ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 4
ОПЛАТА ТРУДА
РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
4.1. Оплата труда в здравоохранении:
понятие, функции, виды
Заработная плата (оплата труда работника) – вознагражде- ние за труд в зависимости от квалификации работника, сложно- сти, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (ст. 129
Трудового кодекса Российской Федерации), денежная компен- сация (об ином виде компенсаций практически неизвестно), ко- торую работник получает в обмен на свою рабочую силу.
Право на оплату труда не менее минимального размера оп- латы труда в России гарантировано Конституцией Российской
Федерации.
Основными функциями заработной платы являются:
• воспроизводственная;
• компенсаторная;
• оценочная;
• стимулирующая.
Основными формами оплаты труда являются:
• повременная;
• простая повременная;
• повременно-премиальная;
• сдельная;
• прямая сдельная;
• сдельно-премиальная;
• сдельно-прогрессивная;
• косвенно-сдельная;
• аккордная.
При повременных формах оплата производится за опреде- ленное количество отработанного времени независимо от коли- чества выполненных работ. Повременная форма оплаты труда наиболее распространена и здравоохранении, ей принадлежит
59 ведущее место в бюджетной сфере, финансируемой из средств федерального, регионального и местного бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования.
Сдельная форма оплаты труда основывается на установле- нии заработной платы в зависимости от объема (количества) выполненной работы, оказанных услуг за определенный период времени (чаще всего – за месяц).
Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что заработная плата непосредственно связана с количеством затраченного труда, измеренным в виде объема выполненной работы.
Однако в здравоохранении трудно измерить объем выпол- ненных работ, услуг в натуральном исчислении. К тому же, если выполненная работа носит групповой, коллективный характер, приходится либо выделять долю объема работ или услуг, вы- полненных каждым работником, либо исчислять сдельную зара- ботную плату в расчете на весь коллектив, а затем делить ее между членами коллектива в соответствии с мерой их участия в труде, определяемой так называемым коэффициентом трудового участия (КТУ).
При сдельно-прогрессивной оплате расценки повышаются в соответствии с перевыполнением норм выработки без снижения качества услуг.
Сдельно-премиальная система предусматривает увеличение расценок или всей суммы заработной платы за высокое качество работы, экономное расходование материалов и энергии, приме- нение прогрессивных методов труда, бережное отношение к оборудованию, оказание дополнительных услуг. Но наряду с премиями может применяться механизм депремирования в виде штрафов за нарушение правил, низкое качество работы, нанесе- ние материального ущерба.
Применение сдельной формы оплаты труда выдвигает про- блему определения расценок на единичные работы, услуги.
Применяя сдельную систему оплаты к вспомогательному медицинскому персоналу, обслуживающему основной процесс, осуществляемый врачами, приходится использовать так назы- ваемую косвенно-сдельную оплату вспомогательного персона-
60 ла, чтобы стимулировать труд медицинских сестер и других ра- ботников. В такой системе вознаграждение вспомогательного персонала ставится в зависимость от объема медицинских услуг, оказываемых врачами, которых обслуживает вспомогательный персонал.
Аккордная система основана на повышении расценок или общего размера заработной платы, если работы, услуги выпол- няются ускоренным образом в неурочное время или в сокращен- ные, по сравнению с нормативными, сроки. При применении аккордной системы заработная плата устанавливается обычно не за выполнение отдельных манипуляций или услуг, а за выполне- ние всей работы в целом и не обязательно приурочивается к ме- сячным выплатам.
Анализ систем оплаты труда медицинских работников в
России свидетельствует, что по мере вхождения страны в ры- ночные отношения целесообразно переходить к смешанной форме оплаты труда, сочетающей признаки и свойства повре- менной и сдельной системы. Одновременно необходимо модер- низировать повременную систему в направлении достижения большей вариантности тарифной части оплаты и дополнения тарифной части весомой нетарифной составляющей, отражаю- щей текущую результативность работы.
