таблице 3.
Таблица 3
Первичные данные по методике диагностики организационной культуры (OCAI) в организации ООО «Марс»
Типы культуры Работники |
Теперь |
Предпочтительно |
||||||
А |
В |
С |
D |
А |
В |
С |
D |
|
1 |
125 |
135 |
240 |
210 |
145 |
120 |
175 |
245 |
2 |
100 |
100 |
350 |
150 |
160 |
110 |
290 |
140 |
3 |
165 |
130 |
215 |
190 |
185 |
155 |
215 |
145 |
4 |
160 |
170 |
200 |
170 |
180 |
150 |
180 |
170 |
5 |
100 |
195 |
280 |
125 |
265 |
160 |
145 |
130 |
6 |
195 |
180 |
175 |
150 |
195 |
165 |
160 |
130 |
7 |
160 |
170 |
200 |
170 |
180 |
150 |
180 |
170 |
8 |
160 |
145 |
205 |
190 |
175 |
135 |
195 |
195 |
9 |
160 |
170 |
200 |
170 |
180 |
150 |
180 |
170 |
10 |
140 |
260 |
140 |
160 |
270 |
115 |
105 |
210 |
11 |
165 |
165 |
175 |
195 |
185 |
175 |
165 |
195 |
12 |
120 |
165 |
235 |
180 |
160 |
150 |
195 |
195 |
13 |
160 |
170 |
200 |
170 |
180 |
150 |
180 |
170 |
14 |
115 |
160 |
200 |
225 |
165 |
180 |
175 |
180 |
15 |
190 |
120 |
160 |
230 |
190 |
110 |
175 |
225 |
16 |
160 |
170 |
200 |
170 |
180 |
150 |
180 |
170 |
17 |
100 |
195 |
280 |
125 |
265 |
160 |
145 |
130 |
18 |
195 |
180 |
175 |
150 |
195 |
165 |
160 |
130 |
19 |
160 |
170 |
200 |
170 |
180 |
150 |
180 |
170 |
20 |
160 |
145 |
205 |
190 |
175 |
135 |
195 |
195 |
Анализ первичных данных представлен в таблице 4 и на рисунке 2.
Таблица 4
Результаты по методики исследования организационной культуры (OCAI) в организации ООО «Марс»
№ |
Тип организационной культуры |
имеющейся организационной культуры |
предпочтительной организационной культуры |
1 |
клановая |
316,4 |
402,2 |
2 |
адхократична |
347,9 |
310,7 |
3 |
рыночная |
453,6 |
387,8 |
4 |
иерархическая |
383,7 |
381,4 |
Рисунок 2. Графический профиль имеющейся и предпочтительной организационной культуры организации ООО «Марс»
Примечание:
- Профиль имеющейся организационной культуры организации ООО «Марс».
- Профиль предпочтительной организационной культуры организации ООО «Марс».
1 - клановая культура;
- - адхократическая культура;
3 - рыночная культура;
4 - иерархическая культура.
Как видно из таблицы 4 и рисунка 2, на сегодняшний момент в организации ООО «Марс» доминирует тип рыночной организационной культуры. Следовательно, данное предприятие ориентировано на соперничество между работниками, на достижение поставленной цели любой ценой. От работников требуется предприимчивость, твердость, невосприимчивость к нервному напряжению. Главное - выполняемая работа. Так как в целом поддерживается соревновательный дух, коллективные решения принимаются редко.
Предпочитаемым является клановый тип организационной культуры. Хотя это не ярко выражено на фоне рыночного и иерархического типов организационной культуры. Можно отметить, что работники данного предприятия желают проявления трех типов организационной культуры: кланового, рыночного и иерархического.
Таким образом можно сделать вывод о том, в организации ООО «Марс» нового типа, где сотрудники взаимодействуют вне офиса посредством факсимильной связи, доминирует рыночная организационная культура, а предпочтение отдается клановой организационной культуре.
Сравнительный анализ позволил установить, что в организации ООО «Властелин» классического типа на данный момент наблюдается иерархический тип организационной культуры, а в организации ООО «Марс» нового типа - рыночный тип организационной культуры. Для выявления различия между двумя организациями нами применялся t - критерий Стьюдента. Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средних X и Y связанных выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине. Проверим гипотезы о том, что в организации ООО «Властелин» и ООО «Марс» типы организационной культуры приблизительно равны - H0 и различны - H1, результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5
Статистический анализ по методике исследования организационной культуры (OCAI)
Тип организационной культуры |
Организация ООО «Властелин» |
Организация ООО «Марс» |
Уровень статистической значимости различий |
Гипотеза |
клановая |
4,818 |
6 |
0,1077 |
0: Нет различий |
адхократична |
6,364 |
7,636 |
0,0315 |
1: Есть различия |
рыночная |
7,455 |
9,773 |
0,0085 |
1: Есть различия |
иерархическая |
10,5 |
10,95 |
0,038 |
1: Есть различия |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза частично подтвердилась, предположение о том, что существуют различия во взаимодействии сотрудников в организациях нового типа по параметрам организационной культуры.
Первичные данные сотрудников ООО «Властелин» и ООО «Марс» по опроснику личностной и групповой удовлетворенности работой представлены в таблице 6.
Таблица 6
Первичные данные по опроснику личностной и групповой удовлетворенности работой в двух организациях
№ |
ООО «Властелин» |
ООО «Марс» |
1 |
42 |
45 |
2 |
42 |
26 |
3 |
22 |
30 |
4 |
29 |
30 |
5 |
31 |
27 |
6 |
40 |
33 |
7 |
37 |
37 |
8 |
45 |
30 |
9 |
32 |
37 |
10 |
48 |
42 |
11 |
34 |
33 |
12 |
38 |
30 |
13 |
42 |
40 |
14 |
39 |
27 |
15 |
31 |
53 |
16 |
36 |
30 |
17 |
36 |
38 |
18 |
39 |
43 |
19 |
40 |
35 |
20 |
35 |
43 |