Файл: Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления Пензенской области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29 предпринимательства зависит напрямую от деятельности органов местного самоуправления. На данный показатель большее воздействие оказывает степень комфортности ведения бизнеса, которая в свою очередь формируется федеральным и региональным законодательством, а также экономическим положением в стране в целом. Это говорит нам о том, что результаты данного показателя не являются основанием для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Доля среднесписочной численности работников (без внешних
совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной
численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и
организаций.
Среднеобластное значение данного показателя на 2016 год составило 20,
47%, что практически в 2 раза меньше показателя за 2015 год – 44,1 % [36; 37].
Самый высокий результат по данному показателю предоставил Вадинский район, аутсайдером же стал Колашлейский район, с наименьшим показателем
(Таблица – 2). При этом 14 муниципальных образований районного уровня области достигли значение показателя выше среднеобластного.
Таблица 2 – Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций [36]
Наименование
Значение показателя
Наименование
Значение показателя
Муниципальные районы – лидеры
Муниципальные районы – аутсайдеры
Вадинский
34,2%
Колышлейский
8,6%
Кузнецкий
33,3%
Башмаковский
8,7%
Мокшанский
32,7%
Никольский
10,2%
Следует отметить, что данный показатель является неоднозначным, поскольку процент среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в общей численности работников всех предприятий не всегда

30 напрямую зависит от деятельности муниципальных образований, направленной на создание лучших условий для ведения предпринимательской деятельности.
При этом, исходя из значений предыдущего показателя, мы можем свести сокращение численности работников малых и средних предприятий к сокращению единиц самих предприятий.
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования
местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей
протяженности автомобильных дорог общего пользования местного
значения.
В целом по всем районом Пензенской области более 35% дорого общего пользования не отвечают нормативным требованиям. Положение дорог в
Пензенской области на 2016 год несколько улучшилось, если сравнивать с 2015 годом (38,5%). Но если мы обратимся к показателю за 2014 год (19,3%), то увидим, что в целом состояние дорог муниципальных районов Пензенской области оставляет желать лучшего [36; 37].
В 13 районах значение показателя выше среднеобластного, при этом положительная динамика данного показатели присутствует в целом во всех районах области, за исключением Малосердобинского района, где доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям, возросла практически в 4 раза.
Лучший результат по динамике и в целом по значению показателя у
Нижнеломовского района. Самый большой износ дорог пришелся на Вадинский район (Таблица 3).


31
Таблица 3 – Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения
[36]
Наименование
Значение показателя
Наименование
Значение показателя
Муниципальные районы – лидеры
Муниципальные районы – аутсайдеры
Нижнеломовский
15,2%
Вадинский
61%
Каменский
17,8%
Тамалинский
57%
Иссинский
20%
Спасский
47,9%
1   2   3   4   5   6

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих
регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с
административным центром муниципального района, в общей численности
населения муниципального района.
В среднем по области 6,36% населения нуждаются в общественном транспорте к административному центру. В 2015 году данный показатель составлял 6,6%. Положительную динамику данного показателя можно связать с тем, что происходит постепенное сокращение числа жителей малых сел, что влияет на снижение потребности в перевозках. Сейчас в малых деревнях практически отсутствует доступ к автобусам, поэтому единственным транспортным средством остается легковой автомобиль. Хотя с нынешним состоянием дорог в малых населенных пунктах, возможно в скором будущем и данному транспортному средству будет тяжело добраться до административного центра [36; 37].
В целом, относительно данного показателя лидирующие позиции заняли
Сердобский, Кузнецкий и Каменские районы. Здесь значение показателя не приблизилось и к единице. Иначе обстоят дела в Малосердобинском районе, где более половины населения проживает в населенных пунктах, не обеспеченных средствами транспортной связи с административным центром. В данном районе значение показателя ежегодно ухудшается практически в 2 раза (2014 г. – 11,6%,