4.2. Новая система оплаты труда
работников здравоохранения
Каждая организация здравоохранения ежегодно, ежеквар- тально и ежемесячно формирует и уточняет фонд оплаты труда, исходя из имеющихся в наличии и предвидимых денежных по- ступлений с учетом налоговых отчислений, которые приходится оплачивать из этого фонда.
Часть денежных поступлений организации здравоохране- ния, непосредственно используемая для выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками и нормами, именуется фондом заработной платы. Понятие «фонд заработ- ной платы» несколько отличается от термина «фонд оплаты труда». Фонд заработной платы обычно представляет собой ос- новную часть фонда оплаты труда, который может превышать
61 фонд заработной платы на размер резервных средств: дополни- тельных к зарплате поощрительных выплат, отдельных плате- жей, непосредственно связанных с оплатой труда.
Фонд оплаты труда организации здравоохранения принято делить на следующие составляющие:
• оплата труда основного персонала;
• оплата труда персонала параклинических учреждений;
• оплата труда персонала вспомогательных подразделений;
• оплата труда административно-хозяйственного и управ- ленческого персонала;
• оплата отпусков;
• материальное поощрение.
Как говорилось ранее, организация здравоохранения в рам- ках действующего законодательства может получать финанси- рование не менее чем из семи источников. Эти финансовые средства распределяются на две составляющие: первая – фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государствен- ные фонды, вторая – средства, направляемые на содержание и развитие организаций здравоохранения.
Впоследствии эти средства подлежат распределению меж- ду подразделениями организации здравоохранения, а в рамках подразделений – сотрудниками с учетом тарифных разрядов и достигнутых показателей объема и качества выполненной работы.
С 1 декабря 2008 г. осуществлен переход на новую систе- му оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе здравоохранения. Введение данной системы позволило отка- заться от ранее существовавшего директивного подхода к формированию заработной платы работников здравоохранения
(на основе Единой тарифной сетки) и учитывать специфику медицинского труда. Новая система оплаты труда предусмат- ривает следующие составляющие, которые будут учитываться при исчислении заработной платы конкретного медицинского работника:
• базовый оклад;
• компенсационные выплаты;
• стимулирующие выплаты.
62
Базовый должностной оклад (базовая ставка заработной платы) – минимальный должностной оклад работника государ- ственного или муниципального учреждения, входящего в соот- ветствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных вы- плат. Профессиональная квалификационная группа устанавли- вается в соответствии с методическими рекомендациями органа управления здравоохранением.
Компенсационные выплаты – доплаты и надбавки компен- сационного характера, в том числе за работу в условиях, откло- няющихся от нормальных (например, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся ра- диоактивному загрязнению).
Стимулирующие выплаты – доплаты и надбавки стиму- лирующего характера, премии и иные поощрительные выпла- ты (например, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы).
Механизм реализации этой системы оплаты труда состоит в заключении трудовых договоров с каждым работником органи- зации здравоохранения.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 6 авгу- ста 2007 г. № 526 «Об утверждении профессиональных квали- фикационных групп должностей медицинских и фарма- цевтических работников», в здравоохранении установлены че- тыре профессиональные квалификационные группы должно- стей медицинских и фармацевтических работников. Устано- вление окладов (должностных окладов) на основе отнесения должностей к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп медицинских и фармацевтических работников.
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработ- ной платы могут устанавливаться руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соот- ветствующей профессиональной деятельности, а также с учетом
63 сложности и объема выполняемой работы. На основе расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования указан- ные размеры могут быть скорректированы в сторону их повы- шения.
4.3. Выплаты компенсационного характера
Компенсационные выплаты – доплаты и надбавки компен- сационного характера.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются на основе Перечня видов выплат компенсационного характера, ут- вержденного Приказом Министерства здравоохранения и соци- ального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 822
«Об утверждении перечня видов выплат компенсационного ха- рактера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» (зарегистрирован в
Минюсте России 4 февраля 2008 г. № 11081) (далее – Перечень видов выплат компенсационного характера).
