Файл: Здравоохранения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50 шения между страховыми медицинскими организациями и территориальным фондом ОМС регулируются договором о финансировании обязательного медицинскою страхования и территориальными правилами ОМС, утвержденными админи- страцией субъекта Российской Федерации. В договоре о фи- нансировании территориальный фонд ОМС устанавливает нормативы, а также порядок формирования и использования страховыми медицинскими организациями финансовых резер- вов и фондов. Страховая медицинская организация для обеспе- чения выполнения принятых обязательств по оплате медицинских услуг застрахованным образует из полученных от фонда средств следующие резервы:
• резерв оплаты медицинских услуг;
• запасной резерв:
• резерв финансирования предупредительных мероприятий.
Формирование резервов производится страховой медицин- ской организацией при наличии свободных средств после опла- ты счетов за оказанную застрахованным медицинскую помощь и выплаты лечебно-профилактическим учреждениям аванса за- работной платы на предстоящий период. Резервы, образуемые страховой медицинской организацией, не подлежат изъятию в соответствующие бюджеты.
Важную роль по защите интересов граждан при получении медицинской помощи выполняют эксперты страховых меди- цинских организаций, которые осуществляют контроль объема, сроков и качества оказания медицинской помощи (медицинских услуг) при возникновении страхового случая.
Медицинскую помощь в системе ОМС могут оказывать организации здравоохранения с любой формой собственности, лицензированные и аккредитованные в установленном поряд- ке. Для обеспечения населения медицинской помощью, виды и объем которой должны соответствовать базовой и террито- риальным программам ОМС, законом предусмотрено обяза- тельное проведение аккредитации и лицензирования всех медицинских учреждений.
В последние годы организации здравоохранения частных форм собственности допускаются к участию в реализации тер- риториальных программ ОМС на конкурсной основе. Это спо-

51 собствует созданию конкурентной среды и повышению качества и снижению затрат на оказание медицинской помощи застрахо- ванным.
Медицинские учреждения финансируются страховыми ме- дицинскими организациями на основании предъявляемых сче- тов. Оплата счетов осуществляется по тарифам или финансовым нормативам, выполняющим функции тарифов. Наиболее рас- пространенным в настоящее время стало финансирование по подушевому нормативу, который рассчитывается с учетом по- ловозрастной структуры застрахованного населения, прожи- вающего в определенной административной территории субъекта Российской Федерации (город, район).
Одна из главных задач ОМС – обеспечение устойчивого финансирования медицинской помощи застрахованным в объе- ме и на условиях территориальной программы с учетом ограни- ченных финансовых ресурсов.
При оплате медицинских услуг в субъектах Российской Фе- дерации используются различные сочетания форм оплаты амбу- латорно-поликлинической и стационарной помощи:
1) амбулаторно-поликлиническая помощь оплачивается по количеству посещений, законченных случаев или за отдельные услуги, а стационарная – по количеству законченных случаев за пролеченного больного;
2) стационарная помощь – по количеству фактически про- веденных пациентами койко-дней, а амбулаторно-поликли- ническая – по реестрам за законченные случаи, посещения или отдельные услуги;
3) стационарная помощь по количеству законченных случаев, а амбулаторно-поликлиническая – по подушевому нормативу;
4) стационарная помощь – по законченному случаю, амбу- латорно-поликлиническая – по смете расходов.
Финансовые средства системы ОМС формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхо- вание, находятся в государственной собственности Российской
Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъ- ятию не подлежат.
Страховые взносы на ОМС работающего населения уста- навливаются в процентах к начисленной оплате труда.


52
Взносы на обязательное медицинское страхование нерабо- тающего населения осуществляют органы исполнительной вла- сти республик, краев, областей, местная администрация за счет средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах.
Аккумулирование денежных средств ОМС предусматривает сбор средств с плательщиков, контроль за сроками и полнотой перечисления средств и организацию полного сбора через недо- имки, пени и штрафы.
Финансовое обеспечение медицинских учреждений, пре- доставляющих гражданам медицинскую помощь на безвозмезд- ной основе, осуществляется главным образом из Фонда обязательного медицинского страхования. Расходы Федерально- го фонда обязательного медицинского страхования в 2019 г. со- ставят 2190,4 млрд р., в 2020 г. – 2350,5 млрд р., в 2021 г. –
2501,5 млрд р. Дополнительным необходимым источником фи- нансирования могут стать средства Пенсионного фонда Россий- ской Федерации на финансирование расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим пен- сионерам.
3.4. Добровольное медицинское страхование
В отличие от ОМС как части системы социального страхо- вания, финансируемой за счет целевого налогообложения и пла- тежей из бюджета, добровольное медицинское страхование
(ДМС) является важным видом финансово-коммерческой дея- тельности, которая регулируется Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (1992).
Добровольное медицинское страхование призвано обеспе- чить дополнительно к обязательному медицинскому страхованию и системе государственного и муниципального здравоохранения более высокий уровень оказания медицинской помощи. Оно реа- лизуется за счет средств, полученных в виде взносов непосредст- венно от граждан за счет их собственных средств или средств работодателя, страхующего своих работников.
Размеры страховых взносов по ДМС устанавливаются стра- ховыми медицинскими организациями самостоятельно и зави-