32 2015 г. – 26,9%) [36; 37]. В купе с резким ухудшением пригодности самих дорог в данном районе, мы можем сделать вывод о плачевности состояния транспортной связи в Малосердобинском районе, что соответственно отрицательно влияет и на экономическое развитие района (Приложение Б).
Доля площади земельных участков, являющихся объектами
налогообложения земельным налогом, в общей площади территории
муниципального района.
В среднем по области 63,06% площади земельных участков из общей площади территории районов являются объектами налогообложения. Данный показатель немного снизился в отношении предыдущего года (2015 г. – 64,6%), при этом 24 муниципальных района напротив показали положительную динамику по данному показателю [36; 37]. Наибольший рост показателя продемонстрировали Лунинский и Башмаковский районы. Также к лидерам по данному показателю мы отнесем Тамалинский, Кузнецкий и Каменские районы.
Гораздо ниже показатели Бековского, Никольского и Земетчинского районов
(Таблица 4).
Таблица 4 – Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории муниципального района [36]
Наименование
Значение показателя
Наименование
Значение показателя
Муниципальные районы – лидеры
Муниципальные районы – аутсайдеры
Тамалинский
87,2%
Бековский
40,2%
Кузнецкий
86%
Никольский
37,7%
Каменский
81,2%
Земетчинский
33,1%
Относительно данного показателя хотелось бы отметить, что его значение на практике не может достигнуть 100%, так как зачастую на территории района находятся земельные участки, не являющиеся объектами налогообложения, это касается, например, земель общего пользования, или земель, сдающихся в


33 аренду, которые также входят в состав общей территории муниципального образования. Это говорит нам о том, что значения данного показателя не зависят на 100% именно от деятельности органов местного самоуправления, следовательно, и вести оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления на основании результатов данного показателя в полной мере мы не можем.
Доля детей в возрасте от одного года до шести лет, состоящих на учете
для определения в муниципальные дошкольные образовательные
учреждения, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести
лет.
В последние время растет число муниципальных районов, в которых очередь для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения отсутствует. Так в 2016 количество таких районов достигло 10, в
2015 их было 7, в 2014 – 5 [36; 37].
В среднем по области на 2016 год доля детей, стоящих на учете, составила
4,27%, что значительно меньше среднеобластного показателя за 2015 г. (5,3%)
[36; 37].
Хотелось бы выделить Каменский район, где в 2015 году была самая большая очередь в детские сады – 18%, а в 2016 данный показатель в районе стал равен 0. Достижение такого результата стало возможно благодаря реализации проекта по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях региона. Также здесь был открыт новый детский сад в селе
Кобылкино на 60 мест [11].
В целом по региону продолжается строительство учреждений дошкольного образования. Так в 2017 году произошло открытие блока дошкольного образования на 150 мест в составе начальной школы в с. Ср.
Елюзань Городищенского района [24].
Тем не менее, большая очередь на места в детский сад остается в 11 муниципальных районах области. Самый высокий показатель сохранился с 2015 года в Вадинском, Лунинском и Нижнеломовском районах. При этом Вадинский

34 и Нижеломовский районы показывают положительную динамику данного показателя. Так в Вадинском районе значение показателя снизилось на 4,6%
(2015 г. – 17,5%, 2014 г. – 12,9%) [36; 37]. С другой стороны, на положительную динамику по данному показателю может также влиять сокращение рождаемости в области, а также резкое сокращение браков (2014 г. – 9915, 2015 г. – 9441, 2016 г. – 7663) [10]. Многие молодые семьи в целом откладывают рождение первого ребенка не из-за деятельности органов местного самоуправления, а из-за общих условий проживания и социально-экономического положения в стране в целом.
Таким образом, значения данного показателя не позволяют нам судить об эффективности деятельности органов местного самоуправления в полной мере.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на
одного жителя, всего, в том числе введенная в действие за один год.
В среднем по региону на одного жителя муниципального района области приходится 29,03 кв. метров площади жилых помещений. Данный показатель вырос по отношению к предыдущим годам (2015 г. – 28,5 кв. м, 2014 г. – 27,7 кв. м.) [36; 37].
Особый рост показателя отмечен в Пензенском районе. На 2016 г. он составил 10,6%, на 2015 г. – 7,1%. Это непосредственно связанно с активной стройкой в данном районе, а также с желанием жителей Пензенской области переселиться ближе к областному центру.
Самый высокий объем показателя по-прежнему остается за Земетчинским районом (2016 г. – 35,2 кв. м., 2015 г. – 34,3 кв.м.) [36; 37]. Самый же низкие результаты сохранились за Пачелмским и Бековским районами (Таблица 5).
Таблица 5 – Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, всего, в том числе введенная в действие за один год [36]
Наименование
Значение показателя
Наименование
Значение показателя
Муниципальные районы – лидеры
Муниципальные районы – аутсайдеры
Земетчинский
35,2%
Пачелмский
29,5%
Вадинский
33,9%
Бековский
29,7%
Никольский
33,8%
Шемышейский
29,8%