Установление компенсационных и стимулирующих выплат направлено на дифференциацию общего размера оплаты труда работников бюджетных учреждений в зависимости от условий труда, а также от его количества и качества.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы ра- ботников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Размер этих выплат зависит от объема финансовых средств, которое учреждение ежемесячно получает от страховых меди- цинских организаций по выставленным счетам за оказанную медицинскую помощь и средств областного бюджета, выделяе- мых на выполнение государственного задания.
Выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении, применяются к окладу (должностному окладу) без учета повышающих коэффициентов.
В соответствии с Перечнем видов выплат компенсационно- го характера работникам могут быть установлены следующие выплаты компенсационного характера:
64
– повышенная оплата труда работников, занятых на тяже- лых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда в соответствии со статьей 147 Трудового ко- декса Российской Федерации;
– выплаты за работу в местностях с особыми климатиче- скими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициенты за работу в высокогорных районах, процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним мест- ностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в
Республике Хакасия) в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации.
– выплаты компенсационного характера работникам в дру- гих случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются с учетом ст. 149 Трудового ко- декса Российской Федерации (доплата за совмещение профес- сий (должностей); доплата за расширение зон обслуживания; доплата за увеличение объема работы или исполнение обязан- ностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; повышенная оп- лата за работу в ночное время; повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; оплата сверхурочной работы).
Таким образом, компенсационные выплаты: a) носят постоянный характер – это работа во вредных ус- ловиях труда, выплаты за работу в местностях с особыми кли- матическими условиями, работа в ночное время; б) из месяца в месяц могут меняться – это выплаты за со- вмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличе- ние объема работ, сверхурочная работа.
4.4. Выплаты стимулирующего характера
Начавшаяся в 2011 г. Программа модернизации здравоохра- нения имела цель – повысить заработную плату медицинских работников до 200% от среднего по соответствующему региону.
65
Для этого было введено понятие «стимулирующие выплаты медработникам». Указанная выше программа принципиально изменила систему начисления заработной платы как врачам, так и медсѐстрам.
Однако под ее действие попали далеко не все работники здравоохранения.
Не положены стимулирующие:
1. Администрации предприятия. Заведующие могут стать исключением из правил, если занимаются медицинской прак- тикой.
2. Медикам, попадающим под действие программы «Здоро- вье», а конкретнее, занимающимся оказанием помощи при ро- дах, во время ухода за младенцами; педиатрам, участковым терапевтам, семейным врачам, младшему персоналу, работаю- щему с ними в тандеме.
3. Специалистам, оказывающим высокотехнологичную по- мощь (клеточные технологии, роботизированная техника, ин- формационные технологии и методы генной инженерии).
Выплата стимулирующих медикам должна способствовать активизации их деятельности, повышению уровня обслужива- ния населения.
На основании пункта 6 Постановления Правительства Рос- сийской Федерации от 05.08.2008 № 583 Минздравсоцразвитием разработаны и направлены во все учреждения рекомендации, обязательные к исполнению при разработке внутренних доку- ментов. Руководствуясь этой бумагой, каждая организация ут- верждает собственное Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам. При разработке и утверждении реко- мендаций медучреждениям Правительство Российской Федера- ции советуется с профсоюзами.
Данный формат называется трехсторонней комиссией, в ко- торой еще принимают участие работодатели. Заседает она еже- годно, следовательно, рекомендациями снабжает администрации медучреждений тоже один раз в год.
Положение о стимуляции труда деньгами тоже должно ут- верждаться на местах только на указанный период.
66
В нем отражаются следующие моменты:
– источники финансирования, из которых станут выплачи- вать стимулирующие (создается специальный фонд на предпри- ятии);
– категории специалистов, подпадающих под действие По- ложения;
– конкретная схема начисления с разделением на финанси- рование из: средств обязательного страхования и денег, полу- ченных от предпринимательской деятельности;
– критерии эффективности труда медиков.
Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 «Об ут- верждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях» содержит ряд конкретных фак- торов, подлежащих поощрению, а именно:
– продолжительность и непрерывность стажа;
– итоги работы;
– достижения, связанные с напряженностью деятельности;
– качество труда.
Какие еще могут быть доплаты, кроме стимулирующих?
Виды доплат: оплата по «дорожной карте» медработников.
В рамках этой государственной программы запланировано по- стоянное повышение заработной платы врачам, среднему и младшему персоналу. В результате зарплата должна составлять от 100 до 200 % от среднего дохода по региону; оплата диспан- серизации медработникам (2019). Специалисты получают доп- лату за дополнительную диспансеризацию бюджетников, которые трудятся в школах, медицинских организациях, спор- тивных и научно-исследовательских учреждениях. Правило не распространяется на семейных врачей, участковых терапевтов и медсестер, работающих с ними; выплаты по программе «Зем- ский доктор». Для медиков, выполняющих свои обязанности в селе, предусмотрена компенсация в 1 млн р. Условия: возраст – не старше 50 лет, высшее образование и оконченная интернату- ра по профилю, а также готовность к работе в одном населенном пункте на протяжении пяти лет.
67
Как указывалось выше, одним из элементов надтарифной части заработной платы является премия.
Премии могут выражаться в двух основных формах:
– поощрение за особые заслуги или определенные достиже- ния результатов труда в рамках системы оплаты труда;
– награждение отличившихся работников вне системы оп- латы труда.
Таким образом, оплата труда работникам здравоохранения постоянно совершенствуется.
Контрольные вопросы
1. Какими законодательными актами и нормативными до- кументами регулируется вопрос оплаты медицинским работ- никам?
2. Что предусматривает новая система оплаты труда? Что в ней появилось нового по сравнению с ранее существовавшим директивным подходом к формированию заработной платы ра- ботников здравоохранения (на основе Единой тарифной сетки)?
3. Какие виды надбавок Вы знаете?
4. Какие факторы подлежат поощрению?
ОПЛАТА ТРУДА
РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
4.1. Оплата труда в здравоохранении:
понятие, функции, виды
Заработная плата (оплата труда работника) – вознагражде- ние за труд в зависимости от квалификации работника, сложно- сти, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (ст. 129
Трудового кодекса Российской Федерации), денежная компен- сация (об ином виде компенсаций практически неизвестно), ко- торую работник получает в обмен на свою рабочую силу.
Право на оплату труда не менее минимального размера оп- латы труда в России гарантировано Конституцией Российской
Федерации.
Основными функциями заработной платы являются:
• воспроизводственная;
• компенсаторная;
• оценочная;
• стимулирующая.
Основными формами оплаты труда являются:
• повременная;
• простая повременная;
• повременно-премиальная;
• сдельная;
• прямая сдельная;
• сдельно-премиальная;
• сдельно-прогрессивная;
• косвенно-сдельная;
• аккордная.
При повременных формах оплата производится за опреде- ленное количество отработанного времени независимо от коли- чества выполненных работ. Повременная форма оплаты труда наиболее распространена и здравоохранении, ей принадлежит
59 ведущее место в бюджетной сфере, финансируемой из средств федерального, регионального и местного бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования.
Сдельная форма оплаты труда основывается на установле- нии заработной платы в зависимости от объема (количества) выполненной работы, оказанных услуг за определенный период времени (чаще всего – за месяц).
Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что заработная плата непосредственно связана с количеством затраченного труда, измеренным в виде объема выполненной работы.
Однако в здравоохранении трудно измерить объем выпол- ненных работ, услуг в натуральном исчислении. К тому же, если выполненная работа носит групповой, коллективный характер, приходится либо выделять долю объема работ или услуг, вы- полненных каждым работником, либо исчислять сдельную зара- ботную плату в расчете на весь коллектив, а затем делить ее между членами коллектива в соответствии с мерой их участия в труде, определяемой так называемым коэффициентом трудового участия (КТУ).