53 сят от вида рисков, правил страхования, принятых конкретным страховщиком, стоимости медицинских и других услуг, числа застрахованных и т.д.
Добровольное страхование осуществляется на основе дого- вора между страхователем и страховщиком. Правила ДМС, оп- ределяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской
Федерации». Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования. В соответствии с указанным законом объектом страхования могут быть имущественные инте- ресы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пен- сионным обеспечением страхователя или застрахованного лица
(личное страхование). Из этого следует, что ДМС является ча- стью личного страхования, входящего в систему страхования как важного вида финансово-коммерческой деятельности, и су- щественно отличается от ОМС.
Компании, работающие на рынке ДМС, обладают следую- щими правами:
• свободно выбирать медицинские учреждения:
• формировать совместно со страхователем тарифы на ме- дицинские услуги;
• устанавливать размеры страховых взносов по ДМС;
• предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учре- ждению на материальное возмещение физического и морально- го ущерба, причиненного застрахованному.
Кроме того, страховые компании обязаны:
• заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным;
• выдавать страхователю или застрахованному с момента заключения договора страховые медицинские полисы;
• защищать интересы застрахованных;
• контролировать объем, сроки и качество медицинской по- мощи в соответствии с условиями договоров.
Добровольное медицинское страхование строится на сле- дующих принципах:
• финансовой эквивалентности обязательств страховщика и страхователя (страховая сумма равна теоретической себестои- мости страхования);


54
• солидарности застрахованных: «богатый платит за бедно- го, здоровый за больного».
Реформа медицинского страхования предполагает развитие сотрудничества государственной системы здравоохранения и системы ДМС. Определяющими условиями развития такого взаимодействия являются, в первую очередь, расширение рынка платных медицинских услуг и активизация в связи с этим дея- тельности компаний, работающих по программам ДМС. Кроме того, понятно желание страховых компаний участвовать в фи- нансировании региональных медико-социальных программ. В этом случае реализуются интересы всех участников медицин- ского страхования. Для органов управления здравоохранением – это получение дополнительного финансирования медико- социальных программ, возможность повышения качества меди- цинской помощи и развития сервисных услуг в организациях здравоохранения. Для территориальных фондов ОМС – возмож- ность совместной реализации программ ОМС и ДМС и устране- ние тем самым практики «двойной оплаты» одной и той же медицинской услуги в учреждениях здравоохранения. Для стра- ховых компаний – это великолепный резерв увеличения контин- гента страхователей и застрахованных. Для предприятий – получение дополнительных медицинских услуг высокого каче- ства, предоставляемых работникам в рамках трудовых коллек- тивных договоров.
3.5. Бухгалтерский учет и баланс
организации здравоохранения
Принципы бухгалтерского учета в учреждениях здраво- охранения основаны на правилах, установленных Законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерско- го учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Эти правила предусматривают обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов; учет объектов учета на территории Российской Федерации в рублях и на русском языке; обязательность документирования хозяйст- венных операций. Принципиальным положением является и то, что в бухгалтерском учете текущие затраты на выполнение ра-

55 бот и оказание услуг осуществляются отдельно от затрат, свя- занных с капитальными и финансовыми вложениями.
Для систематизации и накопления информации, содержа- щейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Министерством финансов
Российской Федерации, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными ор- ганами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтер- ского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
Обязательно систематическое проведение инвентаризации имущества и обязательств.
Одним из основополагающих правил бухгалтерского учета является обязательное документирование хозяйственных опера- ций. Для этого ведутся бухгалтерские документы.
Синтетический учет – это учет обобщенных данных бухгал- терского учета о видах имущества, обязательств и хозяйствен- ных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.
Аналитический учет – это учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях внутри каждого син- тетического счета.
Планом счетов называют систематизированный по установ- ленным принципам перечень синтетических счетов бухгалтер- ского учета. Запись операции на счетах означает отражение ее содержания в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами.
Регистры бухгалтерского учета предназначены для система- тизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах
(журналах) или с использованием вычислительной техники.


56
Бухгалтерским документом называется письменное свиде- тельство, которое подтверждает факт совершения хозяйствен- ных операций, право на их совершение, устанавливает материальную ответственность работников и доверенные им ценности. Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются.
Форма документа определяется совокупностью показателей
(реквизитов) и их расположением в документах. Наименование показателей и их количество в документах зависят в основном от содержания отражаемой хозяйственной операции.
Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно по окончании операции. Своевременное и дос- товерное создание первичных документов, передача их в уста- новленном порядке и в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержден- ным в организации графиком документооборота.
Документы составляют на бланках установленной формы с заполнением всех реквизитов. Проверенные и принятые бух- галтерией документы подвергают бухгалтерской обработке, которая включает в себя расценку, группировку и разметку
(контировку).
Под расценкой, или таксировкой, документов понимают де- нежную оценку указанных в документе материальных ценностей.
Группировка – это подбор однородных документов для со- ставления сводных отчетов.
Разметка, или контировка, заключается в определении и за- писи корреспондирующих счетов по каждой хозяйственной операции, отраженной в документах.
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организа- ции, который состоит из следующих элементов:
• документация и документооборот;
• инвентаризация;
• счет и их корреспонденция;
• отчетность;
• техническое оформление учета;
• организация труда работников бухгалтерии.

57
Учетная политика организации здравоохранения – это вы- бор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ве- дения и организации бухгалтерского учета исходя из установ- ленных допущений, требований и особенностей своей деятельности (организационных, технологических, а также численности и квалификации учетных кадров, уровня техниче- ского оснащения учетных работников и др.).
При формировании учетной политики организации по кон- кретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в норма- тивных документах не установлены способы веления бухгал- терского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.
Положением по учетной политике установлены следующие допущения: имущественная обособленность организации, не- прерывность ее деятельности, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйст- венной деятельности.
Контрольные вопросы
1. Как Вы понимаете «многоканальное финансирование здравоохранения в Российской Федерации»?
2. Чем отличается бухгалтерский учет от бухгалтерского баланса?
3. Какие права и обязанности субъектов обязательного ме- дицинского страхования Вы знаете?
4. Каковы источники формирования территориального и федерального фондов ОМС?


58
1   2   3   4   5   6   7   8   9