35
Рост данного показателя в целом по области можно также связать с ростом объема выдачи ипотечных жилищных кредитов. По отношению к 2015 году он вырос более чем на 20% [24].
Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих
производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и
электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации
(захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты
коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по
договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и
(или) муниципального района в уставном капитале которых составляет не
более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса,
осуществляющих свою деятельность на территории муниципального
района.
По итогу 2016 года среднеобластное значение данного показателя составило 78,8 %. Данный показатель значительно снизился по отношению к предыдущим годам (2015 г. – 86,4%, 2014 г. – 86%) [36; 37].
Сократилось также и количество районов со стопроцентным значением данного показателя. Так на 2016 год их стало 4, при этом в 2015 году таких районов насчитывалось 10 [36; 37].
Наименьший объем показателя сложился в Лунинском районе – 50%, при этом отметим, что значение показателя в этом районе не меняется с 2013 года.
В целом, лишь 6 районов показали положительную динамику показателя относительно 2015 года (Мокшанский (+9,3%) – максимальный рост,
Сосновоборский (+6%), Бековкий (+4,7%), Каменский (+3,4%), Башмаковский
(+0,8%), Городищенский (+0,3%)). 10 районов сохранили результат предыдущего года без изменений [36; 37].
Отрицательная динамика показателя сложилась в 11 муниципальных районах области. Самый большой разрыв показателей с предыдущем годом сложился в Вадинском районе. Со стопроцентного объема показателя в 2015 г. он сократился до 77% в 2016 г [36; 37].

36
Также хотелось бы отметить, что отрицательная динамика данного показателя связана с тем, что процессы приватизации государственного и муниципального имущества замедлились и возможно начался возврат этих важнейших объектов жизнеобеспечения в государственную и муниципальную собственность, что можно только приветствовать если исходить из необходимости сдерживать цены на эти виды услуг для стимулирования деловой активности в муниципальных районах и сдерживать рост тарифов для беднеющего населения.
Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных
участках,
в
отношении
которых
осуществлен
государственный
кадастровый учет.
В среднем по области доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет составляет 86,25%. Данный показатель в 2015 г. составлял
86,94%. Помимо самого значения среднеобластного показателя, сократилось число районов, где все многоквартирные жилые дома расположены на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет с 11 до 10 (Белинский, Бессоновский, Вадинский, Лунинский,
Мокшанский,
Неверкинский,
Никольский,
Пачелмский,
Спасский,
Шемышейский районы области) [36; 37].
Положительную динамику данного показателя можно отметить в 10 районах области, при этом в 4 из них рост показателя более выраженный:
Тамалинский (+135%) – максимальный рост значения показателя, Наровчатский
(+46,1%), Лопатинский (+12,5), Каменский (+8%). Положительная динамика показателя в Тамалинском и Лопатинском районе сохранилась с 2015 года
(Тамалинский (16,1%), Лопатинский (14,3%)).
Наименьшее значение показателя в 2016 году было в Малосердобинском районе – 26,3%, где значение показателя остается неизменным с 2014 года.
Связать рост объема данного показателя мы можем с формированием земельных участков за счет средств бюджета муниципальных районов и