При сдельно-прогрессивной оплате расценки повышаются в соответствии с перевыполнением норм выработки без снижения качества услуг.
Сдельно-премиальная система предусматривает увеличение расценок или всей суммы заработной платы за высокое качество работы, экономное расходование материалов и энергии, приме- нение прогрессивных методов труда, бережное отношение к оборудованию, оказание дополнительных услуг. Но наряду с премиями может применяться механизм депремирования в виде штрафов за нарушение правил, низкое качество работы, нанесе- ние материального ущерба.
Применение сдельной формы оплаты труда выдвигает про- блему определения расценок на единичные работы, услуги.
Применяя сдельную систему оплаты к вспомогательному медицинскому персоналу, обслуживающему основной процесс, осуществляемый врачами, приходится использовать так назы- ваемую косвенно-сдельную оплату вспомогательного персона-
60 ла, чтобы стимулировать труд медицинских сестер и других ра- ботников. В такой системе вознаграждение вспомогательного персонала ставится в зависимость от объема медицинских услуг, оказываемых врачами, которых обслуживает вспомогательный персонал.
Аккордная система основана на повышении расценок или общего размера заработной платы, если работы, услуги выпол- няются ускоренным образом в неурочное время или в сокращен- ные, по сравнению с нормативными, сроки. При применении аккордной системы заработная плата устанавливается обычно не за выполнение отдельных манипуляций или услуг, а за выполне- ние всей работы в целом и не обязательно приурочивается к ме- сячным выплатам.
Анализ систем оплаты труда медицинских работников в
России свидетельствует, что по мере вхождения страны в ры- ночные отношения целесообразно переходить к смешанной форме оплаты труда, сочетающей признаки и свойства повре- менной и сдельной системы. Одновременно необходимо модер- низировать повременную систему в направлении достижения большей вариантности тарифной части оплаты и дополнения тарифной части весомой нетарифной составляющей, отражаю- щей текущую результативность работы.
4.2. Новая система оплаты труда
работников здравоохранения
Каждая организация здравоохранения ежегодно, ежеквар- тально и ежемесячно формирует и уточняет фонд оплаты труда, исходя из имеющихся в наличии и предвидимых денежных по- ступлений с учетом налоговых отчислений, которые приходится оплачивать из этого фонда.
Часть денежных поступлений организации здравоохране- ния, непосредственно используемая для выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками и нормами, именуется фондом заработной платы. Понятие «фонд заработ- ной платы» несколько отличается от термина «фонд оплаты труда». Фонд заработной платы обычно представляет собой ос- новную часть фонда оплаты труда, который может превышать
61 фонд заработной платы на размер резервных средств: дополни- тельных к зарплате поощрительных выплат, отдельных плате- жей, непосредственно связанных с оплатой труда.
Фонд оплаты труда организации здравоохранения принято делить на следующие составляющие:
• оплата труда основного персонала;
• оплата труда персонала параклинических учреждений;
• оплата труда персонала вспомогательных подразделений;
• оплата труда административно-хозяйственного и управ- ленческого персонала;
• оплата отпусков;
• материальное поощрение.
Как говорилось ранее, организация здравоохранения в рам- ках действующего законодательства может получать финанси- рование не менее чем из семи источников. Эти финансовые средства распределяются на две составляющие: первая – фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государствен- ные фонды, вторая – средства, направляемые на содержание и развитие организаций здравоохранения.
Впоследствии эти средства подлежат распределению меж- ду подразделениями организации здравоохранения, а в рамках подразделений – сотрудниками с учетом тарифных разрядов и достигнутых показателей объема и качества выполненной работы.
С 1 декабря 2008 г. осуществлен переход на новую систе- му оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе здравоохранения. Введение данной системы позволило отка- заться от ранее существовавшего директивного подхода к формированию заработной платы работников здравоохранения
(на основе Единой тарифной сетки) и учитывать специфику медицинского труда. Новая система оплаты труда предусмат- ривает следующие составляющие, которые будут учитываться при исчислении заработной платы конкретного медицинского работника:
• базовый оклад;
• компенсационные выплаты;
• стимулирующие выплаты.
62
Базовый должностной оклад (базовая ставка заработной платы) – минимальный должностной оклад работника государ- ственного или муниципального учреждения, входящего в соот- ветствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных вы- плат. Профессиональная квалификационная группа устанавли- вается в соответствии с методическими рекомендациями органа управления здравоохранением.
Компенсационные выплаты – доплаты и надбавки компен- сационного характера, в том числе за работу в условиях, откло- няющихся от нормальных (например, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся ра- диоактивному загрязнению).
Стимулирующие выплаты – доплаты и надбавки стиму- лирующего характера, премии и иные поощрительные выпла- ты (например, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы).
Механизм реализации этой системы оплаты труда состоит в заключении трудовых договоров с каждым работником органи- зации здравоохранения.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 6 авгу- ста 2007 г. № 526 «Об утверждении профессиональных квали- фикационных групп должностей медицинских и фарма- цевтических работников», в здравоохранении установлены че- тыре профессиональные квалификационные группы должно- стей медицинских и фармацевтических работников. Устано- вление окладов (должностных окладов) на основе отнесения должностей к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп медицинских и фармацевтических работников.
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработ- ной платы могут устанавливаться руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соот- ветствующей профессиональной деятельности, а также с учетом
63 сложности и объема выполняемой работы. На основе расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования указан- ные размеры могут быть скорректированы в сторону их повы- шения.
4.3. Выплаты компенсационного характера
Компенсационные выплаты – доплаты и надбавки компен- сационного характера.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются на основе Перечня видов выплат компенсационного характера, ут- вержденного Приказом Министерства здравоохранения и соци- ального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 822
«Об утверждении перечня видов выплат компенсационного ха- рактера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» (зарегистрирован в
Минюсте России 4 февраля 2008 г. № 11081) (далее – Перечень видов выплат компенсационного характера).
Установление компенсационных и стимулирующих выплат направлено на дифференциацию общего размера оплаты труда работников бюджетных учреждений в зависимости от условий труда, а также от его количества и качества.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы ра- ботников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Размер этих выплат зависит от объема финансовых средств, которое учреждение ежемесячно получает от страховых меди- цинских организаций по выставленным счетам за оказанную медицинскую помощь и средств областного бюджета, выделяе- мых на выполнение государственного задания.
Выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении, применяются к окладу (должностному окладу) без учета повышающих коэффициентов.
В соответствии с Перечнем видов выплат компенсационно- го характера работникам могут быть установлены следующие выплаты компенсационного характера:
64
– повышенная оплата труда работников, занятых на тяже- лых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда в соответствии со статьей 147 Трудового ко- декса Российской Федерации;
– выплаты за работу в местностях с особыми климатиче- скими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициенты за работу в высокогорных районах, процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним мест- ностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в
Республике Хакасия) в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации.
– выплаты компенсационного характера работникам в дру- гих случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются с учетом ст. 149 Трудового ко- декса Российской Федерации (доплата за совмещение профес- сий (должностей); доплата за расширение зон обслуживания; доплата за увеличение объема работы или исполнение обязан- ностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; повышенная оп- лата за работу в ночное время; повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; оплата сверхурочной работы).
Таким образом, компенсационные выплаты: a) носят постоянный характер – это работа во вредных ус- ловиях труда, выплаты за работу в местностях с особыми кли- матическими условиями, работа в ночное время; б) из месяца в месяц могут меняться – это выплаты за со- вмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличе- ние объема работ, сверхурочная работа.
4.4. Выплаты стимулирующего характера
Начавшаяся в 2011 г. Программа модернизации здравоохра- нения имела цель – повысить заработную плату медицинских работников до 200% от среднего по соответствующему региону.
65
Для этого было введено понятие «стимулирующие выплаты медработникам». Указанная выше программа принципиально изменила систему начисления заработной платы как врачам, так и медсѐстрам.
Однако под ее действие попали далеко не все работники здравоохранения.
Не положены стимулирующие:
1. Администрации предприятия. Заведующие могут стать исключением из правил, если занимаются медицинской прак- тикой.
2. Медикам, попадающим под действие программы «Здоро- вье», а конкретнее, занимающимся оказанием помощи при ро- дах, во время ухода за младенцами; педиатрам, участковым терапевтам, семейным врачам, младшему персоналу, работаю- щему с ними в тандеме.
3. Специалистам, оказывающим высокотехнологичную по- мощь (клеточные технологии, роботизированная техника, ин- формационные технологии и методы генной инженерии).
Выплата стимулирующих медикам должна способствовать активизации их деятельности, повышению уровня обслужива- ния населения.
На основании пункта 6 Постановления Правительства Рос- сийской Федерации от 05.08.2008 № 583 Минздравсоцразвитием разработаны и направлены во все учреждения рекомендации, обязательные к исполнению при разработке внутренних доку- ментов. Руководствуясь этой бумагой, каждая организация ут- верждает собственное Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам. При разработке и утверждении реко- мендаций медучреждениям Правительство Российской Федера- ции советуется с профсоюзами.
Данный формат называется трехсторонней комиссией, в ко- торой еще принимают участие работодатели. Заседает она еже- годно, следовательно, рекомендациями снабжает администрации медучреждений тоже один раз в год.
Положение о стимуляции труда деньгами тоже должно ут- верждаться на местах только на указанный период.
66
В нем отражаются следующие моменты:
– источники финансирования, из которых станут выплачи- вать стимулирующие (создается специальный фонд на предпри- ятии);
– категории специалистов, подпадающих под действие По- ложения;
– конкретная схема начисления с разделением на финанси- рование из: средств обязательного страхования и денег, полу- ченных от предпринимательской деятельности;
– критерии эффективности труда медиков.
Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 «Об ут- верждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях» содержит ряд конкретных фак- торов, подлежащих поощрению, а именно:
– продолжительность и непрерывность стажа;
– итоги работы;
– достижения, связанные с напряженностью деятельности;
– качество труда.
Какие еще могут быть доплаты, кроме стимулирующих?
Виды доплат: оплата по «дорожной карте» медработников.
В рамках этой государственной программы запланировано по- стоянное повышение заработной платы врачам, среднему и младшему персоналу. В результате зарплата должна составлять от 100 до 200 % от среднего дохода по региону; оплата диспан- серизации медработникам (2019). Специалисты получают доп- лату за дополнительную диспансеризацию бюджетников, которые трудятся в школах, медицинских организациях, спор- тивных и научно-исследовательских учреждениях. Правило не распространяется на семейных врачей, участковых терапевтов и медсестер, работающих с ними; выплаты по программе «Зем- ский доктор». Для медиков, выполняющих свои обязанности в селе, предусмотрена компенсация в 1 млн р. Условия: возраст – не старше 50 лет, высшее образование и оконченная интернату- ра по профилю, а также готовность к работе в одном населенном пункте на протяжении пяти лет.
67
Как указывалось выше, одним из элементов надтарифной части заработной платы является премия.
Премии могут выражаться в двух основных формах:
– поощрение за особые заслуги или определенные достиже- ния результатов труда в рамках системы оплаты труда;
– награждение отличившихся работников вне системы оп- латы труда.
Таким образом, оплата труда работникам здравоохранения постоянно совершенствуется.
Контрольные вопросы
1. Какими законодательными актами и нормативными до- кументами регулируется вопрос оплаты медицинским работ- никам?
2. Что предусматривает новая система оплаты труда? Что в ней появилось нового по сравнению с ранее существовавшим директивным подходом к формированию заработной платы ра- ботников здравоохранения (на основе Единой тарифной сетки)?
3. Какие виды надбавок Вы знаете?
4. Какие факторы подлежат поощрению?